Васютка в зеркале природы, или уроки доброты и мудрости ( по рассказу В.П. Астафьева Васюткино озеро)
Урок литературы по теме
"Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты"
( по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")
Жигмитова Дарима Жамбалдоржиевна, учитель русского языка и литературы
ЦЕЛЬ: пробудить интерес к анализу художественного текста
Задачи:
Образовательные:
проанализировать произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;
помочь осознать смысл заголовка, главную мысль произведения;
учить находить проблемы произведения, поставленные автором;
уметь работать со словарем.
Развивающие:
развивать умение слушать, сравнивать и выделять главное;
развивать навыки анализа текста художественного произведения;
развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
развивать монологическую речь учащихся.
Воспитывающие:
формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.
добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины
Тип учебного занятия – урок- размышление, интегрированный.
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: текст произведения, проекционное оборудование, компьютер.
Оборудование:
Портрет В.П.Астафьева, иллюстрации
Текст рассказа “Васюткино озеро”
Видеофильм “Таинственный лес”
Презентация “В.П.Астафьев”
Раздаточный материал: сигнальные карточки, стикеры- смайлы, стикеры- рыбки
Рисунки учащихся
Аудиозапись «Звуки леса»
Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»; индивидуальные задания: чтение наизусть отрывка начала произведения, чтение наизусть «Паук и его жертва», «Тайга, тайга»»
Ход урока
Эпиграф урока : «Природа- не только источник жизни.
Она и воспитатель души»
В.П.Астафьев
I. Организационный момент ( Самоопределение)
Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей! Садитесь! Надеюсь, что на уроке вы будете активно и с интересом работать.
- Посмотрите в окно, что мы видим? Голубое небо, яркое солнце, земля пробудилась. Ребята, на ваших партах лежат веселый и грустный стикеры- смайлы. Выберите смайлик, соответствующий вашему сегодняшнему настроению. А теперь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы. Спасибо.
II. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
- Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Вторая часть “ребуса”:
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро” Васютка.
- Как вы думаете, как эти два слова взаимосвязаны? ( Речь идет о главном герое Васютке, который заблудился в тайге. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание). - Да, действительно, маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто герои рассказа? ( Васютка- мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин- бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда- старшина рыбосборочного бота).
- Зачем Васютка отправился в тайгу? ( Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил). - Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою выжить. Что же еще? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы).
- Ребята, а известны ли вам такие случаи? Может быть подобное произошло с вами или вашими знакомыми? (дети рассказывают свои истории из жизни)
- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.
Природа – друг или враг?
Спасение Васютки – чудо или закономерность?
Какие уроки дает природа герою и нам?
Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” ( слайд___ ) Запишите число и тему урока
1. Сообщение учащегося . В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. ( Чтение учителем отрывка из текста).
« Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина и, сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.»
- Какое отношение автора складывается о Васютке из этого отрывка? Уважение? Почему Васютка вызывает уважение? ( Потому что он находчивый, сообразительный, не пренебрегает советами взрослых).
- Обратимся к эпиграфу урока. В.П.Астафьев писал: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». Как вы понимаете его слова? ( Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только смелости и силы, но и многих практических знаний и умений).
- Как вы думаете кто же был учителем Васютки?
Природа ( слайд, карточка)
2. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
Природа - учитель и друг.
“Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…” (Сюнь-цзы)
Беседа по вопросам:
Какие ловушки устраивает природа? Эпизод с глухарем
В какой момент Васютка понял, что заблудился? Ответы учащихся
Чтение учеником отрывка наизусть «Паук и его жертва». Кто желает прочитать отрывок?
В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук, – билось сердце. Потом напряженный до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далекого самолета. Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птички. Опытный охотник – паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет – убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!
- «Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто»
Прослеживаем мысленное сравнение:
Муха- пленница паука; мальчик- пленник… леса
- Чему учится Васютка, проходя через испытания?
- Какие подсказки дает природа мальчику?
- Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
- Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо
( бразильский поэт и прозаик) “Алхимик” сказано: “Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя”.
3. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)
- Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?
- А сейчас, ребята, проведем викторину и посмотрим, внимательно ли вы читали рассказ и знаете ли ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?
1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта? («почти голая сосна у ели - значит - север, а где ветвей больше - юг»)
2. Что свидетельствует о близости реки в тайге? («…трава стала попадаться чаще…растёт обычно вдоль больших водоёмов»)
3. Что предвещает вечером смену погоды? (…облака над головой были редкие…делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем, облака спрессованной ватой ложились на тайгу»)
4. В чем особенность эха в лесу? («…голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо-кедровой шишкой на мох.»)5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов? («сложил остатки еды в мешок, подвесил его на сук»)
Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.
4. Природа – мать, кормилица
“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”- вспомнились ему слова отца и деда. И стал он припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников».
- Итак, надо себя взять в руки:
1. Что сделал Васютка первым делом , оказавшись один на один в тайге? ( Развести огонь- собрать сухие ветки, мох- запастись на ночь дровами- хоть хочется плакать, но надо приготовить еду- поужинав убрать все в мешок и повесить на сук).
2. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своем пути?
Пробираться через сухой валежник;
«почувствовал, что кто-то к нему крадется… корень выворотень»;
Ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.
3. В чем увидел свое спасенье? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).4. Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)5. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?
Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. С. 35.
6. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?
(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
Вывод: Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”.
Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери.
- Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?
( Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»)- Каков старинный порядок у таёжников, охотников? ( Старинный порядок: идешь в лес- бери еду, бери спички)
- Как вы поняли слова « природа – мать, кормилица? Чем она его накормила? ( Орехи, глухарь, утки, красная смородина)
Вывод: Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.
5. Природа – величественный храм.
-- И какой же увидел тайгу Васютка, забравшись на высокое дерево?
1. Чтение учеником отрывка наизусть
Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным, темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
= Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней. О чем он разговаривает с белкой? Ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается и даже исповедуется.
Да и красота природы подобна великолепию храма.
2. Работа по группам
Интересен и богат язык произведения. Что это? Узнайте по эпитетам, о чем говорится:
1 группа
неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес);
молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга);
2 группа
небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро);
молочный, клейкий, неподвижный (озеро);
3 группа
далёкие, таинственные, мерцающие (звезды);
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река).
Встречаются в рассказе сравнения. Найдите сравнеия:
1 группа
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль, темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
2 группа
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”;
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
3 группа
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”;
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”.
Вывод: Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира. “Леса учат человека понимать прекрасное”,- писал А.П.Чехов.
6. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)
Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.
Задание: работа в группах
Васюткино озеро – “озеро надежды”? Примерный ответ. ( Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет нас лучше узнать о своем крае. Именно это озеро явилось подсказкой Васютке о близости Енисея: 1) он увидел скопление белой рыбы, 2) вынесенное по течению тушка утки ).
Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой? ( Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка- проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Именно здесь, на озере Васютки, бригада папы долгое время добывала рыбу).Почему отражение в Енисее удивило Васютку? ( Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. На него смотрел повзрослевший Васютка. Не прежний.).Вывод: Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.
III. Обобщение
- Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Давайте вернемся к эпиграфу урока: «Природа- не только источник жизни. Она воспитатель души». Ответы учащихся
- О чем этот рассказ? Чему он нас научил?( Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Васютка смог прочитать “книгу тайги”.
- Что значит «читать»? ( Он жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты).
- Чему можно научиться у Васютки? ( Герой- наблюдательный и способный к размышлению, потому что он берет знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству). Вывод: Природа не только мудрый наставник, учитель, друг, но и судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. ( Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
IV/ Словарная работа. Значение имени Васютка. ( Имя Василий имеет греческие корни. Это имя означает «царственный», «царский», а также переводят как «царь, властелин». Василий - человек, тонко чувствующий природу) .- Вы знаете, ребята, что по приказу президента Российской Федерации В.В. Путина этот год объявлен Годом Экологии. В этом году мы должны максимально полезного сделать для природы.
Словарная работа
Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
V. Рефлексия ( 9 слайд)
Этот рассказ заставил меня задуматься над тем, что…
Сегодня я понял(-а) главное…
Этот рассказ научил меня…
VI. Задание на дом:
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: «Над чем заставляет поразмышлять рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»?
Заключительное слово учителя
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки добротыТы в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты,Тебе откроется, пусть на изломе лета.Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье,И собственная грешная душаПочувствует истоки очищенья.Вольется в сердце неба синева,И звезд на небе тихое мерцание,И щебет птиц, и росная трава -
Васюткиного озера сияние!
VII. Оценивание учащихся
- Спасибо, ребята, за урок! Все молодцы. Вы заслужили самые лучшие оценки.