Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Весенние приключения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №206 «Детский сад присмотра и оздоровления»
«Весеннее Приключение»(занятие по развитию речи в подготовительной группе)
Составила старший воспитатель: Зимина Е.А.
Кемерово 2016-04-11
Цели:
Образовательные:
систематизировать представления о весне, явлениях природы происходящих весной.
продолжать формировать звуковую культуру речи.
Способствовать обогащению и активизации словаря.
Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев.
Продолжать формировать понятия живая и неживая природа, явления природы.
Учить устанавливать причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений.
Учить основам безопасного и бережного отношения к природе.
Продолжать учить отвечать полными предложениями.
Развивающие:
Развитие логического мышления — учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы.
Формировать умения образовывать родственные слова от слов солнце, весна, трава, цветы.
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитывающие:
Воспитывать радостное отношение детей к природе, растениям, животным.
Развивать быстроту реакции на слово воспитателя, дисциплинированность.
Соблюдать общепринятые правила поведения на занятии.
Планируемые результаты: проявить интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, участвует в разговорах во время игр. Отвечать на вопросы педагога.
Материал к занятию: наглядные картинки, раздаточные материал (картинки).
Предварительная работа: разучивание загадок, стихотворений, индивидуальная деятельность:
Игра «Вспомни родственные слова» (трава, цветок, весна, солнце).
Игра «Образуй родственные слова» (ветер).
Игра «Подбери признаки, действия» (ручей, трава, цветы).
Рисование красками «Весна».
Составление схем слов (трава, ручей, ветер).
Ход занятия:
Воспитатель. Сегодня утром я обнаружила конверт с надписью «Детям детского сада
«Кораблик». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Посмотрите, здесь книга. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) Давайте посмотрим! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает сказку).
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце)
Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,улыбчивое, радостное)
Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,деревьям)
Воспитатель: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры
Северный — холодный, колючий (у-у-у)
Южный — теплый, ласковый (и-и-и)
Восточный — пробуждающийся (а-а-а)
Западный - затихающий, спокойный, (о-о-о)
Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)
Воспитатель: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое, невеселое, печальное и т.д.)
Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)
Воспитатель: Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).
Ничего у нас с вами не получается. Для того чтобы прогнать тучки, нам нужно выполнить задания.
Воспитатель. Задание первое. Мы поиграем с вами в игру «Семейка весенних слов».
Игра с мячом:
Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.
Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.
Слова: настроение, проталины, гроза, дождь, месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце, погода, ручей и т. д.Ребята, посмотрите, одна тучка исчезла, но другие ещё остались. Значит, мы должны выполнить ещё задание, чтобы освободить солнышко.
Воспитатель: Ребята, а вы стихи о весне знаете?Дети рассказывают стихи:МартТреплет ветер за окномДерево без листьев,Воробей сидит на нём Перышки почистивПогляжу на воробьяВесело качаетсяПонимаем он и я Что зима кончается! АпрельДолга шла весна тайкомОт ветров и стужиА сегодня прямиком Шлепает по лужам,Гонит талые снегаС гомоном и звономЧтобы выстелить лугаБархатом зелёнымСкоро, скоро быть теплу! Эту новость первойБарабанит по стеклуСерой лапой верба. МайЗдравствуй, милый мой цветок,Леса гость весенний!Как красиво ты расцвёлЗдесь в уединенье!Улыбнётся ветерокИ с тобой играетСолнце целый день тебя Весело ласкает.
Физминутка:
Игра «Звонко капают капели»Произносят «Кап, кап, кап» в разных регистрах.Птицы весело поют.«Чирик, чирик, чирик!» - в высоком регистре.Встретят солнце птичьи трели,«Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р » - в самом высоком регистре.Птицы к нам тепло зовут.Каждый ребенок кричит голосом любой птицы (по выбору).Тает снег,«А-ах, а-ах, а-ах» - (сугроб оседает), (дети присаживаются)Бежит в канавкеЗвонкий чистый ручеек.«Бл-л-л, бл-л-л, бл-л-л»
Воспитатель: - Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега.
Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).
О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад).
«Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река).
«Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).Как можно ласково назвать солнце? (солнышко).
Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Воспитатель: - Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.
С чего начинается весна?
Назовите самые первые приметы весны в природе.
(Днем стало пригревать солнце, подул теплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились черные проталины, побежали, зазвенели ручьи.)
Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег, лед, бегут ручьи?
Какие изменения в жизни животных происходят весной? (дети могут опираться в ответах на мнемокартинки)
Игра «Скажи о весне».
Вам нужно будет придумать слова прилагательны к слову весна.
Дети придумывают определения к слову «весна».
Какая она? (Теплая, красивая, добрая, ласковая, чудесная, ранняя, поздняя, зеле-ная, дружная, звонкая, таинственная, хмурая, тихая, робкая, ликующая, веселая,
яркая, изумрудная, скользкая, мрачная, солнечная, загадочная, голубая).
Воспитатель: - Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.
(раздается стук в дверь). Вносится снова письмо. Весна снова нам прислала задание:
Как вы понимаете выражение писателя Н. Сладкова «Птицы весну принесли»?
Кто весну принес на самом деле?
Почему говорят: грачи открыли весну!
А какие птицы прилетают последними?
Как вы понимаете слова «весной природа пробуждается от зимнего сна»?
Сравните, какая весна в марте, какая в мае? (Ранняя — поздняя.)
Чем отличается поздняя весна от ранней?
Найдите эти отличия на картинах.
Как можно по деревьям, цветам, земле, птицам определить, ранняя или поздняя весна?
Ранняя весна: Поздняя весна:
Земля: Темный снег, черные Снега нет, зеленеет
проталины, травка, пестреет среди лужи, ручьи, травы много разных
кое-где белые полевых цветов.
подснежники
и синие пролески.
Деревья: Стоят голые, Почки лопнули,
начинают набухать почки. распустились листочки,
зацвела сирень
и черемуха.
Птицы: Громко кричат первыми Звонко щебечут
вернувшиеся грачи, ласточки, кукует
появились трясогузки. кукушка, весело поют
скворцы, по утрам
и вечерам заливаются
соловьи.
Ручьи: Маленькие ручейки В траве бегут, журчат,
пробиваются из-под снега, весело поют ручьи.
Подберите признаки и действия.
Весна Солнце
Дружная наступает весеннее греетранняя приходит теплое светит
поздняя борется (с зимой) яркое радует
веселая побеждает ласковое блеститзвонкая радует
красивая цветет
теплая благоухает
цветущая звенит
долгожданная поет
Физминутка Голубая речка.
Если речка голубая руки через стороны вверх,
Пробудилась ото сна потянулисьИ бежит в полях, сверкая, бег на месте
Значит, к нам пришла весна хлопки в ладошки
Если снег везде растаял приседание
И трава в лесу видна
И поет пичужек стая помахивая руками в стороны
Значит, к нам пришла весна хлопки в ладоши
Если солнце разрумянит наклоны головы вправо-влево и
Наши щеки до красна потереть щеки руками
Нам ещё приятней станет бег на месте и
Значит, к нам пришла весна хлопки в ладоши.
Воспитатель: Вот еще с одной тучкой справились. Но еще остались на небе. Вот еще несколько заданий:
Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение.Воробей из воду пьет лужи.Носят грачи клюве в веточки.Птицы нам вернулись к весной.
Игра « Скажи со словом «весенний».
Что можно назвать весенним? (Бросаю мяч ребенку.)
Ответы детей: ручей, дождь, день, цветок, сад, лес, огород, ледоход и др.«Весенняя» бывает? (Погода, сосулька, вода, лужа, капель, проталинка, травка,верба, река, ночь и др.)
«Весеннее» может быть? (Облако, настроение, солнце, небо, утро и др.)
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание на солнышко. Дети, как вы думаете, почему Солнышко нам улыбается?
Воспитатель: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, свети ярче и сильнее) Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.
Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
-Как чувствовали себя на занятии? Что вызвало трудности? Что больше всего запомнилось?
-Я вас всех благодарю за работу, желаю весеннего настроения!
К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить холод.