Конспект занятия по изобразитетельному искусству на тему Основные характеристики цвета. Цветовые группы


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Заинская детская школа искусств» Заинского района
Конспект занятия
по теме: Основные характеристики цвета. Цветовые группы
Рабочая программа «Живопись»
по изобразительному искусству
Раздел программы «Основы цветоведения»
Группа 1 года обучения,
возраст воспитанников 10 – 11лет,
2016 год.
Предмет – живопись, 4 класс (10-11 лет)- 9человек.
Тема занятия - «Основные характеристики цвета. «Цветовые группы».
Цель: Ознакомление обучающихся с основными характеристиками цвета.
Образовательные задачи: 
Познакомить обучающихся с тремя основными характеристиками цвета (светлота, насыщенность, тональность)
Познакомить обучающихся с понятиями «основные», «дополнительные» цвета
Развивающие задачи:
Развивать навыки работы с акварелью, научить добиваться в работах плавного перехода одного цвета в другой (равномерное пропорциональное смешение цветов)
Воспитательные задачи:
Способствовать:
развитию творческих способностей;
развитию эстетического вкуса
Ожидаемый результат занятия:
Обучающийся, имеющий представление о правилах и приёмах работы с цветом.
Время проведения занятия: 2 часа
Тип занятия - изучение нового материала.
Основные термины, понятия:
Живопись, основные, составные, дополнительные цвета, светлота, насыщенность, тональность
Методы обучения:
наглядный, объяснительно-иллюстративный
Материалы:
У педагога: цветовой спектр, работы учащихся, 1/3 листа акварельной бумаги, кисти.
У ученика: 1/3 листа акварельной бумаги, кисти различных размеров, баночка для воды, карандаш для построения и ластик, кнопки.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Структура учебного занятия:
1 этап: организационный момент
2 этап: повторение изученного материала
3 этап: изучение нового материала
4 этап: практическая часть
5 этап: закрепление новых знаний
6 этап: подведение итогов
Использованная литература:
Акварель: пер. с англ. / М.: АСТ: Астрель, 2005. – 144с.: Р 54 ил. – (Коллекционная серия)
О.А. Гильмутдинова, А.Г. Хамидуллин «Интегрированный курс по Рисунку живописи и композиции для ДХШ и ДШИ, 2011.
Интернет-источники-www.redov.ru/kulturologija/osnovy_zhivopisi_dlja...5_8.../p6.php
Деятельность педагога Деятельность обучающихсяI. Организационный момент (5мин)
Цели:
-подготовка детей к работе на занятии;
-создание эмоционального настроя на восприятие нового материала;
- обеспечение безопасности восприятия нового материала на занятии.
Проверка готовности, настрой на работу.
II Повторение изученного материала (5мин)
Закрепление изученного и проверка знаний, полученных на предыдущем занятии
Вопросы обучающимся:
Основные приёмы работы с акварелью?
Какие материалы использует художник живописец?
Что такое живопись?
Повторение и закрепление.
Ответы детей.
III Изучение нового материала (20мин)
Подготовка и ознакомление обучающихся с новым материалом.
На этом занятии вы познакомитесь с основными характеристиками цвета.
У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.
Каждое цветовое пятно в картине может иметь различную светлоту, окраску, чистоту, определяемые в цветоведении терминами «светлота», «цветовой тон», «насыщенность». Для теории цвета, эти понятия имеют исключительно важное значение, так как они являются основой всего богатства цветовых явлений в природе и в искусстве.
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д.Тон – относительная светлота или темнота цвета. В живописи тон используется для отображения пространственной глубины и создания объёмной формы.
Интенсивность – сила цвета или насыщенность краски от её чистого состояния до разбавленного или смешанного с другими красками.
Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т. д. (Приложение №3)Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.
Базовый цветовой круг состоит из двенадцати цветов, (Приложение №1)
каждый из которых происходит от одного из основных цветов. Накладывая прозрачные акварельные мазки, вы увидите, что цвет бумаги просвечивает сквозь слои краски и плавно перетекает из одного цвета в другой.
Существуют основные и дополнительные цвета.
Вопрос учащимся: Какие основные цвета вы знаете? (Приложение №1)
Правильно, (Красный, жёлтый, синий) есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания. Наоборот, с помощью них можно составить все остальные оттенки и цвета. Это красный, желтый и синий цвет, которые принято в живописи называть основными.Цвета, расположенные в цветовом круге друг против друга, являются дополнительными. (Приложение №1)
Вопрос учащимся: Кто мне назовёт дополнительные цвета?
- красный и зелёный;
- жёлто-зелёный и красно-фиолетовый.
Помните, что из дополнительных цветов один всегда тёплый, а другой холодный.
Ознакомление и усвоение нового материала
Просмотр наглядностей
Просмотр наглядностей
Ответы детей.
Просмотр наглядностей
Ответы детей.
IV Практическая часть (1 ч. 15 мин)
Научить приёмам цветоведения, растяжки от тёмного к светлому.
А теперь приступаем к практической работе. (Приложение №2)
На 1/3 листе акварельной бумаги рисуем, тихонечко нажимая на карандаш три прямоугольника. Затем в каждом прямоугольнике выполняем цветовую растяжку одного цвета от светлого к тёмному и наоборот (цвет на выбор обучающегося) Просмотр наглядностей
Качественное выполнение упражнения по цветоведению.
V Закрепление новых знаний (10 мин)
Проверка и закрепление знаний и умений полученных в ходе занятия
Что нового узнали на занятии?
Осмысление и закрепление знаний и способов действий
Дети отвечают
VI. Подведение итогов (5мин)
Анализ и оценка успешной деятельности.
Выставление работ в ряд. Обсуждение вместе с обучающимисяМобилизация детей на самооценку
Приложение №1
Цветовой спектр с дополнительными цветами

Приложение №2
Цветовая растяжка от светлого к тёмному

Приложение №3
Изменение насыщенности цвета