Методическая разработка урока по литературе на тему Подвиг защитников Брестской крепости. К.М. Симонов Майор привез мальчишку на лафете


Урок литературы в 5 классе.
Тема: Подвиг защитников Брестской крепости. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».
Цель: рассказать о ВОВ, познакомиться с биографией писателя, развивать навыки исторического комментария, выразительного чтения и анализа стихотворения.
Задачи:
Образовательные:
-расширить знакомство учащихся с биографией и творчеством К.М. Симонова.
Развивающие:
-развивать умения работать над выразительным чтением, анализом стихотворного произведения;
-формировать поисково-исследовательские навыки у школьников;
-развивать монологическую речь, память.
Воспитательные:
-привить любовь к слову, привлечь к чтению военно-патриотической литературы через творчество К. Симонова.
Оборудование: портрет К.М. Симонова, выставка произведений К.М. Симонова, презентация «Брестская крепость»
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Слово учителя литературы.
28 ноября исполняется 100 лет со дня рождения русского поэта К.М. Симонова. В рамках чествования этой даты мы посетили школьную библиотеку с обзором книг поэта, готовились к конкурсу чтецов, а сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством поэта. Наш урок немного необычный – бинарный. Мы проведем его вместе с учителем истории. Цель нашего урока – познакомиться с биографией поэта, поговорить о событиях Великой Отечественной войны, работать над выразительным чтением. Запишите в тетрадь дату и тему урока.
Война - самое трагичное событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушения, страдание многих людей и в первую очередь детей. Войны всегда приносят горе, смерть, разрушения. И особенно трагической для советского народа была война 1941-1945 года. Поэтому ее называют Великой, т.к. она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну.
3. Слово учителя истории.
О событиях июня 1941 года, о защитниках Брестской крепости (презентация).
Итак, дети, все мы знаем, что 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война, развязал которую Адольф Гитлер – лидер нацисткой Германии в тот период.
Первый удар приняла на себя так называемая Брестская крепость. Брест, был одним из пограничных гарнизонов на территории СССР, он прикрывал путь к центральной магистрали, ведущей в Минск.
Оборона Брестской крепости, стала очень важным сражением, в котором советские войска смогли показать свою готовность защищаться до последней капли крови, несмотря на преимущества противника. Оборона Бреста вошла в историю, как одна из самых кровавых осад, ив то же самое время, как одно из самых великих сражений, показавших все мужество советской армии.
Город Брест вошел в состав Советского Союза незадолго до начала войны - в 1939 году. К тому моменту, крепость уже утратила свое военное значение благодаря начавшемуся разрушению, и оставалась в качестве одного из напоминаний о былых сражениях.
Штурм Брестской крепости начался утром 22 июня 1941 года одновременно с началом Великой Отечественной войны. Казармы и жилые дома командования, были первыми подвергнуты мощному артиллерийскому огню и ударам со стороны авиации, так как немцы хотели прежде всего уничтожить полностью весь командный состав, находившийся в крепости и тем самым ввести сумятицу в состав армии, дезориентировать ее.
Несмотря на то, что практически все офицеры погибли, оставшиеся в живых солдаты смогли быстро сориентироваться и создать мощную оборону. Фактор внезапности сработал не так, как рассчитывал Гитлер и штурм, который согласно планам должен был закончится к 12 часам дня, растянулся на несколько дней.
Защитники крепости находились в заведомо проигрышном положении, однако даже этот факт не позволил им сдать свои позиции и позволить немцам быстро и безоговорочно завладеть Брестом.
22 июня было совершено 8 попыток прорваться в крепость со стороны немцев, однако они не дали результата. Более того, немецкая армия, вопреки всяческим прогнозам, понесла значительные потери. Немецкое командование решило сменить тактику – вместо штурма, теперь планировалась осада Брестской крепости. Войска, прорвавшиеся внутрь, были отозваны и рассортированы по периметру крепости для того, чтобы начать продолжительную осаду и отрезать советским войскам путь к выходу, а также сорвать поставки продовольствия и оружия.
Утром 23 июня началась бомбардировка крепости, после которой снова была произведена попытка штурма. Часть групп немецкой армии прорвались внутрь, но столкнулись с ожесточенным сопротивлением и были уничтожены – штурм снова провалился, и немцам пришлось вернуться к тактике осады. Начались протяженные бои, которые не стихали несколько дней и сильно вымотали обе армии.
Сражение продолжалось несколько дней. Несмотря на натиск немецкой армии, а также артобстрелы и бомбардировки, советские солдаты держали оборону, хотя им не хватало оружия и продовольствия. Через несколько дней были прекращены поставки питьевой воды, и тогда обороняющиеся приняли решение выпустить из крепости женщин и детей, чтобы те сдались немцам и остались живы, однако некоторая часть женщин отказалась покидать крепость и продолжала сражаться.
26 июня немцы предприняли еще несколько попыток прорваться в Брестскую крепость, удалось это сделать частично – несколько групп прорвались внутрь. Лишь к концу месяца немецкая армия смогла захватить большую часть крепости, убив советских солдат. Однако разрозненные и потерявшие единую линию обороны группы, все еще продолжали оказывать отчаянное сопротивление даже тогда, когда крепость была взята немцами.
Сопротивление отдельных групп солдат продолжалось вплоть до осени, пока все эти группы не были уничтожены немцами и не погиб последний защитник Брестской крепости. В ходе обороны Брестской крепости, советские войска понесли колоссальные потери, однако в то же самое время, армия проявила неподдельное мужество, тем самым показав, что война для немцев не будет такой легкой, как рассчитывал Гитлер. Обороняющиеся были признаны героями войны.
4.Слово учителя литературы.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов был Константин Михайлович Симонов.
5.Биография К. М. Симонова (рассказ учащихся).
1.Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году.
2. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.
В1938 году К. Симонов закончил литературный институт. К этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году- были напечатаны его первые стихотворения.
3.Во время войны он работал военным корреспондентом. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова. Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.
6.Выразительное чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете».
7.Анализ произведения.
-Какое впечатление на вас произвело это произведение?
-Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
Учитель истории:
Знаете, дети, во время наступления немцев на Брестскую крепость, их силы настолько превосходили силы защитников, что советские войска были вынуждены отступать вглубь Цитадели. Когда нацисты начинали минометный обстрел и бомбардировку, защитники крепости, женщины и дети, которых не успели вывести, были вынуждены прятаться еще и в подвалах. Об этих событиях и говорится в стихотворении.
- Откуда везли мальчика?
Запись в тетрадь.
Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
Лафет — станок артиллерийского орудия.
Найдите описание мальчика, зачитайте.
- Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? (мальчик быстро повзрослел от горя)
- Почему мальчик стал « седым»?( Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой бойцам, которые шли из глубины России на фронт.)
Какие слова заставляют удивиться, что необычное мы видим? («Седой мальчишка».) (Эпитет. Его роль.)
-Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете // Ему зачтутся эти десять дней»? ( Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг)
- Как вы понимаете слова: « Ты говоришь, что есть еще другие,// Что я там был и мне пора домой…» (Автор вспоминает о женщине, которая ,очевидно, уговаривает его остаться, говорит ему, что он уже видел эту страшную войну, есть еще другие, которые не были на этой войне.)
- Какими словами из стихотворения можно ответить на эту просьбу остаться дома? (« Кто раз увидел этого мальчишку,// Домой прийти не сможет до конца»)
- Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора? (Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю)
-Как вы понимаете слова «оборвало сердца», «Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца»?
(Метафоры.)
- Почему автор пишет «твой мальчик спит за тридевять земель, в горах Урала»? (Многие дети были эвакуированы на Урал или в Сибирь).
-Учитель истории комментирует строки: «За тридевять земель, в горах Урала, Твой мальчик спит.)Учитель истории:
Во время обороны Бреста, женщин и детей старались эвакуировать как можно скорее. Тех, кого удалось спасти, отправляли подальше от боевых действий, в район Урала. Это и подразумевал автор в своих строчках «За тридевять земель, в горах Урала, Твой мальчик спит».
- Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете? ( Автор верит, что русские смогут победить фашистов, что его сын останется жив. И если вдруг и его сыну суждено пойти защищать свою страну от врагов, он это сделает, т.к. долг каждого мужчины защищать свою страну)
- Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
8. Работа в группах.
1. Юные литературоведы (сделать письменный анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете»).
2. Юные историки (личности по портертам).
3. Юные поэты (поработать над сочинением собственного стихотворного произведения по мотивам стихотворения К.М. Симонова.)
4. Юные художники (выполнить иллюстрации к стихотворению).
5. Юные чтецы (работать над выразительным чтением стихотворения, сделать партитурную разметку).
9. Отчет творческих групп.
10. Заключительное слово учителя.
Стихотворение К. М. Симонова – это монолог мужчины. Оно состоит из двух частей: описание увиденной при отступлении картины и обращение к любимой женщине. Стих отворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
10. Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...".
2. Написать сочинение "След войны в моей семье".
3. Подготовить иллюстрацию к стихотворению К.М. Симонова.