Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения, как метод формирования творческой активности учащихся.


Тема методического проекта: Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения, как метод формирования творческой активности учащихся.
Выполнила: Учитель начальных классов Евдокимова С.М.
«Среди многих боковых тропинок,
сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее
всего одна, которая бы научила нас искусству
приобретать знания с затруднениями»
Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.
Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию творческих способностей человека, делают особенно актуальной проблему развития творческой активности, как интегрального качества личности наиболее адаптируемого к новым социально-экономическим условиям. Системно-деятельностный подход положен в основу разработки Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, приоритетным направлением, которых является «реализация развивающего потенциала общего среднего образования… формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Актуальность.
Проработав год в 3 классе я столкнулась с тем, что у учащихся недостаточно сформировано умение анализировать, не отработан на достаточном уровне навык самоконтроля, учащиеся не всегда умеют демонстрировать волевые качества, не умеют планировать собственную работу, практически не проявляют творческую инициативу. Понаблюдав за обучающимися я решила попробовать развивать творческую активность учащихся. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме творческой активности дает возможность полагать, что для ее развития могут быть использованы различные методы и средства. На мой взгляд, одним из условий развития творческой активности может быть использование в процессе обучения системно–деятельностного подхода на уроках литературного чтения системы.
Новизна нашего исследования заключается в использовании системы методических приёмов системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения, направленных на повышение уровня творческой активности младших школьников.
Цель исследования формирование творческой активности учащихся на уроках литературного чтения с применением на уроках системно–деятельностного подхода.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить состояние проблемы формирования творческой активностимладших школьников как научной и практической проблемы.
2. Определить уровни развития творческой активности учащихся 4 класса.
3. Разработать специальные уроки в системно-деятельностном подходе, на которых в определенной последовательности проводиться работа по формированию творческой активности младших школьников, и экспериментально их апробировать.
Объектом исследования является целенаправленный процесс формирования творческой активности у учащихся 4 класса.
Предмет исследования – системно-деятельностный подход, как метод формирования творческой активности обучающихся на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: при условии применения на уроках системно-деятельностного подхода процесс обучения станет более эффетивным, а это приведет к формированию творческой активности.
Методы исследования:
метод теоретического анализа специальной педагогической, психологической литературы;
педагогическое наблюдение формирования творческой активности школьника, анкетирование, тест Торренса, тест «Нерешаемая задача»
констатирующий, формирующий и завершающий этапы эксперимента;
Экспериментальная работа проводилась по трем этапам: констатирующий, формирующий и заключительный.
1. Констатирующий этап
Наше исследование началось с изучения проблемы что такое «творческая активность».
Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и другое творчество. Творческая активность необходима и в учебной деятельности.
В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьников в процессе обучения использовались следующие методы: анкетирование учащихся, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Экспериментальная работа по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках проводилась по программе «Школа России» на уроках литературного чтения.
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами 2013 – 2014 уч. году в 4 А классе школы № 5 г. Корсакова. Констатирующий этап проходил в сентябре 2013 года. В эксперименте участвовала группа из 14 человек
Для выявления уровня творческой активности, детям была предложена анкета (Приложение № 1).
Для определения уровня волевого усилия в интеллектуальной деятельности применялась методика Боязитовой В.И. "Нерешаемая задача" (Приложение №1).
Для определения уровня развития любознательности использовался тест-игра "Вопрошайка" (Приложение №1).
Для проверки развития творческого воображения и фантазии учащимся так же был предложен тест Торранса (Приложение №1).
Для проверки полноты выполнения задания и оригинальности выполнения был предложен учащимся тест "Несуществующие животные" (Приложение №1).
В результате проведенного констатирующего эксперимента я дифференцировала всех учащихся по четырем уровням сформированности творческой активности. Каждая группа была выделена на основании качественного проявления показателей творческой активности.
Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков.
Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен.
Недостаточно высокий уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив.
Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес.
Проведенный констатирующий эксперимент показал преобладание в классе детей с низким и средним уровнем сформированности творческой активности детей (Таблица№2).
Рис. 1
63914214780300
С целью развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения я перешла ко второму этапу работы - формирующему эксперименту.
2.Формирующий этап
Формирующий этап проводился нами с октября по апрель 2014 года. В ходе эксперимента учащимся предлагалась система заданий, направленных на развитие творческой активности. Чтобы применить СДП я использовала методику ТДМ (технология деятельностного метода) надпредметного курса Л.Г. Петерсон «Мир деятельности». Применяя технологию деятельностного подхода, я разработала уроки в зависимости от типа урока (урок рефлексии, построение системы знаний, обучающего контроля и др.) Использование ТДМ на уроках литературного чтения создает условие всего комплекса формирования УУД определимых ФГОС. Так проводимые мной уроки включали в себя следующие этапы:
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
Выявление места и причины затруднения
Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
Реализация построения проекта
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Включение в систему знаний
Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).
Каждый урок и задание соответствует определенной теме учебника чтения "Родная речь" - 4 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Приведу конкретные примеры заданий из разработанной системы уроков с применением системно-деятельностного подхода.
На уроке по изучению сказки П. Ершова "Конек-горбунок" на этапе актуализации знаний, учащиеся проводили наблюдение за характером героя, где был поставлен проблемный вопрос «Как вы думаете, почему Конек-горбунок один из самых любимых героев детских книг вот уже много лет?»
В уроке И. А. Бунин «Листопад» на этапе построения проекта выхода из затруднения ребятам были предложены следующие вопросы: Какие мысли автор не высказал прямо, а спрятал между строк? Что любит автор, а чего не терпит? Откуда узнали?
В работе по теме А. П. Чехова «Мальчики» на этапе рефлексии, дети обсуждали и находили ответ на вопрос «Каким словом выражен смысл рассказа?»
Работа по формированию творческой активности проходила на всех этапах урока. Так на уроке по теме на этапе актуализации знаний учащимся было предложено задание по сюжетным картинкам предположить содержание произведения.
Развивать умения искать новые решения очень важно во взрослой жизни. Урок по теме: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», на этапе первичного закрепления во внешней речи проходило погружение ребят в мир всевозможных отношений и ситуаций. Чтение отрывков по ролям, работа с иллюстрациями, инсценирование сказки, составление рассказа по группам, рисование понравившегося сюжета из сказки.
На уроке по теме Б. С. Житков «Как я ловил человечков» при чтении текста, работа над осмыслением прочитанного шла по ходу чтения, а не после прочтения всего произведения. После чего учащимся было предложено задание: выразите личностное отношение, к происходящему в произведению.
На этапе первичного закрепления во внешней речи при изучении произведения А. И. Куприна «Барбос и Жулька» учащимся было предложено задание задать вопрос автору, для выявления умения четко ставить вопросы.
В процессе обучения не все ребята сразу могли включиться в самостоятельную деятельность. В таком случае на уроках применялась групповая работа над произведением. Иногда на уроках практиковалось инсценирование произведения.
Активно ребята проявляли творчество в сочинении своих сказок. Взяв за основу сюжет изученной сказки, наполняли его деталями собственной безграничной фантазии.
Труднее ребятам было разгадывать кроссворды по описанию героев. Данное затруднение было связано с небольшим словарным запасом, поэтому на всех уроках проводилась словарная работа с применением частично поискового метода. Так на уроке комплексного применения знаний и умений по теме Д. Свифт «Путешествие Гулливера» на этапе добывания знаний в новой ситуации учащиеся самостоятельно находили лексическое значение непонятных слов. Данная работа проводилась в учебное и внеучебное время. Таким образом, дети учились добывать информацию из разных источников.
По окончанию изучения раздела на уроке на этапе мотивации к учебной деятельности был проведен конкурс «Узнай произведение» (один ученик читает отрывок, другие должны назвать название произведение).
Творческие задания выполнялись не только на уроках, но и дома.
В процессе эксперимента нужно отметить, что происходило реальное продвижение учащихся с низким и средним уровням активности в творческом подходе к заданиям.
3. Заключительный этап
Главной задачей данного этапа явилось установление эффективности экспериментальной работы по применению системы творческих упражнений, направленной на развитие творческой активности детей.
С целью выявления изменений в развитии творческой активности детей, участвующих в эксперименте, мы провели те же методы, что и во время констатирующего эксперимента.
Данные таблиц показывают, что число детей, относящихся к низкому уровню творческой активности, снизилось. Значительно увеличилось количество детей с недостаточно высоким и высоким уровнем творческой активности. (Таблица №3)
Об успешности процесса развития творческой активности детей при обучении литературному чтению в связи с применением системы творческих заданий мы судили по изменениям (в сторону повышения) уровней развития творческой активности участников эксперимента.
Рис. 2
4820319321200
Динамика развития творческой активности детей на уроках литературного чтения отражена в Диаграмме (Рис. 3).
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что осуществленная экспериментальная работа дала положительные результаты и способствовала изменению (в сторону повышения) уровней творческой активности детей, участвующих в эксперименте.
Заключение.
Выполненное исследование, а также изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что развитие творческой активности детей на уроках с применением системно-деятельностного подхода имеет определенное теоретическое и практическое значение.
Поставленная нами цель формирование творческой активности младших школьников на уроках с использованием системно-деятельностного подхода была достигнута и реализована через поставленные задачи.
Это доказывает наш эксперимент, проведенный в 4 классе был реализован благодаря поставленным задачам. Результат экспериментальной работы позволил сделать вывод о том, что система уроков, разработанная в системено-деятельностном подходе, способствует развитию творческой активности младших школьников.
Я согласна с мнением Д.Б. Богоявленской, что "в выходе за пределы заданного и кроется "тайна" высших форм творчества, т.е. способность видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие"
Моя работа носит экспериментальный характер и может быть использована в практической деятельности молодыми специалистами учителями начальных классов, а так же студентами колледжей при прохождении педагогической практики.
Приложение № 1
Анкета
Хочется ли тебе изобрести что-нибудь необычное?
Нравится ли тебе участвовать в конкурсах, спектаклях?
Всегда ли ты обращаешься за помощью к взрослым, когда что-то не получается?
Нравится ли тебе, когда на уроках учитель дает необычные задания?
Стремишься ли ты до конца выполнить необычное задание, если оно не получается?
Какое необычное задание на уроке чтения ты выполнял последний раз?
Методика «Нерешаемая задача»
Из карточек должны складываться определенные фигуры, предметы, картинки. Первая картинка, которую экспериментатор предъявляет ребенку, должна складываться легко. Она может представлять собой одну фигуру или один предмет. В эксперименте использовали изображения овощей и фруктов: яблока, груши, огурца и т. д. Вторая картинка по условиям эксперимента должна складываться труднее. Можно использовать два предмета или две фигуры, пространственное расположение которых затрудняет составление соответствующих картинок. Третья картинка не должна составляться вообще. Для этого можно заменить карточку с изображением той части предмета, который есть на картинке, но отсутствует на другой, либо изменить соответствие изображения на картинке.
Тест – игра «Вопрошайка»
Учащимся предлагалось поиграть в игру: спрашивать взрослого все, что им хочется узнать об изображенном на картинках, которые им будут показаны, и сообщалось, что выигрывает тот, кто больше всех спрашивает. В качестве экспериментального материала используются цветные сюжетные картинки, имеющие проблемное содержание.
Задавать можно любые вопросы, например: "Этот предмет большой (маленький, мягкий, жесткий, квадратный, треугольный, круглый, теплый, холодный, живой, тяжелый, легкий, сделан из..., необходим для...)?" Задавая вопрос, нужно называть только одно свойство, потому что отвечать нужно только "да" или "нет".
После проведения игры по каждой из картинок ребенку предлагается составить рассказ.
ТТМ - тест творческого мышления ТорренсаЗадание "Нарисуй картинку" направлено на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки; задание "Незавершенные фигуры" предлагает завершить 10 незаконченных отличающихся друг от друга фигур оригинальным способом; задание "Повторяющиеся фигуры" сходно с предыдущим, но в нем предлагается дорисовать до целой картинки одинаковые фигуры.
В результате выполнения теста оцениваются такие показатели творческих способностей как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность идей, а также общий показатель творческого потенциала. На основе полученных данных делается вывод о ведущей позиции какого-либо из показателей, о стиле творческого мышления.
Тест "Несуществующие животные"
Учащимся необходимо придумать и нарисовать животное, которого на самом деле нет, и не было, и которого до них еще никто не придумал. Затем дать животному название. Если вид нарисованного животного вполне обычен, но названо оно необычно, то задание считается вполне успешным. Чем больше необычных элементов у животного, значит у ребенка хорошо развито воображение, и наоборот. Можно предложить ребенку придумать рассказ об этом придуманном животном. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются определенные дополнительные вопросы. Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования.
Приложение № 2
Таблица № 1 Уровни развития творческой активности у детей на констатирующем этапе
Фамилия, имя Показатели творческой активности Вывод об уровне творческой активности
1 2 3 4 5 1. Владимиров Д. С Н Н С С С
2. Аракчеева Н. НВ Н С С С С
3. Безруков М. Н С Н С Н Н
4. Братцев А. Н С Н С Н Н
5. Волкова А. НВ С С НВ В НВ
6. Воробьева А. Н НВ С Н Н Н
7. Елисенкова К. Н Н НВ С Н С
8. Елисенкова Н. Н С Н С Н Н
9. Ермишин И. Н Н Н С С Н
10. Каверзина А. С Н Н Н Н Н
11. Кузичкин И. В НВ В НВ В В
Таблица № 2 Распределение учащихся по уровням развития творческой активности на констатирующем этапе
Уровни сформированности творческой активности учащихся Количество детей в %
Высокий (В) 1 (9 %)
Недостаточно высокий (НВ) 1 (9 %)
Средний (С) 3 (27 %)
Низкий (Н) 6 (55 %)
Таблица № 3. Уровни развития творческой активности по результатам контрольного эксперимента.
Фамилия, имя Показатели творческой активности Вывод об уровне творческой активности
1 2 3 4 5 1. Владимиров Д. В С С НВ В НВ
2. Аракчеева Н. В НВ С НВ НВ НВ
3. Безруков М. В С В С Н С
4. Братцев А. НВ В НВ В В В
5. Волкова А. В НВ С НВ С НВ
6. Воробьева А. С Н С НВ Н С
7. Елисенкова К. В В НВ В НВ В
8. Елисенкова Н. С Н Н С Н Н
9. Ермишин И. НВ В В В В В
10. Каверзина А. ВН Н Н Н Н Н
11. Кузичкин И. НВ НВ НВ НВ С НВ
Таблица № 4 Распределение учащихся по уровням развития творческой активности на заключительном этапе.
Уровни сформированности творческой активности учащихся Количество детей в (%)
Высокий 3 чел. (28 %)
Недостаточно высокий 4 чел. (36 %)
Средний 2 чел. (18 %)
Низкий 2 чел. (18 %)
Рис. 3 Сравнительная диаграмма показателей констатирующего и заключительного этапов.