Открытый урок К.Симонов «Майор привез мальчишку в лафете». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война.


Тема: И тема сегодняшнего урока К.Симонов «Майор привез мальчишку в лафете». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война.
Цель урока: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.
Задачи:
познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства;
развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении;
воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись
2. Речевая разминка.
Если плачет кто-то рядом, Слайд 1
Если слёзы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»

Слово учителя.
-Прочитайте стихотворение про себя.
-Теперь вслух птичьим базаром (хором, но кому как нравится).
-Теперь шёпотом.
-Громко.
-С весёлой интонацией.
-С грустной.
3.Беседа.
-Какая интонация подойдёт к стихотворению больше? (Грустная).
-Почему? (Дети плачут – это грустно).
-А почему дети плачут? (Упали, ударились, их обидели).
-Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут.
Звучит песня – видео «Священная война» (1-2 минуты)

-Так почему дети плачут? (Война).
-Песня «Священная война» была написана в первые дни Великой Отечественной войны. Почему её назвали Отечественной?
-Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась?
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями и давали надежду тем, кто был в тылу.

-А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио).
Скажите о чем мы сегодня будем говорить? (о войне, а именно о войне детей)
И тема сегодняшнего урока К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» и А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война.
-Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов, которые были военными корреспондентами: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского. Посмотрим, какое участие принимали дети в этой страшной войне,
Слово учителя.
Константин Михайлович Симонов. Многие его стихи солдаты во время войны носили с собой, перечитывали на привалах.

Чтение стихотворения учителем (аудио запись)

.
4.Анализ стихотворений, беседа.
Стихотворение К.Симонова «Майор привёз мальчишку
на лафете…».
- Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)- Назовите тему этого произведения (о чём оно)? (о войне детей)
- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
-Откуда везли мальчика? (Из Бреста)
Запись в тетрадь: Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?
("Седой мальчишка")
- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?
(Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.) ( Слайд 4)

Запись в тетрадь:
лафет - станок артиллерийского орудия.
-Почему мальчик седой?
(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)- Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, ":За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?
(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание.)- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?
(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.) - "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.- Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в горах Урала"?
(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.)
- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
Но если не вернется, если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов.)-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
Поэт своим стихотворением хочет передать весь ужас войны. Поэт рассказывает своим стихотворением о самых страшных лишениях, которые могут быть у человека - потеря матери, потеря детства. Так же он говорит, что никогда и никто не сможет жить спокойно пока есть насилие, не сможет вернуться солдат домой пока не увидит мальчика, вернувшегося в родные места, на родную землю, то есть пока враг не будет изгнан и повержен.
А. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Слово учителя.
-Александр Твардовский тоже был военным
корреспондентом, участвовал в боях. Он
рассказывает о другом мальчике.
— О каком событии идет речь в стихотворении?
(Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку)
— Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?
(Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей. Рассказчик, не узнав имени мальчика, проявил неблагодарность).
Словарная работа.
Работаем с лексикой стихотворения по 1-му заданию учебника (с. 159).
— Все нынче, как спросонку... — спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
— Бедовый, из тех, что главарями у детей... — озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
— А он гвоздит — не выглянуть из башен... — он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
— ...за каким домишкой он примостился... — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
— Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.
Г. Продолжение беседы.

- В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему?
( Автор рассказывает историю не от своего имени, а от имени бывалого танкиста, и ему важно передать живую речь бойца).

— Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому?
(На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку).
-Прочитаем диалог между танкистом и мальчиком
по ролям.
-Могло ли это быть так, как на картине Ю. Непринцева Репродукция
«Отдых после боя»?в учебнике.
-Опишите картину. Что делают бойцы? Где происходит
действие?
Сопоставительный анализ стихотворений
-Почему у героев нет имён?
-Авторы хотели подчеркнуть ещё и то, что таких
мальчиков и девочек было очень много. Дети были
настоящими бойцами.
-После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?
(Не забывать имена героев)
-Давайте прочитаем слова на доске (эпиграф) слайд 14
-Какой же ценой завоёвано счастье? (Горе, слёзы детей, смерть)
Заключительное слово учителя.
5. Домашнее задание.
Выразительное чтение одного стихотворения.