Анализ рассказа «Хвостик» В.П. Астафьева. критическое мышление

Развитие критического мышления учащихся при изучении рассказов
В.П. Астафьева из цикла «Затеси»
Слесаренко Тамара Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы №143 Советского района г.Красноярска
Шерстобитова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея №10 Октябрьского района г.Красноярска
Современная литература богата различными именами, однако имя Виктора Петровича Астафьева особо дорого жителям Сибири. Каждое его произведение несет в себе глубинный смысл, рассказывает о загадочном сибирском характере, учит бережному отношению к природе. К сожалению, творчество данного писателя в школьной программе не изучается подробно, только несколько произведений предлагаются для изучения. Безусловно, творчество знаменитого сибирского писателя необходимо изучать в школе на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения. Стиль В.В.Астафьева уникален и неповторим, в его произведениях много диалектных слов, характеризующих суровый быт сибиряков. Читать такие произведения нужно неторопливо, с остановками, проникая в сердце текста. Вдумчивому чтению художественных произведений способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, однако авторами являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания [1]. В данной технологии можно выделить фазы:
Первая – вызов, когда ставится задача активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу. На данном этапе при изучении произведений В.П. Астафьева рекомендуем использовать прием «Выглядит, как», так как он способствует развитию творческих способностей.
Вторая – стадия осмысления, на которой идет непосредственная работа с текстом. При работе с произведениями малых форм лучше всего использовать такой прием, как чтение с остановками. Он также способствует более осмысленному чтению художественного текста.
Третья – рефлексия, т.е. размышление над информацией, ее творческое переосмысление, интерпретация.


«Метки к свету». Анализ рассказа «Хвостик» из книги
«Затеси» В.П. Астафьева (6 класс)
Анализируемое произведение заранее не объявляют учащимся, с его текстом они впервые знакомятся на уроке. Разделённый на шесть частей текст прочитывают и анализируют постепенно. Урок может быть проведён на завершающем этапе изучения творчества В. П. Астафьева.
Цель: создать условия для формирования активной жизненной позиции, формирования УУДов через систему анализа и моделирования по средствам специально организованной творчески-активной среды, инициирующей и развивающей детские личностные отношения и действия, формирующей читательский вкус, умение понимать и осмысливать текст; воспитывать милосердие, чувство жалости и уважения ко всему живому на земле.
Оборудование: отрывки текста миниатюры (раздают на каждую парту по ходу урока); портрет писателя; фотографии уголков природы, изуродованных деятельностью человека.
Охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей
и птиц, он от природы наделен
наблюдательностью,
он переполнен любовью к многоцветному
миру.
Н. Н. Яновский
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап, мотивация.
II. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Определение ТЕМЫ, постановка ЦЕЛИ УРОКА.
(Учитель демонстрирует портрет В. П. Астафьева и сборник «Затеси».)
1. Слово учителя
Сегодня мы продолжаем изучение произведений писателя и знакомимся с книгой, которая называется «Затеси». Попробуем объяснить смысл заглавия сборника В. П. Астафьева.
2. Справочное бюро
Комментарий. Заранее подготовленный ученик приводит сведения из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Он сообщает, что слово «затесь» происходит от глагола «затесать» «зарубать или делать на деревьях затеси, метки, зарубки». Сам писатель пишет об этом так: «А затесь сама по себе вещь древняя и всем ведома это стёс, сделанный на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце возникало зимовье, заимка, затем село и город».
Учитель. Зарубки обычно делают для памяти. Для Астафьева затеси это его воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя. И это слово имеет для писателя не только прямое значение. Отдельные стихотворения, как «затеси», указывают дорогу к вечным, вневременным ценностям.
- Какие затеси мог оставить писатель? (учитель фиксирует на доске ответы детей).
Сегодня мы прочитаем одну из миниатюр, которая называется «Хвостик».
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (учащиеся называют слова. На доске и в тетрадях делают запись некоторых из них.)
Хвостик маленький, хвост, зверёк, уменьшительно-ласкательное
- Предположите, какую зарубку для нашей памяти сделает писатель этим рассказом.
(Высказывают различные точки зрения.)
- О чем мы сегодня будет говорить на уроке? (ученики ставят цель – понять, о каких «затесях» говорится в произведении).
III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.
1. Чтение первого отрывка
(Первый отрывок текста ученики читают про себя, затем слушают чтение учителя или подготовленного одноклассника.)
Смеётся, заливается, хохочет мальчик
- Как вы думаете, над чем смеётся мальчик? Запишите в тетрадь свои предположения. (Несколько человек озвучивают свои записи.)
2. Чтение второго отрывка
Овсянский остров напоминал когда-то голову туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца бледная зимняя плешь обмётана черноволосьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспенённого черёмушника. Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув с себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника. В осени мелкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарёю в часы предвечерья.
- Где происходят описываемые события?
Справочное бюро
Отава трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.
Тальник небольшая ива, растущая по сырым местам.
- Каким рисует остров Астафьев?
Комментарий. В ответах звучат слова, говорящие о богатой растительности острова: черёмуха, тальник, ольха, верба, тучные травы. Писатель любуется островом, при описании использует весь спектр изобразительно-выразительных средств. В ходе беседы выписываются эпитеты, метафоры. Итак, этими словами писатель выражает своё отношение к изображаемому, он восхищён красотой острова.
-А есть ли в тексте указания на время? Существует ли красота сейчас, когда смеётся мальчик? (Нет, таким остров был когда-то.)
- Почувствовали ли вы тревогу? Есть ли в тексте слова, которые заставляют нас насторожиться? (Боязливое темечко земли.)
-Как вы понимаете эти слова?
-Предположите, что нас ожидает в третьем отрывке.
3. Чтение третьего отрывка
Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помёта цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучей курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
-Какие изменения заметили вы? (Скупые средства изображения: эпитеты, метафоры. Предложения стали короче, в них преобладают глаголы. Изменился и цвет острова: налёт зелёного помёта, почернела, жёлтый. Появляется лексика разговорного стиля с ярко выраженным негативным отношением: захудала, усохли, обуглились.)
-Как относится автор к этим изменениям? Что стало их причиной?
Комментарий. В ходе беседы выявляется причина главная: гидроэлектростанция зарегулировала реку. Овсянский остров стал полуостровом.
-А люди там перестали бывать? Как вы думаете?
4. Чтение четвёртого отрывка
Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить и выхаживать на личных огородах и в теплицах редкий овощ, цветы, ягоды. В субботу и воскресенье пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, ракета за ракетой прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
Под бравую песню «То ли ещё будет» расползаются они по затопленному клочку земли, глядя на который, ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может ни птица, ни зверь. Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит ведь они приехали отдыхать от трудов. Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое
-Совпали ли ваши предположения с тем, что мы прочитали?
-Плохо ли, что люди едут отдыхать, работать в своих садах?
-Как относится к ним писатель?
-Почему автор иронизирует: высшее существо, выделяют из себя жизнерадостный народ, хозяйственные дачники и пр.?
-Сопоставьте этот отрывок со вторым. Что изменилось?
Комментарий. Отмечая изменения в облике острова, находим и стилевые изменения. Речь автора становится жёстче, появляются интонации, слова, характерные для публицистического стиля. Гневом и горечью наполнен голос автора. Глагольная градация буквально выносит приговор гулякам. Повтор слова никто передаёт боль писателя за истерзанную землю. Как бы подводя итог деятельности человека, звучат слова последнего абзаца.
-Над чем же смеётся мальчик?
5. Чтение пятого отрывка
Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу, нарисована художником «шапка»: «В защиту природы». «Шапка» подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
-Проверьте, оправдался ли ваш прогноз.
-Какая картина, ваша или нарисованная писателем, произвела на вас большее впечатление?
-Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? (Самое страшное, что «не просто так стоит банка». Это вызов природе, людям, всему живому, это кощунство наглой, наступательной жестокости, варварского отношения к природе.)
-В этой части текста появляется рассказчик. Найдите слова, подтверждающие это. Назовите качества этого человека. Сможет ли такой неравнодушный, болеющий душой за свою землю человек просто пройти мимо? (Учащиеся высказывают предположения о содержании последней части.)
6. Чтение заключительной части рассказа
Что же ты смеёшься, мальчик?
Хво Хво хвостик!
Да, хвостик суслика смешон напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкоостный хвостик не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртках, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
Комментарий. Анализировать последнюю часть очень сложно, да, наверное, и не нужно: слишком велик эмоциональный накал этих простых, обыденных слов писателя.
IV. РЕФЛЕКСИЯ
- Что же такое с нами происходит? Какими же мы, высшие существа, стали? Что мы потеряли?
Чтобы воскресли в наших душах милосердие, доброта, жалость, создавал В. П. Астафьев свои «Затеси» метки, по которым заблудившийся народ должен выйти к свету, к Богу.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразить своё отношение к поднятым писателем проблемам в письменной работе (на выбор): «Другой земли не будет»; «О братьях наших меньших»; «Я и окружающий мир» или напишите синквейн.

Список литературы
И. В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-метадическое пособие. Изд. КРО, Санкт-Петербург, 2013.
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавин6ская. М.: Просвещение, 2011.
ФГОС ООО – (http://standart.edu.ru)
Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы – (http://standart.edu.ru)


15