Презентация по русскому языку на тему Глагол (2 класс)
Образовательная система: «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Слова, которые обозначают действие предмета»
Тема
Задача.
Цели
Образовательные: - способствовать осознанию у обучающихся роли языка и речи в жизни людей;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи).
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия
Глагол
Межпредметные связи
Окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Стр. 54-55
- CD “Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс»
- карточки для групповой работы
- ребусы
- плакаты “Имя существительное” и “Имя прилагательное”
- презентация “Анимированный алфавит”
- тетрадь
- электронные физкультминутки
- алгоритм самооценки
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Технология проведения
Ход урока
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Задачи
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Девиз нашего урока «Если с другом вышел в путь, веселей дорога»
Посмотрите на меня. Улыбнитесь мне, а теперь подарите улыбку своему соседу по парте. Я надеюсь, такое приподнятое настроение нам всем вместе поможет справиться с любыми трудностями. И так, в путь
Тетрадь с наклоном положу,
ручку правильно держу
Назовите дату. (21 ноября)
-Что интересного узнали о сегодняшнем дне?
Перед вами план нашего урока. Но вот беда, жители Камбоджи спешили на Фестиваль воды, что – он рассыпался. Помогите восстановить его. И мы с Вами тоже попадем на этот Фестиваль.
Улыбаются учителю, одноклассникам.
Проговаривают стихотворение – правила письма, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Сообщают дату (21 ноября)
Сообщение о дне
В Камбодже сегодня празднуют Фестиваль воды.
Составляют план урока:
- река чистописания; (минутка чистописания)
- остров словаря; (словарная работа)
- определение курса; (определение темы)
- компас указывает цель; (целеплагание)
- вместе мы сила; (работа по теме)
-«Сами с усами»; (самостоятельная работа)
- Фестиваль Воды (рефлексия)
Ориентироваться в окружающем мире
( Метопредметные результаты)
Уметь контролировать свои эмоции (Регулятивные УУД).
Понимать смысл доброго
расположения к одноклассникам (Личностные УУД).
Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Задачи
- организовать актуализацию знаний словарных слов и умений включать их в свой словарный запас;
- организовать выполнение учащимися учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Минутка чистописания.
река, вода, остров
Определите буквы, которую мы будем писать. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает звонкий, непарный, мягкий согласный звук. Какая эта буква? В корне какого слова она находится?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (Слайд )
Определите порядок следования букв в данном ряду:
ор оор ооор
Напишите данный ряд букв в предложенной последовательности до конца строки. Оцените себя карандашом
Словарная работа.
а) знакомство с новым словом
Одним из украшения Фестиваля служат флаги. Данные флаги не простые, в них зашифрованы словарные слова. Прочитайте их.
-Какое слово нам уже знакомо? (воробей)
Запишите это слово на строке, поставьте ударение, подчеркни безуданые гласные. Проверьте себя.
- Прочитаем орфорграфически слово ворона. Запишите его ниже, на следующей строке. поставьте ударение, подчеркни безуданые гласные. Проверьте себя.
- Что можете сказать о написании данных слов?
- Какие гласные необходимо запомнить? Почему?
б) включение слова в словарный запас детей
На Фестиваль принято идти с друзьями. Организуйте малые группы. Покажите свою готовность. (Дети берутся за руки)
Перед вами устойчивые выражения русского языка – Фразеологизмы. Вместо точек вставьте слово ВОРОБЕЙ или ВОРОНА. Определите смысл каждого высказывания – соединив карандашом записи левой и правой части.
1. Считать. 1. Широко открыть рот.
2. Белая 2. Очень опытный, много испытавший человек.
3. Ловить 3. Быть рассеянным, отвлекаться.
4. Стреляный . 4. Человек, который сильно отличается от других.
в) словарный диктант.
Какой же праздник без развлечений. Я приглашаю вас проверить свои знания словаря. Для этого мы используем карусель
Определяют букву для минутки чистописания (р)
Определяют порядок следования. Устанавливают закономерность.
Прописывают соединения и оценивают свою работу
Под самой удачной буквой Р ставим +
Находят новое слово для запоминания (ворона)
Определение орфограммы в слове (есть ОРО)
Организация микрогрупп
Работа в микрогруппе, распределение ролей
Организуют игру «Карусель»
Ребята первого варианта каждого ряда образуют 3 круга, стоя лицом из круга у каждого в руках 5 карточек с словарными словами с пробелами на месте орфоргамм . Ребята 2-го варианта подходят к своему партнеру по парте. Проговаривают орфографически слово, если верно – карточку забирают себе. По команде учителя делают шаг вправо. И так по кругу. До встречи со своим напарником. Наибольшее количество карточек – 5 – это знаток словаря
Уметь писать каллиграфически верно букву Р и соединения с данной буквой
Уметь писать словарные слова и включать их в свою речь
Знать фразеологизмы
Знать слова с безударными гласными не проверяемые ударением
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь самому контролировать свои действия на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь синтезировать и анализировать ученый материал, выбирать основания для сравнения
(Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и слышать одноклассников. (Коммуникативное УУД).
Уметь контролировать и корректировать свои действия при работе в группе (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и слышать одноклассников. (Коммуникативное УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
задачи
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Прочитайте, слова, записанные в тетради
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что обозначают эти слова?
- Как в русском языке называют слова отвечающие на вопросы кто? или что? и обозначающие предметы?
- Как подчеркиваются имена сущ.?
Учитель оформляет запись:
предмет
кто? воробей
кто? ворона
Как подает голос ворона?
Напишите слово каркает на строчке рядом со словом ворона. Как подает голос воробей?
Напишите слово чирикает на второй строчке рядом со словом воробей. На какой вопрос отвечают слова каркает и чирикает?
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делает?
Чтение слов (воробей, ворона)
Ведут диалог с учителем:
-кто?
- предметы
- им.сущ.
-одной чертой
- Ворона каркает
Запись слова - каркает
- Воробей чирикает.
- Слова каркает и чирикает отвечают на вопрос что делает?
-Слова, отвечающие на вопрос что делает?, обозначают действие предмета
Уметь различать слова отвечающие на вопросы кто? что?, от слов отвечающих на вопросы что делает? что сделает? и т.д.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(2 мин)
задачи
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Подчеркните данные слова. Как подчеркнули?
Определите наш курс на урок? Какова наша тема?
Укажите нашу цель? Зачем нам это знать?
Возникает незнание
Определение темы урока:
Слова, которые обозначают действие
Определение цели:
Узнаем как подчеркивают действия, узнаем много слов обозначающих действие и т.п.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
V. Реализация построенного проекта
(10 мин)
задачи
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Прочитайте данный научный текст. Ответьте на вопрос «Как называется часть речи, обозначающие действие предмета?» (глагол)
Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос что делает?, называются глаголами. Глаголы подчеркиваются двумя чертами.
На доске оформляется запись: существительное глагол
предмет действие предметакто? Ворона что делает? каркает.кто? Воробей что делает? чирикает.
Расскажите, что вы сегодня узнали о глаголе.
В паре, попробуйте собрать опору для своего рассказа о глаголе
Физкультминутка
Если произнесу сущ. – вы 1 раз подпрыгиваете, а если глагол – вы 1 раз приседаете
Книга, летит, вопрос, читает, веселится, весна, вечер, смотрит, деревня, ползет, стряпает, фестиваль
Использование CD “Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс”
- Глагол
Составляют устный рассказ о глаголе
Составление в паре опоры о глаголе
( на столе у об-ся в конверте слова – глагол, действие, признак, какой? что делает? кто? что сделает? предмет )
Выполнение прыжков и приседаний
Иметь представление о глаголе
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(9 мин)
задачи
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
а) самоопределение: если вы ни разу не ошиблись на минутке отдыха и чувствуете себя уверенно, то я вам предлагаю выбрать задание на карточке:
Упражнение 4
Прочитайте. Установите связь между словами в левой части каждого примера. Составьте такую же пару в правой части примера, выбрав для этого одно слово из пяти, написанных в скобках. Выбор слов обоснуйте.
ухо – слышит глаза (очки, скользят, лицо, смотрят, моргают)
учитель – учит пекарь (шьет, лечит, печет, стирает, болеет)
бежит – стоит кричит (ползает, молчит, шумит, зовет, плачет)
дремлет – спит шепчет (кричит, произносит, говорит, беседует)
если, вы еще неуверенны в своих силах, выполняем вместе со мной задание учебника «Русский язык» 2 класс, Бунеев. с. 54 упр. 84
Прочитай. Напиши, какие действия могут выполнять эти предметы.
ветер (что делает?) , ,
дождь (что делает?) , ,
листья (что делают?) ,,
б) выполнение заданий по теме урока
в) проверка
Минутка отдыха для глаз
На Фестивале часто используют салют. Представьте, что мы его видим.
Самостоятельный выбор работы по теме
Самостоятельная работа по теме
Организованная работа, рассуждения по образцу учителя
Проверка выполнения работы (сличение с образцом)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (Слайд)
«Стрельба» глазами
Уметь анализировать представленный материал, выбирать необходимое для работы
Уметь выделять из звучащего потока речи глаголы
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Уметь самому контролировать свои действия на уроке (Регулятивные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)
задачи
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
- Какой наш следующий этап? (Самостоятельная работа с проверкой по эталону)
Выполнение задания CD “Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс” по теме «Глагол», упр. 6
Эталон для самопроверки на экране.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком слове ошибки?
- В чём причина?
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебной линеечки.
Самооценивание при помощи волшебных линеечек.
Уметь оформлять запись в тетради
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
задачи
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Я приглашаю вас на Фестиваль воды (Слайды)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Фестиваль воды - одно из самых любимых народом и крупных событий в Королевстве Камбоджи. Самым зрелищным являются заплывы на лодках по реке обязательно сопровождаются красочными фейерверками.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Вот и Вы приняли участие в этом Фестивале. Давайте раскрасим его лентами.
Если у вас сегодня все получалось, как вам хотелось – участвуйте в нашем Фестивале, показывая красную ленту, если не все получалось, так как хотелось – то розовую, если ничего не получалось, то желтую ленту.
Спасибо Вам за урок, что наиболее Вам сегодня понравилось в нашем путешествии?
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают эмоциональную самооценку работы по материалу
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
в
н
о
а
р
о
В
е
б
о
р
о
й
15