Рабочая программа по литературе для 8 класса к УМК В.Я. Коровиной.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Киришская средняя общеобразовательная школа №6»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
учителей русского языка и
литературы
____________/В.А. Кенденкова/
Протокол № ______
от « ___» мая 2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
МОУ «КСОШ №6»
_________ / С.Ю. Иванова./
«____» июня 2013г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОУ «КСОШ №6»
от «____» августа 2013 г.
№________
Рабочая программа
по литературе для 8 класса
учителя русского языка и литературы
Шлыковой Анжелы Юрьевны
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педагогическим советом МОУ «КСОШ №6»
Протокол № ______
от «____» ____________ 2013 г.
2013 год
г. Кириши
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования1, примерной программы по литературе для 5-9 классов2, программы по литературе для 5-9 классов к УМК В.Я. Коровиной3.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, а также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе.
Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).
Место предмета «Литература» в учебном плане МОУ «КСОШ №6».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе – 70 часов. В учебном плане МОУ «КСОШ №6» в 8 классе для обязательного изучения предмета «литература» отведено 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
Реализация данной рабочей программы при 2 часах в неделю рассчитана на 68 часов в год.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения., приложения. Список приложений к рабочей программе:
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.
Приложение 2. Формы контроля и критерии оценки результатов обучения литературе.
Приложение 3. Рекомендуемый список произведений для самостоятельного чтения. Рекомендуемый список произведений для заучивания наизусть.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
__________________
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
2. Примерная программа основного общего образования по литературе в образовательных учреждениях с русским языком обучения./ Перечень примерных программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования/ Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 N 03-1263 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана" // www.edu.ru
3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин и др. – М.: Просвещение, 2008.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели обучения.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Формы организации учебного процесса.
В практике обучения литературе используется общедидактическая типология уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок развития речи, комбинированный урок, урок-практикум, урок-семинар, урок-зачёт, урок-экскурсия, урок-конференция.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся по литературе за курс 8 класса.
Контроль результатов обучения
При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания), чтение наизусть, выразительное чтение, пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), изложение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, терминологические диктанты, зачёт, проектное задание, тест, составление плана, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, составление тематического кроссворда, вопросов к тексту, презентация.
Основные темы контроля в 8 классе:
№
пп
Тема контроля
Вид
контроля
Форма контроля
1.
Выявление уровня литературного развития уровня учащихся
Текущий письменный
тест
2.
Исторические песни о Пугачеве, Ермаке.
Текущий
устный
отрывок
наизусть
3.
Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
Итоговый письменный
классное
сочинение
4.
И.А. Крылов. Басни.
Текущий письменный
басня
наизусть
5.
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября»
Текущий письменный
наизусть стихотворение
6.
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Итоговый письменный
классное
сочинение
7.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Текущий
устный
отрывок наизусть
8.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Текущий
устный
тест
9.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Текущий
устный
отрывок наизусть
10.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Текущий письменный
классное
сочинение
11.
М.Е. Салтыков – Щедрин «История одного города»
Текущий
письменный
анализ
эпизода
12.
Н. В. Гоголь. «Ревизор» (монолог одного из героев)
Текущий
устный
наизусть монолог
13.
Классное сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Текущий письменный
классное
сочинение
14.
Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е Салтыкова-Щедрина
Итоговый письменный
контрольная работа
15.
Домашнее сочинение по рассказам Лескова, Л.Толстого, Чехова, Бунина, Куприна
Итоговый письменный
сочинение
16.
Л.Н. Толстой «После бала»
Текущий
устный
отрывок наизусть
17.
Домашнее сочинение «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина»
Итоговый письменный
домашнее
сочинение
18.
Творчество Л.Толстого, Чехова, Бунина, Блока, Есенина
Итоговый письменный
контрольная работа
19.
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин».
Текущий
устный
отрывок наизусть
20.
О Родине и родной природе
Текущий
устный
наизусть 2-3 стихотворения
21.
Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века»
Итоговый письменный
классное
сочинение
22.
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
Итоговый устный
зачёт
(Заглавия сочинений могут быть сформулированы учащимися самостоятельно)
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Развитие речи
Вн. чтение
Кол-во
контр.
уроков
сочинений
1.
Введение
1
2.
Устное народное творчество
2
3.
Из древнерусской литературы
2
4.
Из литературы XVIII века
Д.И.Фонвизин
5
1
1
И.А. Крылов
2
1
К.Ф.Рылеев
1
А.С. Пушкин
14
1
1
1
М.Ю.Лермонтов
4
1
1
Н.В.Гоголь
6
1
1
М.Е. Салтыков-Щедрин
4
1
1
Н.С.Лесков
1
Л.Н.Толстой
4
1
1
Поэзия родной природы
1
А.П.Чехов
1
5.
Из литературы XX века
И.А.Бунин
1
А.И.Куприн
4
1
1
А.А.Блок
1
С.А.Есенин
2
1
И.С.Шмелёв
1
Писатели улыбаются
3
2
А.Т.Твардовский
3
А.П.Платонов
1
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
2
2
В.П.Астафьев
1
1
1
Русские поэты о Родине, родной природе.
1
6.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
3
Ж.-Б.Мольер
1
В.Скотт
1
7.
Итоговый урок
1
1
Итого:
68
7
7
7
3
Количество уроков изучения произведений – 49
Количество уроков развития речи – 8
Количество уроков внеклассного чтения – 8
Количество сочинений – 6
Количество самостоятельных работ – 3
Количество зачётных работ - 1
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
Устное народное творчество.
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни.
Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).
Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).
Из литературы XVIII века
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении
Из литературы XIX века
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.
А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.
Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.
«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа
Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин - антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини.
Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов - персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении. Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика гоголевской сатиры.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа
Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.
Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе
Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа
Теория литературы. Художественная деталь Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Теория литературы Психологизм художественной литературы.
Из литературы XX века
И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.
А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
А.А.Блок. «Россия». Ист. тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России
С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Для самостоятельного чтения.
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме
Теория литературы Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальное представление).
А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину: М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов, Л. Ошанин и др. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата
Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства
Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).
Из зарубежной литературы
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии
Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).
Д.Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним» образом.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 8 класса обучающиеся должны знать:
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма);
жанры всех трёх родов литературы;
иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры;
иметь представление о подвижности связей и истории жанров;
тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет;
основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи;
характерные особенности индивидуального стиля писателя;
должны овладеть следующими умениями и навыками:
выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;
характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним;
различать эпические, драматические и лирические произведения;
давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
обосновывать своё мнение о произведениях и героях;
свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;
выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического);
находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Примерная программа основного общего образования по литературе в образовательных учреждениях с русским языком обучения.
Программа по литературе для 5-11 классов к УМК под ред. В.Я.Коровиной / Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин и др. – М.: Просвещение, 2008
Литература: 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
«Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 8 класс»
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Методические советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2002, 2003.
Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М : ВАКО, 2006.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. (В помощь школьному учителю) – М.:: ВАКО, 2008
Мазнева О. Тесты. Литература. 8 класс. Справочное пособие. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1998.
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980
Открытый сегмент федерального банка тестовых заданий. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словари.
Публикации журнала «Литература в школе»
Публикации в приложении газеты «Первое сентября» «Литература»
Электронные ресурсы.
http//www. Gramota.ru
http// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Приложение 1
к рабочей программе
по литературе для 8 класса
по УМК под ред. В.Я. Коровиной
Календарно-тематическое поурочное планирование
Литература. 8 класс. УМК под редакцией В.Я.Коровиной
2 часа в неделю/ 68 часов в год
Базовый уровень
№
урока
Тема и содержание урока
Кол-во часов
Контроль
Дата
План
Факт
1
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
1
Входной контроль
Устное народное творчество (4 часа)
2
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни. Частушки. Особенности художественной
формы фольклорных произведений
1
Фронтальный - пересказ
3
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
1
Фронтальный - пересказ
4
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).
Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.
1
Индивидуальный – пересказ, конспект
5
«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
1
Фронтальный – письменный опрос, пересказ
Из литературы XVIII века (2часа+2 часа рр)
6
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены).
Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.
1
Терминологический диктант
Тест
7
Основные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
1
Пересказ, конспект
8-9
Рр Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
2
Сочинение
Из литературы XIX века (13 часов+1 час рр+1 час вн.чт.)
10
Вн.чт. И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Отражение в баснях таланта Крылова
1
Фронтальный
11
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
1
Чтение наизусть
Контроль терминов
12
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.
1
Индивидуальный опрос, развёрнутый ответ на вопрос
А.С. Пушкин (11 часов + 1 час рр )
13
А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.
1
Чтение наизусть, анализ стихотворения
14
А.С.Пушкин. Особенности поэтической формы стихотворений поэта
Анализ стихотворения» «Я помню чудное мгновенье»
1
Анализ стихотворения
15
А.С.Пушкин «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.
1
Индивидуальное творческое задание, конспект
16
«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа
1
Индивидуальное творческое задание, индивидуальный опрос, фронтальный опрос на знание содержания текста, составление плана
17
Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Нравственная оценка его личности.
1
Индивидуальный опрос, составление характеристики героя, пересказ от 3-го лица
18
Швабрин – антигерой. Гринёв и Швабрин. Сравнительная характеристика героев повести
1
Составление сравнительной характеристики, развёрнутый ответ на вопрос
19
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
1
Индивидуальный опрос, развёрнутый ответ на вопрос
20
Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке
Четыре встречи Пугачёва и Гринёва
1
Индивидуальное творческое задание, презентация
21- 22
Рр Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2
Сочинение
23
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов и персонажей в повести.
1
Конспект
24
Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога
1
Индивидуальный опрос - пересказ, тест
М.Ю. Лермонтов (2 часа + 1 час рр)
25
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.
1
Индивидуальное задание – презентация, составление плана
26
Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. Роль природы в поэме.
1
Фронтальный, чтение наизусть
27
Рр Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Анализ эпизода в поэме
1
Сочинение – анализ эпизода
Н.В.Гоголь (6 часов+1 час рр).
28
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки.
1
Индивидуальное задание – презентация, тест
29
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников
1
Индивидуальный опрос, пересказ-анализ
30
Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
1
Индивидуальный опрос, составление характеристика героя
31
Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика гоголевской сатиры.
1
Контрольный тест, чтение наизусть монологов
32
Рр Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
1
Сочинение – групповая характеристика
33
Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире
1
Тест
34
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
1
Фронтальный
35
М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок).
Художественно – политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа
1
Конспект
36
Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Эзопов язык
1
Индивидуальный опрос
37
Рр Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
1
Сочинение – анализ эпизода
38
Н.С.Лесков. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе
1
Тест
39
Л.Н.Толстой «После бала».
Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта.
1
Индивидуальный опрос, тест
40
Практикум. Мастерство Л.Н.Толстого. Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
1
Самостоятельная работа, контроль терминов
41
Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
1
Развернутый ответ на вопрос
42
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
1
Чтение наизусть
43
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
1
фронтальный, индивидуальный - пересказ
44
И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика
1
Фронтальный, индивидуальный - пересказ
45
А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
1
Фронтальный, индивидуальный - пересказ
46
Рр Урок–диспут «Что значит быть счастливым?»
Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. И.А.Бунина, А.И.Куприна
1
Проверка домашнего задания
Из русской литературы ХХ века (10 часов +5 часов вн.чт. + 1 час рр)
47
А.А.Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России
1
Проверка домашнего задания, анализ стихотворения
48
С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
1
Проверка домашнего задания
49
Вн.чт. Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина
1
Фронтальный
50
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
1
Индивидуальный - пересказ
51
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования
1
Индивидуальное задание –презентация, пересказ
52
Вн.чт. М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев
1
Пересказ, сопоставительный анализ
53
Вн.чт. М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
1
Пересказ, сопоставительный анализ
54
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине
1
Индивидуальное творческое задание
55
Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина
1
Конспект, пересказ
56
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме
1
Чтение наизусть, пересказ, анализ эпизода
57
А.П.Платонов. «Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
1
Индивидуальный - пересказ
58
Вн.чт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги народа и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина и др
1
Чтение наизусть, анализ лирического произведения
59
Вн.чт. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата
1
Чтение наизусть, анализ лирического произведения
60
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства
1
Индивидуальное задание –презентация, пересказ
61
Рр Сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» (произведение по выбору учащегося)
1
Сочинение
62
Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов
1
Чтение наизусть
Из зарубежной литературы (6 часов)
63
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Конфликт как основа сюжета драматического произведения
1
Индивидуальное творческое задание
64
Ромео и Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира
1
Индивидуальный опрос, пересказ, развёрнутый ответ на вопрос
65
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии
1
Выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопос
66
Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство Мольера.
1
Индивидуальный опрос, пересказ, развёрнутый ответ на вопрос
67
В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события
1
Индивидуальный опрос, пересказ, развёрнутый ответ на вопрос
68
Урок – зачёт. Литература и история в произведениях, изученных в 8 кл. Итоги года и задание на лето
1
Итоговый контроль знаний, тест
Приложение 2
к рабочей программе
по литературе для 8 класса
по УМК под ред. В.Я.Коровиной
Формы контроля и критерии оценки результатов обучения литературе
№ п\п
Форма контроля
Критерии оценки результатов обучения
1.
Сочинение
(объём сочинения 2-2,5 страницы).
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).
Отметка «5»
Содержание
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.
Грамотность:
1 орфографическая
или 1 пунктуационная
или 1 грамматическая
При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.
Отметка «4»
Содержание
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых
Грамотность:
2 орфографических и 2 пунктуационных
или
1 орфографическая и 3 пунктуационных
Отметка «3»
Содержание
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
Допускается не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов
Грамотность:
4 орфографических и 4 пунктуационных
или
3 орфографических и 5 пунктуационных
или
0 орфографических и 7 пунктуационных
При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл.
При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.
Отметка «2»
Содержание
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Грамотность:
Более 5 орфографических ошибок
или 0 орфографических и более 7 пунктуационных
2.
Диктант (основные литературные понятия и термины)
В словарных (терминологических) диктантах:
Отметка «5» - правильность 100-90%
Отметка «4» - правильность 90-80%
Отметка «3» - правильность 80-50%
Отметка «2» - правильность менее 50%
Отметка «1» - ошибочное написание 100% работы
3.
Тест
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
Отметка «5» - 90 – 100 %;
Отметка «4» - 70 – 89 %;
Отметка «3» - 50 – 69 %;
Отметка «2» - менее 50 %.
или (боде сильный класс)
«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.
4.
Реферат
Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата. В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.
Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.
Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.
Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели. Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.
5.
Самостоятельная работа
Оценивается
Степень самостоятельности:
- без помощи учителя (3 балла)
- незначительная помощь учителя (2 балла)
- существенная помощь учителя (1 балл)
- не справился (0 баллов)
Правильность выполнения:
- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)
- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50
% от работы (2 балла)
- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)
- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)
Оценка выставляется по количеству набранных баллов:
Отметка «5» - 6-5 баллов
Отметка «4» - 4-3 балла
Отметка «3» - 2-1 балл
Отметка «2» - 0 баллов
6.
Устные ответы
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст с учетом темпа чтения по классам:V класс 10011О слов в минуту,VI класс110120 слов в минуту,VII класс 120130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
7.
Творческие работы
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
8.
Презентация
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008
Дизайн презентации:
общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;
диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
ссылки – все ссылки работают
Средняя оценка по дизайну
Содержание:
раскрыты все аспекты темы;
материал изложен в доступной форме;
систематизированный набор оригинальных рисунков;
слайды расположены в логической последовательности;
заключительный слайд с выводами;
библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта:
речь учащегося чёткая и логичная;
ученик владеет материалом своей темы
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Отметка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Отметка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Отметка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Отметка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
9.
Публикация (буклет)
При оценке публикации (буклета) оцениваются два критерия: содержание и дизайн работы.
Отметка «5». Содержание: наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты. Дизайн: эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.
Отметка «4». Содержание: наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты. Дизайн: публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.
Отметка «3». Содержание: информация не достоверна, идеи раскрыты плохо. Дизайн: неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал. Требуется доработка материала.
10.
Коллективная работа над проектом
Отметка «5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.
Отметка «4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.
Отметка «3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.
Отметка «2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.
Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.
Порядок проверки письменных работ учителями.Тетради учащихся по литературе, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются: в 5-8 классах – не реже 2 раз в месяц, в 9-11 классах – не реже одного раза в месяц.
Нормированность количества сочинений по классам:
в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения),
в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения),
в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).
Приложение 3
к рабочей программе
по литературе для 8 класса
по УМК под ред. В.Я.Коровиной
Рекомендуемый список произведений для самостоятельного чтения в 8 классе
Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя,..», «Ах вы ветры, ветры буйные...», Авдотья Рязаночка.Из русской литературы XVIII века 1. Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.Из русской литературы XIX века2. И. А. Крылов. 34 басни на выбор.3. К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.4. П. А. Вяземский. Тройка.5. Е. А. Баратынский. 34 стихотворения на выбор. 6. А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука. 7. А. С. Пушкин. «Вновь я посетил,..». Повести Белкина. 8. М. Ю. Лермонтов. Маскарад.9. Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли.,,», «Ты всегда хороша несравненно...».10. Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».11. А. А. Ф ет. «На заре ты ее не буди,..». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».12. А. Н. Майков. «Вчера - и в самый миг разлуки...».13. И. С. Тургенев. Певцы.14. A. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.Из русской литературы XX века15. B.Г.Короленко. Мгновение.16. М. Горький. Старуха Изергиль.17. И. Ф. Анненский. Снег.18. Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».19. К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».20. А. А. Блок. Стихотворения (на выбор). А. Белый. Заброшенный дом.21. М. А. Волошин. Коктебель.22. А. А. Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом...». «Проводила друга до передней...».23. С. А. Есенин. Письмо матери. 24. Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...». 25. А. Т. Аверченко. О шпаргалке.26. A. Т. Твардовский. Теркин на том свете.27. B.П. Астафьев. Ангел-хранитель.28. A.С. Грин. Бегущая по волнам.29. Н. Н. Дубов. Горе одному.30. Ч. Айтматов. Ранние журавли. 31. Л. С. Соболев. Морская душа.32. B. Ф. Тендряков. Весенние перевертыши.^ Из зарубежной литературы33. У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.34. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.35. В. Скотт. Айвенго.36. П. Мериме. Таманго.37. Г.Уэллс. Война миров.38. Э. По. Золотой жук.
Рекомендуемый список произведений для заучивания наизусть в 8 классе
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10-12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений. Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» (отрывок).
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок), стихотворения «Туча», «19 октября», «Я помню чудное мгновенье».
М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (23 стихотворения на выбор).
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 8Заголовок 915