Доклад на тему Художественная керамика, как средство коррекции и эстетического развития умственно отсталых школьников


Художественная керамика, как средство коррекции и эстетического развития умственно отсталых школьников
В настоящее время огромный интерес людей вызывают различные виды искусства и, в частности, в декоративном искусстве - художественная керамика. Нормы приобщения к искусству керамики различны: кроме профессиональной деятельности и промышленного производства существует народное и самодеятельное творчество. В наши дни традиционная керамика, изготовленная ручным способом, продается лишь в художественных салонах в качестве сувениров, но использовать их можно, безусловно, и в бытовой практике и в декоративных целях.
Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический и этический вкус ребенка, а также развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.
Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Богатые качества глины определяют и различные подходы к формообразованию декоративных изделий и дети обучаются овладевать и использовать их в своих работах.
Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение в художественном образовании обучающих. В процессе анализа форм и декоративного оформления бытовых предметов педагог раскрывает содержание таких понятий как дизайн, декор, комфорт, конструкция, гармония, орнаментика, пропорция, ритм, симметрия, художественное качество. Раскрытие определенного термина декоративно-прикладного искусства дает возможность формирования первоначальных основ изобразительной грамоты учащихся.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование основ социально - активной личности.
На уроках художественной керамики развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет, имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании умственно отсталого школьника формируется образ. Кроме того, занятия по художественной керамики в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведёт к более точной передаче формы.
Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе уроков художественной керамики при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путём непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путём налепов или удаления лишней глины. Обучающийся может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.
Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то на уроках художественной керамики на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и ритм, а также практическая значимость этой вещи. Три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребёнке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.
Уроки по художественной керамике, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. На уроках дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путём. Уроки по художественной керамике влияют на общее развитие детей, в том числе и на развитие эстетического чувства. Дети познают красоту глины, им нравится её мягкость, пластичность, цвет. Они любуются формой предметов, с которых лепят, их увлекает плавность перехода одного объёма в другой, красивые пропорции, а также ритм форм и украшений. Обучающий радуется тому, что он вылепил, что с этим изделием можно играть или украсить им интерьер собственной комнаты или класса. От всего этого ребёнка охватывает волнение, которое можно рассматривать как первоначальный этап эстетических чувств.
Большое значение для формирования эстетического чувства имеет обучение детей сделать работу понятной для окружающих. Ребёнку важно, чтобы его работа нравилась другим детям, учителю, воспитателю, родителям.
Занятия лепкой требуют постоянного анализа натурального предмета, образца или рисунка, сравнения с выполняемыми изделиями. Поэтому учащихся нужно научить определять характерное в объекте и на этой основе планировать предстоящую работу.
Своеобразие этого вида труда состоит в том, что он относится к изобразительной деятельности, а это позволяет осуществлять задачи эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности, даёт возможность научить умственно отсталых школьников образно отражать предметы и явления окружающей действительности. Такие понятия, как форма, пропорции, композиционное решение, пространственное отношение предметов, формируются у умственно отсталых детей в процессе конкретно-предметной деятельности.
Для развития эстетического восприятия умственно отсталых детей очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчёркивать их красоту, использовать образное сравнение.
При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у умственно отсталых детей легко возникает волнение, в котором в неосознанном, загадочном виде проявляется и эстетическое чувство. Их волнует яркий цвет, причудливая форма, блестящая поверхность. Постепенно эти чувства становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают уже более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовые сочетания. Развитие у умственно отсталых детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, лёгкий, радостный, праздничный, живой и т.д.
Для эстетического воспитания умственно отсталых детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
В лепке, как и в рисунке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему. Задача педагога – научить умственно отсталых детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копировать их. Нужно предлагать детям такую тему для лепки, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребёнка, взволновала его, и чтобы ему захотелось выразить её как можно лучше: например, предложение слепить дом нужно подать в такой форме, чтобы у ребёнка возникло желание пофантазировать и придумать "свой" дом с присущими только ему выразительными чертами.
Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбирает педагог для изображения. Это должны быть не только хорошо знакомые предметы, игрушки, но и предметы красивые, вызывающие положительные эмоции: радость, удивление, восхищение. Таким образом, уроки художественной керамики содействуют формированию не только эстетического чувства, но и эстетического отношения к тому, что получилось.