Урок истории Воронеж — моя малая Родина

Проект малая Родина
Тема урока:
« Город древний, город чудный».

Цели урока: 1. Ознакомить обучающихся с историей строительства крепости
Воронеж, раскрыть значение города в укреплении южных
рубежей Московской Руси.

Систематизировать знания о древнерусской архитектуре,
развивать умения рисовать по представлению.

Содействовать всестороннему развитию личности младшего
школьника.

Способствовать формированию гражданственности на
основе краеведческого материала.

Ход урока:

Эмоциональный настрой.
О событиях минувших
На уроке речь пойдёт,
Город древний, город чудный
В гости нас к себе зовёт.
Стены древние откроют
Тайны нам свои сейчас
Что ж за город, о котором
Наш сегодняшний рассказ?

II. Сообщение темы урока.
- С помощью этих « волшебных» часов мы отправимся в прошлое. Найдите закономерность и прочитайте название древнего города, который мы сейчас посетим.









( Воронеж)

III. Изучение истории возникновения Воронежа.











2. Инсценирование « Встреча со знаменитыми людьми».

3. Отгадывание загадок « Установи дату».
- Отгадайте эти загадки о цифрах, и вы узнаете дату основания Воронежа.

Цифра тонкая, как спица
И зовётся
( единица).
***
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула,
А потом пошла плясать
По бумаге цифра
( пять).
***
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
( Восемь).
***
Цифре этой же, друзья,
Очень рад бываю я.
В школе верно отвечаю,
Её в награду получаю.
( Пять).
( Дети последовательно располагают цифры и называют дату : 1585г.).
.

V. Продолжение знакомства с историей города.
1. Работа с репродукцией картины М.Д.Салтыкова ( по эскизу А.М.Васнецова).
- Перед нами панорама древнего города. Картина воспроизводит часть крепостной стены, высота которой была 6 метров. С большим знанием русской старины передана архитектура башен и других построек. На верху стен и башен - « обламы», выступающие, как бы в виде балконов. Они покрыты тесовой кровлей, защищающей людей от дождя, а также и от неприятельских стрел. В крепостной стене, в обламах и в башнях на разной высоте прорублены бойницы – отверстия для стрельбы по нападающему врагу. Вдали возвышается пятиглавый собор, гордо поднявший свои купола в небо. Картина запечатлела мирную жизнь города. Перед воротами на площади – богатый привоз продуктов, указывающий на торговое значение Воронежа.

2. Дидактическая игра « Жители древнего города».
А) « Говорящие названия».
- Названия большинства мест связаны с ремеслом и родом занятий населения города. Как вы думаете, кто жил в слободах:
Стрелецкая
Пушкарская
Ямная
Монастырская
Гусиная.
VI. Творческая импровизация на тему древней архитектуры
« Строим город-крепость».
Нарисовать мелками (техника по выбору учащихся) часть города-крепости
( крепостную стену, центральный въезд, башни, храмы).
Из индивидуальных рисунков составить коллективную композицию – город-крепость.

VII. Обобщение.
Он русской родины твоей
Для ратных подвигов основан.
Глядятся в степь кресты церквей
И стены вала крепостного.
И видны башенным: вдали
Равнина пиками покрыта,
Там кони топчут ковыли,
Мелькают гривы и копыта.
Зовут на стены горожан
Удары бранного набата.
И лязг мечей, и кровь из ран,
И громом битвы степь объята.
На правом берегу крутом
Донского древнего притока
Твой город стал Руси щитом
Пред кочевой ордой Востока.

VIII. Домашнее задание.