Презентация на классный час по теме От экологии природы к экологии души


Классный час в группе 1015-1 (о)« ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ – К ЭКОЛОГИИ ДУШИ» ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Московской области Университет «Дубна» – Дмитровский институт непрерывного образования Огромный поток информации, в том числе из Интернета, усиливает негативные факторы, влияющие на личность современного подростка, подчас является результатом нравственного разложения значительной части молодёжи. Актуальным в настоящее время становится формирование у студентов экологической культуры. Экологическая культура – это процесс единения человека с природой, слияние в полной гармонии потребностей людей с развитием окружающего мира. Именно культура формирует в человеке чувство красоты, истины и добра, способствует его самосовершенствованию. Цель: помочь студентам научиться строить свое поведение в природе на основе знаний и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков; осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формировать навыки экологической культуры.Основные задачи: Определить пути формирования экологической культуры личности;Разработать комплекс мер по формированию чувства ответственности за свои поступки. Образцом гармоничного единства человека и природы служит стихотворение Е. А. Баратынского «Приметы» (1839 г): яркое изображение заботы природы о человеке и его благодарного отношения к ней.«Приметы»Пока человек естества не пыталГорнилом, весами и мерой,Но детски вещаньям природы внимал,Ловил её знаменьям с верой;Покуда природу любил он, она,Любовью ему отвечала,О нём дружелюбной заботы полна,Язык для него обрела.Почуя беду над его головой,Вран каркал ему в опасенье,И замысла, в пору смирясь пред судьбой, Воздерживал он дерзновенье.На путь ему, выбежав из лесу, волкКрутясь и подъемля щетину,Победу пророчил, и смело свой полкБросал он на вражью дружину.Чета голубиная, вея над ним,Блаженство любви прорицала.В пустыне безлюдной, он не был одним,Нечуждая жизнь в ней дышала.Но, чувство презрев, он доверил уму;Вдался в суету изысканий…И сердце природы закрылось ему,И нет на земле прорицаний. Тревога ощущается в лирических стихах Ф. И. Тютчева. Поэт на уровне интуиции понимает уязвимость мира природы. О слабости и беспомощности человека говориться в его стихотворении «Пожары» (1868 г):Широко, необозримо,Грозной тучею сплошной,Дым за дымом, бездна дымаТяготеет над землёй. Мёртвый стелется кустарник,Травы тлятся, не горят,И сквозит на крае небаОбожжённых елей ряд. На пожарище печальномНет ни искры, дым один, -Где ж огонь, злой истребитель,Полномочный властелин? Но когда наступит сумрак,Дым сольётся с темнотой,Он потешными огнямиВесь осветит лагерь свой. Пред стихийной вражьей силойМолча, руки опустя,Человек стоит уныло,Беспомощное дитя.  Наблюдая безудержное стремление человека к установлению господства над природой, подавление её, предчувствует неотвратимую грядущую расплату С. А. Есенин. Требующий защиты человека, постоянного его участия такой предстаёт его природа в его стихах: «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» (1916 г.). «Лисица»На раздробленной ноге приковыляла,У норы свернулася в кольцо.Тонкой прошвой кровь отмежевала На снегу дремучее лицо.Ей все бластился в колючем дыме выстрел,Колыхалася в глазах лесная топь.Из кустов косматый ветер взбыстрилИ рассыпал звонистую дробь.Как желна, над нею мгла металась,Мокрый вечер липок был и ал.Голова тревожно подымалась,И язык на ране застывал.Жёлтый хвост упал в метель пожаром,На губах – как прелая морковь…Пахло инеем и глиняным угаром,А в ощур сочилась тихо кровь. Экологические мотивы не могли возникнуть в древнем искусстве по вполне понятной причине – этой проблемы тогда просто не существовало, а сам человек ощущал себя частицей природы. Беспомощность, растерянность человека перед силами природы прослеживается в этой картине. Художником очень убедительно подчёркивается зависимость человека от природы, его бессилие перед ней. Ф.А. Васильев « Оттепель» (1871 г.) На картине видны не ухоженность и запустение пейзажа. Грустными кажутся результаты деятельности человека ( жилище, улица), они выступают здесь как фактор, нарушающий истинную гармонию природы.И.И. Левитан «Саввинская слобода перед Звенигородом» (1884 г.) В картине прослеживается обеспокоенность разрушительными последствиями деятельности человека. Могущество матери–природы – первооснова жизни, её первоисток, а фрагмент говорит о потребительском и необдуманном вмешательстве человека в гармоничный мир природы.А. Васнецов «Кама» (1895 г.) Нефть – исчерпаемый, невозобновимый природный ресурс.Мировых запасов хватит на 50 лет, России - на 21 год. Природный газ – исчерпаемый, невозобновимый природный ресурс. Мировых запасов хватит на 60 лет, России – на 80 лет. В настоящее время (январь 2016) численность населения Земли составляет более 7,4 миллиарда человек Почва, растения, животные – исчерпаемые, возобновимые природные ресурсы. Российская энергетика сегодня – это около 400 ТЭС, 100 ГЭС, 10 АЭС и их строительство продолжается. ЧЕРНОБЫЛЬ 26 апреля 1986 г.30 ЛЕТ СО ДНЯ АВАРИИ НА ЧАЭСБолее 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии.Заражённые территории: Украина, Белоруссия, Орловская, Брянская, Калужская, Тульская области. Солнце, ветер – неисчерпаемые природные ресурсы. Для развития экологической культуры нужно воспитывать активную жизненную позицию. Вести активный, здоровый образ жизни, участвовать в общественной жизни учебного заведения, родного города, области, страны. НЕТ! ТАК НЕЛЬЗЯ! ДА! ДА! ДА! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!