Внеклассное мероприятие Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Наш край в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года без объявления войны на нашу страну «напала» Германия, нарушив труд мирных людей.
В тот самый час воскресным днём,
По праздничному делу,
В саду косил ты под окном
Траву с росою белой
Трава была травы добрей –
Горошек, клевер дикий,
Густой метёлкою пырей
И листья земляники.
И ты косил её, сопя,
Кряхтя, вздыхая сладко.
И сам подслушивал себя,
Когда звенел лопаткой.
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьём бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный хмель
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косьё в руках скрипело.
И солнце жгло, и дело шло,
И всё, казалось, пело:
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
И палисадник под окном,
И сад, и лук на грядках –
Всё это вместе было дом.
Жильё, уют, порядок.
Не тот порядок и уют,
Что, никому не веря,
Воды напиться подают,
Держась за клямку двери,
А тот порядок и уют,
Что всякому с любовью
Как будто чарку подают
На доброе здоровье.
Помытый пол блестит в дому
Опрятностью такою.
Что просто радость по нему
Ступить босой ногою.
И хорошо за стол свой сесть
В кругу родном и тесном,
И, отдыхая, хлеб свой есть,
И день хвалить чудесный.
Тот вправду день из лучших дней,
Когда нам вдруг с чего-то –
Еда вкусней, жена милей
И веселей работа.
Коси , коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Домой ждала тебя жена,
Когда с нещадной силой
Старинным голосом война
По всей стране завыла.
И, опершися на косьё,
Босой, простоволосый,
Ты постоял и понял всё
И не дошёл покоса.
Не докосил хозяин луг.
В поход запоясался,
А в том саду всё тот же звук
Как будто раздавался :
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – и мы домой.
И был ты, может быть, уже
Забыт самой войною.
И на безвестном рубеже
Зарыт иной землёю.
Не умолкая, тот же звук,
Щемящий звон лопатки,
В труде, во сне тревожит слух
Твоей жене – солдатке.
Он сердце ей насквозь изжёг
Тоскою неизжитой,
Когда косила тот лужок
Сама косой небитой.
Слепили слёзы ей глаза,
Палила душу жалость.
Не та коса, не та роса,
Не та трава, казалось
Пусть горе женское пройдёт,
Жена тебя забудет
И замуж, может быть, зайдёт
И будет жить как люди.
Но о тебе и о себе.
О давнем дне разлуки
Она в любой своей судьбе
Вздохнёт при этом звуке :
Коси, коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
С самых первых дней войны наше село стало героическим тылом. Почему я так говорю? Потому что 230 метелинцев были награждены после войны медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», среди них – 12 подростков, одна из них – Бондюгова Александра Ивановна – посмертно.
Но ещё 21 июня в районе шла мирная жизнь: на заседании Дуванского райсовета решалось десять вопросов: о силосовании, о будущем покосе, о работе кирпичного завода и другие.
А на следующий день, 22 июня, решался только один вопрос: «О всеобщей воинской мобилизации», докладывал военком Семенюк.
23 июня 1941 года метелинцы стали уходить на войну. Старожилы рассказывают, что в первые дни войны уходило по несколько человек в день, а в июле – по 24; 25; 26; 30. С уходом мужчин вся тяжесть мужского труда легла на плечи подростков, стариков и женщин. Фронту отдали технику, самых лучших лошадей, упряжь. Даже верёвки. И остались одни женщины, дети, старики с неубранным хлебом и с недокошенным сеном. Ни комбайнов, ни тракторов не было, да и лошадей было мало.
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила?
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
В тот вечер простился с тобою
Твой муж или брат, или сын.
И ты со своею бедою
Осталась один на один.
Одна на один со слезами
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И всё без конца и без края:
Печали, труды и заботы,-
И всё на тебя, на одну.
Ты шла, затаив своё горе.
Суровым путём трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В морозы, снега и метели
У той, у передней черты.
Солдат согревали шинели,
Что шила заботливо ты.
За всё ты бралася без страха
И как в поговорке какой,
Была ты и пряхой, и ткахой.
Умела пилой и иглой.
Рубила, возила, копала,
Да разве же всё перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что просто отлично живёшь.
Бойцы твои письма читали
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву,
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё.
Это стихотворение, написанное Михаилом Исаковским, о наших бабушках и прабабушках, которые жили и работали в годы Великой Отечественной войны.
Наряду с женщинами на уборке урожая трудились подростки 13-14-15 лет. Получалось так, что женщины, которые вместе с ними работали, уходили на ночь домой, а подростки оставались в поле и уже с раннего утра принимались за работу.
Убирали вручную, жали серпами и обмолачивали тоже вручную. Потом это зерно везли на сушилку и сушили.
Осень рано выпал снег, и часть урожая осталась под снегом. Колосья выкашивали литовками. Седьмого ноября, после митинга, хлеб сгребли в валки, потом его обмолотили, зерно увезли на Сулеинский элеватор. Со всего района двигались в сторону элеватора сотни подвод с зерном.
Уже в октябре 1941 года в село стали прибывать эвакуированные. Это были люди разных национальностей, приехали они из разных мест: Латвии, Белоруссии, Украины, Ленинграда.
Среди эвакуированных были русские и украинцы, белорусы и поляки, финны и евреи, татары и латыши: Фляуманы, Ванго, Исламовы, Хоутори, Защеринские, Ленских, Афонины, Шейдты, Кугели и другие.
Метелинцы всех приняли и всех приютили, почти в каждом доме появились жильцы. По два, три, четыре, пять и даже шесть человек заходило в дом, и каждому находилось место. Была осень, а эвакуированные приехали в лёгкой одежде и обуви, и метелинцы поделились с ними поношенной одеждой.
Когда устроили эвакуированных, в Метели стали приезжать трудармейцы. Это были русские, башкиры, татары, выходцы из соседних районов – Мечетлинского, Караидельского и других: Самигуллины, Журавлёвы.
Трудармейцы, эвакуированные и метелинские колхозники работали на лесоповале в посёлке Гладких, Югузе, Аязе, Табаске. Метелинцев направляли и на Юрюзань. Жили в бараках, спали на больших сплошных нарах. В небольшой комнате топилась печка – буржуйка, над ней развешивали промёзшую за день обувь. От обуви шёл горячий пар, в бараках было душно и жарко. Утром в непросохшей обуви шли в лес. Валили лес и срубленные деревья спускали по горе к реке или подвозили к берегу на лошадях. Весной лес плотили и спускали до Уфы. Брёвна вначале связывали в кошмы связками из шести брёвен, двенадцать кошом составляли плот. Брёвна в кошму связывали кольцами из ветвей, а кошмы в плот – верёвками. Лес был строевой и крепёжный. Строевой лес шёл на ружейную болванку и фанеру, крепёжный шёл в шахты.
Плоты управлялись вёслами из брёвен – бабайками. На плотах устраивалось огнище – место для костра и сооружался балаган из жердей и соломы. Вести плот по крутой, извилистой реке было сложно: плоты часто разбивались на крутых поворотах, садились на мель или отяжелевшие от воды брёвна спускались на дно реки.
Столовая эвакуированных и трудармейцев находилась в посёлке Гладких, в трёх километрах от села. Питание было скудным: выдавался хлебный паёк от 400-800 граммов и жидкая похлёбка из мёрзлой картошки и капусты. Норма хлеба зависела от выработки. Если рабочий выполнял две нормы, то получал около 1,5 кг. хлеба.
Трудармейцы жили в общежитии в посёлке Гладких. Среди них было много пожилых людей, которые при всём желании не могли выполнить норму. Поэтому и хлеба такие трудармейцы получали мало. Они сильно голодали, от голода опухали. Многие умерли от непосильного труда и голода. Эвакуированные получили весной небольшие участки земли и засадили их картошкой и овощами. Одевались эвакуированные в стёганные брюки, телогрейку, лапти. Метелинцы помогали им, чем могли.
В годы войны особенно трудно приходилось многодетным семьям. В семье Нехороших Дмитрия Ивановича было пятеро детей. В начале войны отец и старший сын ушли на фронт, вскоре семья получила две похоронки. Старшей дочери было 15 лет, младшей – 1 год. Семья сильно голодала, собирали колоски. Анисья Дмитриевна часто ходила в поле за колосками, простыла, умерла от недоедания. Дети воспитывались в детдоме.
Остались сиротами Колобовы, пятеро детей, воспитывались мачехой Надеждой Павловной Меркурьевой. Бондюгова Елизавета Григорьевна овдовела в двадцать семь лет, осталась с семерыми детьми на руках.
Анна Гаврилова Мальцева вспоминает: «Помню, что всегда хотелось есть. Ходили на Дубовую гору летом за пиканами, копали в лесу саранки, собирали колокольчики, свербигу, кислицу, из крапивы делали селянку, хлеб пекли из желудёвой муки, он был похож на пластелин. В пищу шла свёкольная ботва, мякина от колосьев. Летом выручали река и лес.
В войну не было самого необходимого: соли, спичек, мыла, керосина. Женщины всегда старались держать в печурке горячие угольки. Если не было спичек и угольков – бежали к соседям за угольком. Стирали бельё щёлоком. Метелинцы даже научились делать мыло сами: варили его из каустической соды и мяса мёртвых животных.
Но несмотря на все трудности и лишения, на голод и холод, метелинцы самоотверженно трудились на полях и фермах. Осенью 1941 года была создана тракторная бригада, в которую вошли Бондюгова Августа Александровна, Пастухова Полина Константиновна, Усанина Клавдия Ивановна, Чечушкова Варвара Анатольевна, Ярушина Анна Григорьевна, Копытов Михаил Иванович и другие. Учились на трактористов в Ярославской МТС один месяц и практиковались дома полтора месяца.
Вся техника была отдана фронту, остались только газогенераторные тракторы, которые топились чуркой – мелкими, тонко нарезанными полешками величиной со спичечный коробок. Трактора часто ломались, поэтому трактористки иногда не спали по пять суток: ремонтировали трактора. Ремонтная мастерская находилась в Ярославке, в двадцати километрах от Метелей. Ходить в Ярославку приходилось пешком. За опоздание на пятнадцать минут могли посадить в районную тюрьму.
В посёлке Гладких находились СТФ и МТФ. Все работы на фермах делали вручную: носили воду, корма, убирали помещения. Кормов всегда не хватало. Весной коров поднимали, потому что сами они не могли подняться. На работу шли и в лютый мороз, и в пургу. Иногда приходилось добираться до посёлка Гладких по колено или по грудь в снегу.
В нескольких помещениях размещалась овцеферма. Кормов не хватало, был большой падёж овец. Кормили льном, соломой с крыш, но поголовье овец сохранили. Из овечьего молока в Сальёвке делали брынзу. Заведовала фермой Щербакова Анна Александровна.
Во время работы в поле женщинам и подросткам выделялась мука, которую делили ложками, потом из муки заваривали жиденькую кашу (завариху). Женщины сливали жидкость в бутылки и брали с собой домой, для детей. Работали фактически бесплатно или, как говорят старожилы, «за палочки» ( за трудодни).
Метелинцы собирали средства на самолёт «Башкирский истребитель». Отправляли на фронт тёплые вещи: шерстяные носки, рукавицы, валенки, овчины, девушки вышивали кисеты.
Дети уже в десять лет выходили в поле: под жарким июльским солнцем пололи хлеба, лён, работали на покосе. Осенью рвали лён, участвовали в уборке хлеба, копали картошку. Дома вместе с матерями возили на санках дрова из леса, солому с поля. Вскапывали весенние огороды.
Невозможно читать без волнения воспоминания бывшей учительницы Метелинской семилетней школы Юлии Гурьевны Секериной: «Очень трудно было жить и работать в годы войны: голод, совсем не было чернил и тетрадей. Из старых газет «сшивали тетради» и писали на них. Чернила были из свёкольного сока. Но что запомнилось на всю жизнь: полуголодные ребята самостоятельно работали в поле и хорошо учились, потому что твёрдо знали : это их вклад в Победу. У каждого ученика кто-то был на фронте, а на многих из ушедших на фронт пришли похоронки Коллектив школы всегда жил полнокровной жизнью, учителя были агитаторами и артистами. В военные годы ставили на сцене такие серьёзные вещи, как «Без вины виноватые», концерты. В воскресные дни учителя школы: Турышев С. Ф. и Мартьянова А. Д. проводили в клубе политинформации, на которые собиралось до двухсот человек.»
Горе и лишения метелинцы переживали вместе, поддерживая друг друга добрым словом, шуткой, песней. А самое главное – люди верили в Победу и в то, что своим трудом они приближали её. В Метелях сохранилась частушка военных лет: «Вот кончится война,
Пойдут солдаты ротами,
Я своего дорогого
Встречу за воротами».
И война окончилась. Когда в Метелях узнали о Победе, шла посевная. Радио в селе не было. Из района позвонили в правление колхоза и сообщили долгожданной Победе. Весть быстро разнеслась по селу. В поле состоялись короткие митинги, а на следующий день был большой митинг на бывшей церковной площади. Люди встретили победу с большой радостью, со слезами на глазах.
Метелинцы выстояли в этой страшной и кровавой войне вместе со всей страной. Они продолжили традиции дедов и прадедов: они честно защищали Родину.
15