«Социализация подростков средствами туризма на примере работы детского объединения «Спортивный туризм» Дворец детского творчества
«Социализация подростков средствами туризма
на примере работы детского объединения «Спортивный туризм» Дворец детского творчества г.Курска (из опыта работы)
Сегодня Дворец детского творчества как открытая педагогическая система функционируют в очень сложной и противоречивой ситуации, обусловленной множеством объективных факторов: современный подросток находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ; усиливается конфликт между характером присвоения подростком знаний и ценностей в школе и вне школы; происходит подмена реальных форм социализации виртуальными; ослабление вертикальных связей между подростками и взрослыми. Результатом этого является рост агрессивности детей и подростков, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего. В процессе современных социально-экономических преобразований все чаще стали возникать проблемы, для преодоления которых нужны новые подходы. В этой связи актуальной становится проблема социализации подростков, их способность эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям, адекватно взаимодействовать с окружающими людьми особенно в ситуации динамичных изменений.
Современную туристско-краеведческую деятельность характеризуют: широта меж коллективных и внутри коллективных отношений. Поэтому использование возможностей дополнительного образования в социализации детей и подростков средствами туризма, способствует формированию у них качеств социально активной личности, а именно:
- способность ориентироваться в быстро изменяющемся обществе;
- чувство социальной ответственности;
- способность принимать жизненно-важные решения и действовать даже при невысокой вероятности успеха.
Для этого на занятиях по спортивному туризму мной, как педагогом создаются необходимые условия для формирования и развития у обучающихся жизненно важных навыков:
- ставить цели;
- принимать решения и решать проблемные ситуации;
- критически и творчески мыслить;
- ставить себя на место другого человека;
- справляться со стрессами и эмоциями;
- позитивно общаться с окружающими;
- осознать себя как личность.
В 2015-2016году, на основе туристского опыта и опыта работы во Дворце детского творчества, мною была разработана программа «Спортивный туризм». Туризм многогранен, поэтому со специальными туристско-краеведческими знаниями ребята получают жизненно-важные умения, помогающие выжить в любой природной и социальной среде.
В период пред походной подготовки при разработке маршрута, обучающимся необходимо не только подробно изучить район путешествия, но и встретиться с людьми, которые там бывали для уточнения способов преодоления тех или иных препятствий.
При подготовке к походу обучающимся объединения приходится составлять сметы расходов, меню-раскладки, перечни продуктов, производить их расфасовку.
Во время проведения похода подростки получают ответы на многие свои вопросы не только на маршруте и экскурсиях на краеведческие объекты, но и во время вечерних бесед у костра. Даже если по какому-либо поводу возникают споры и что-то становится недосказанным, это служит толчком к дальнейшей познавательной деятельности.
В объединении занимаются дети разные по своему физическому и психическому развитию, поэтому практикуется шефство – наставничество. Оно заключается в том, что за вновь прибывшими в команду закрепляются более опытные ребята. Наставники обучают той должности, которую выполняют в походе сами, и в целом доносят до подопечных знания и умения через свое видение туризма. Походные должности меняются от похода к походу, к моменту выпуска ребенок овладевает всеми специальностями.
В туристском коллективе принята специализация, в какой-либо походной должности, что приносит положительные результаты как в экстремальных походах, так и на соревнованиях. Тем самым, создаются условия, когда каждый становится ответственным как за свой участок работы, так и за команду в целом. Это требует дополнительных морально – волевых качеств, проявляемых на фоне усталости. Ведь требуется не только организовать быт, необходимо выполнять жесткий режим, график соревнований, поддерживать связь с оргкомитетом, взаимодействовать с другими командами, да еще и побеждать.
На счету команды победы в городских, областных, межрегиональных соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях; ребята становились призерами соревнований по спортивному ориентированию, спасательным работам. команда Дворца детского творчества неоднократно становилась победителем и призером Первенства обущающихся г. Курска на призы А.Хмелевского, городского туристского слета, областных соревнований «Школа безопасности», в 2016 году стала победителем межрегиональных соревнований в г.Воронеже. Большинство ребят имеют третий взрослый разряд по спортивному туризму, Чуваева Юлия -2 взрослый разряд по спортивному туризму и 1 взрослый разряд по спортивному ориентированию.
К моменту прихода детей в туристское объединение, обучающийся уже руководствуется определенными принципами и исходит из намеченных им перспектив жизни. Самым характерным в этот период является формирование убеждения и жизненных идеалов, становления самостоятельности, критического отношения к людям и самим себе. Чем шире круг общения подростков, тем больше возможности сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства личности, то есть оценить себя. Этому способствуют и регулярные анализы походов, тренировок, соревнований и не формальное общения в группе ровесников.
Анализ похода начинается, как правило, с самоанализа участников. Самооценка дополняется оценкой всего коллектива, и в заключении делается оценка руководителя. Объективная самооценка, критическое отношение к себе при наличии веры в свои силы обеспечивает работу над собой, и является важным условием самосовершенствования.
Моя педагогическая практика показывает, что туристско-краеведческая деятельность способствует разрыву связи подростков с отрицательной средой. Особое положительное воздействие оказывает спортивный поход, который проводится как правило в выходные, каникулярные и праздничные дни т. е. именно тогда, когда общение с неформальными группами, характеризуемыми отрицательно особенно интенсивно.
Еще одной из форм социализации обучающихся детского объединения «Туризм» является поездка отрядом на профильную смену актива детско- юношеской организации «АРГОН», с целью обмена опытом туристской деятельности с активистами детско-юношеской организации. Профильная смена отличается от учебно-тренировочных сборов тем, что не все время посвящено занятиям туризмом. Ребята участвуют в различных мероприятиях, принимают участие в работе органов самоуправления, развивая свои лидерские и организаторские способности. Межотрядное взаимодействие помогает совершенствовать коммуникативные навыки. Все это способствует социальной адаптации подростков.
За время освоения программы «Спортивный туризм» у ребят идет поиск вариантов жизнедеятельности, который способствует процессу самореализации в обществе, принятию ими его норм. В детском туристском объединении создаются условия для познания себя и работы над собой в процессе активного соучастия в выработке, анализе, реализации действий по решению тактических и технических задач поведения, действий в нестандартной обстановке или в экстремальной ситуации. Что мы ежедневно наблюдаем в детском объединении «Спортивный туризм».