Экологическое воспитание в лицее №159 через экологический проект От экологии души до экологии Вселенной

Н.Г. Горбова, учитель биологии
.
Экологическое воспитание в МОУ лицей №159
г. Екатеринбурга через экологический проект
«От экологии души до экологии Вселенной»
В настоящее время проблемы формирования экологического мировоззрения приобретают особое значение. Постепенно возникает понимание роли экологического образования как основы новой морали и опоры для решения многих вопросов практической жизни человека.
Экологическая культура в общем образовании может реализовываться через комплекс учебных дисциплин и предметов. Целью ее является формирование у учащихся экологической ответственности на основе экологических знаний, владение экологически целесообразными способами деятельности и принятие личностно - значимой системы экологических ценностей.
В лицее предмет экология изучается через факультативные курсы. А пришкольный участок, площадью 3,5га в течение более 20 лет являясь призером городских смотров - конкурсов на лучший пришкольный участок, является мощным элементом экологического воспитания. Постепенно расширялся круг направлений работы. Воспитание экологического сознания, заботливого, бережного отношения к природе стало причиной создания в лицее экологического проекта «От экологии души до экологии вселенной». Созданием и реализацией данного проекта занимаются учителя предметов естественно - научного цикла - географии, биологии, химии.
Цель проекта: создание условий для формирования ответственного отношения молодежи к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Для реализации поставленной цели педагоги решают следующие задачи:
развитие, углубление и закрепление экологических знаний, умений и навыков, полученных школьниками в урочной и внеурочной деятельности;
формирование у учащихся ответственного отношения к природе на основе практико-ориентированной деятельности по изучению местных объектов окружающей среды;
формированию у школьников ответственного отношения к сохранению окружающей среды, активной жизненной позиции.
Экологический проект рассчитан на учащихся с 5 по 11 классы. В каждом направлении или этапе проекта участвуют определенные возрастные или разновозрастные группы детей. Проект реализуется через урочную и внеурочную работу в лицее и вне лицея, позволяя решать важные учебно - воспитательные задачи, углубляя и расширяя экологические знания.
При реализации данного проекта используются следующие направления:
участие в исследовательских проектах и олимпиадах;
участие в телекоммуникационных проектах;
чтение лекций, проведение семинаров, круглых столов, бесед;
участие в акциях, манифестациях, форумах;
благоустройство и охрана родников и других природных объектов;
проведение праздников «День Земли», «День окружающей среды», «День туриста», день здоровья» и др.;
- осуществление походов и экскурсий по родному краю;
оформление информационных бюллетеней, плакатов;
выступление агитбригады.
Осуществляя работу на пришкольном участке, традиционно продолжается озеленение территории, где высаживаются деревья, кустарники, однолетние и многолетние декоративные растения. Работает разновозрастный экологический отряд
«ЭКОС» Создана экологическая тропа в лесопарке Юго-Западном, расположенном вблизи лицея.
Многие годы лицей – активный участник и победитель многих экологических мероприятий города и области - областная экологическая программа «Зеленая волна», областная губернаторская программа «Родники», областной молодежный Водный совет, областная акция «Марш парков», областной экологический слет «ЮНЭКО», городской экологический слет «Зеленое кольцо мегаполиса», городской фестиваль «Экомарафон», городской мониторинг «Экологическая паутинка», городская экологическая олимпиада «В лабиринтах природы», городская акция «Сохраним планету Земля и наш город». Участвуя в данных мероприятиях дети учатся работать в команде, представлять результаты своего труда, формировать активную жизненную позицию, осваивать нормы экологического поведения.
С 2003 г. участвуем в телекоммуникационных проектах: «Что в нашей воде», «Загадки и тайны мира снега», фенологический эксперимент «Черемуха», экологическая программа «Дубрава», образовательная программа «Весенняя радуга», эколого – биологических, географические и химические викторины.
Последние годы мы стали участвовать и в международных программах: акция в рамках Российско – Британского Совета «Будущее планеты в наших руках: изменению климата – STOP!», VIII международный конкурс «Чистая вода России».
В работе при реализации проекта используются практико – ориентированные и социально - значимые педагогические технологии: освоение природных объектов через чувственный мир; получение научной информации о природе; взаимодействие с природными объектами в условиях антропогенной среды; индивидуальные техники природопользования в естественной среде; технологии природоохранной деятельности; метод проектов; информационно телекоммуникационные технологии.
Практическое участие в научно – исследовательской работе, пропаганде экологических знаний и созданий красивых ландшафтных территорий является побуждающим мотивом в разумном отношении к природе вообще и своего края в частности, к выбору профессии связанной с науками естественно – научного профиля (в лицее есть профильные естественно – научные классы). Сочетая различные формы и методы в рамках проекта, происходит формирование экологической ответственности школьников, закрепление экологических знаний, приобретение опыта в общении природой. Проверка ожидаемых результатов осуществляется через исследовательские проекты, участие в городских и всероссийских телекоммуникационных проектах и олимпиадах, участие в экологических конкурсах и мероприятиях, проведении диагностики сформированности уровня экологической культуры. Результаты мониторинга показывают повышение уровня сформированности экологической культуры.
Таким образом, созданный нами проект «От экологии души до экологии Вселенной», осуществляет систему непрерывного экологического образования, помогая формировать у учащихся экологическую культуру на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.