Конспект урока по литературе для 6 класса по УМК под редакцией В.Я. Коровиной «Посиделки в русской избе. Обрядовый фольклор».


Конспект урока по литературе для 6 класса по УМК под редакцией В.Я. Коровиной
«Посиделки в русской избе. Обрядовый фольклор».
Учитель: Серко Ольга Вячеславовна
Цели: 1) расширить представления учащихся о малых жанрах русского фольклора;
2) помочь учащимся проникнуться пафосом и поэтичностью устного народного творчества;
3) овладеть умениями и навыками воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной;
4) воспитывать бережное отношение к нравственным и эстетическим ценностям русского народа.
Оборудование: иллюстрации картин русских художников, костюмы в народном стиле для учащихся, самовар, свечи, презентации и рисунки учащихся.
Предварительное подготовка: создаются 4 группы, каждая получает задание. (Приложение№1). Учащиеся заранее предупреждены о том, что работа каждого оценивается. Каждой группе выдаются оценочные листы. (Приложение №2).
Учащиеся накануне занятия совершают экскурсию в Этнографический музей «Традиционные обряды и праздники русского народа», каждая группа создаёт презентацию «Обряды народов России».
Тип урока: проект, нестандартный урок-«посиделки».
Ход урока1. Вступительное слово учителя: У нас собрались 4 времени года. А это потому, что каждое из времён привносило в жизнь русских людей свои заботы и радости. Итак, наша с вами задача пополнить свой ларец знаний драгоценной народной мудростью, чтобы суметь убедительно рассказать в сочинении «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
2. Посиделки были любимым занятием деревенских жителей в старину. После трудового дня собирались люди в какой-нибудь просторной избе, освещенной лучиной или свечой. Кто пряжу прял, кто вязал, кто вышивал, кто щелкал орехи да семечки. Пелись песни и велись интересные разговоры. Давайте узнаем, какие были обряды. Группы показывают свои инсценировки. Остальные смотрят, записывают в оценочном листе название обрядов.
I. Инсценировки бытовых обрядов.
ДОМОВОЙ (Обряд новоселья №1)
-Лука Лукич, говорят, ты дом достраиваешь?
-Да, скоро хата будет готова.
- Будешь въезжать в новый дом, не забудь пригласить домового.
-Знаю.
-Да поставь в подпол нового дома мисочку с молоком, положи каравай хлеба и соль.
-Положу.
Да, ребята, и человек ставил в подпол нового дома мисочку с молоком, клал каравай хлеба и соль. А выходя из старого дома, произносил заклинание:
Ты, хозяин – домовой,
Отправляйся в путь со мной.
Для тебя готова хата,
В ней мы будем жить богато.
ОБРЯД ПЕРЕД ПОХОДОМ В ЛЕС (Обряд №2)
Когда человек отправлялся в лес, то, входя в него, тоже произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей:
Я с поклоном иду к тебе, лес-батюшка,
Ты пусти меня к себе, не прогневайся.
Как пустил меня к себе, так и выпусти;
Отведи от меня злых зверей да всех змей,
Путь мне не городи, по оврагам не кружи.
Смилуйся над рабом Божьим. Аминь.
Это была настоящая магия. С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу. Заклиная, стремились воздействовать на дождь, на солнце, попросить у земли богатого урожая. Заметьте, человек, относясь к природе с большим уважением, в то же время выступал не униженным просителем, а полноправным хозяином мира, в котором он живет. Он знал нужное слово, чтобы заключить договор с ветром или дождем, солнцем или землей.
Таким образом, в фольклоре сложилось множество произведений, которые должны были помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и называют обрядовой поэзией.
К обрядовой поэзии люди обращались очень часто, Она сопровождала человека в повседневной жизни.
ЗАГОВОР ОТ НЕДУГА (Обряд №3)
Если вдруг начинали болеть зубы, нередко использовали заговор, взывая к могучим силам природы с просьбой помочь избавиться от недуга.
Попробуем и мы обратиться к месяцу и заговорить зубы у …………..
Месяц, ты, месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную боль, унеси ее под облака. Моя боль ни мала, ни тяжела, твоя же сила - могуча. Мне боли не перенесть, а твоей силе – перенесть. Вот зуб, вот два, вот три: все твои; возьми мою боль. Месяц, ты, месяц, сокрой от меня зубную боль!

Обряд №4 Обряд сватовства.
II. Представление презентаций после экскурсии в Этнографическом музее.

К магической силе поэтического слова люди прибегали и тогда, когда нужно было придать особую значимость происходящим событиям. Обрядовая поэзия звучала на свадьбах, похоронах, проводах на армейскую службу. Люди придумывали ритуальные действия, определяли последовательность исполнения тех или иных песен, одевали особые костюмы. (Учащиеся представляют презентации о тех русских бытовых обрядах, о которых узнали на экскурсии в Этнографическом музее).

III. Сезонные обряды.
Очень важное место в жизни народа занимали календарные праздники, которыми отмечался приход весны, наступление осени, начало зимнего солнцеворота (когда день начинал постепенно удлиняться). Каждому времени года были посвящены свои праздники: святки (наступление нового года), масленица (встреча весны), праздник Ивана Купалы (вершина лета), Кострома (проводы лета). Все эти праздники сопровождались календарными обрядовыми песнями.

ЗИМНИЕ ОБРЯДЫ (ученики записывают названия, например: колядования, крещенские гадания, и т.п.)
Представьте себе: в декабре стелет зима белые холсты, мороз наводит мосты через реки. Называют этот месяц – студень, стужайло. Под снежной пеленой дремлет природа до красной весны. Говорят в народе: декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. Готовит он дорогу, по которой приедет на Русь самый веселый и радостный праздник. Главный праздник зимы – Рождество. Вот тут-то и начиналось колядование.
-Исполнение колядок:
Волхвов привечайте,
Святое встречайте,
Пришло Рождество!
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет…
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Хто в эвтом дому,
Ему рожь густа, Рожь ужиниста:
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житиём и бытиёмИ богатством,
И создай вам, Господи,
Пришла коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку!
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста.
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством!
И создай вам Господи
Еще лучше того!
Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками- «личинами» или «харями». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами. Ряженые благодарили добрых людей величаньями.
Середи Москвы ворота пестры,
Ворота пестры, вереи красны
Светел месяц-
То Тихон государь,
Красно солнце-
Настасья его,
Часты звезды- то и детки их…
А если «светел месяц» или «красно солнце» медлили с угощением, их поторапливали.
Коляда, коляда накануне Рождества!
Тетенька добренька, пирожка-то сдобненька-
Не режь, не ломай, поскорей подавай!
Двоим, троим, - давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топится, пирожка-то хочется!
Щедрых хозяев благодарили, а про скупых да жадных пели насмешливые песни - корили, обещали всякие неприятности.Бабушка-старушка, подай пирога!
Не дашь пирога - мы корову за рога!
Не дашь ватрушки - расстукаем кадушки!
Не дашь хлеба - уведем деда!
Но самым интересным на Руси было гадание в крещенские вечера. В небольшую миску, иногда с водой, каждая девушка клала свой перстенек или сережку; миску покрывали полотенцем и начинали гадать, вопрошать судьбу. (Ученики разыгрывают обряд гадания).
Погадаем и мы.
Рылась курочка на завалинке,
Вырыла курочка золот перстень.
Мне тем перстнем обручатися.
Кому вынется, тому сбудется,
Не минуется.
/ к свадьбе/
Рассыплю я монисто по закрому,
С кем монисто собирать буду?
Собирать буду с милым дружком,
Кому вынется, тому сбудется,
Кому сбудется-не минуется.
/к знакомству/
Сей, матка, муку, растворяй пироги.
К тебе будут гости, ко мне – женихи.
Кому поем - тому с добром.
Кому сбудется – не минуется.
/будут сваты/
Живут мужики богатые – гребут жемчуг лопатами.
Кому вынется, тому сбудется,
Не минуется.
/быть вам богатыми/
Сидит воробей на перегороде,
Глядит воробей на чужу сторону.
Кому поем – тому с добром.
Кому сбудется, не минуется.
/ дальняя дорога/
А вот какой была зимушка – зима на Руси, посмотрите, как изображались зимние забавы художниками М.Соколовым и Н.Антиповой /Колядовщики. Рождественское утро.
ВЕСЕННИЕ ОБРЯДЫ. МАСЛЕНИЦА
А что вы можете сказать о масленичных песнях?
Работа с иллюстрациями художников Б.М. Кустодиева, В.И. Сурикова. /Масленица. Взятие снежного городка.
Обрядовые песни очень красивы. Я вам предлагаю прочитать одну веснянку и подумать, почему она так построена?
Приди к нам, весна,
Со радостью!
С великой к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
Со овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, со гречею,
С калиной – малиною,
С черной смородиной,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой – муравушкой.
Здесь на протяжении всей песни используется художественный прием, который называется анафора (единоначатие: все строчки, кроме первой, начинаются с предлога «с». Это придает напевность, выразительность веснянке, она звучит как заклинание.
В обрядовой поэзии нередко встречаются очень точные эпитеты. В нашей песенке ячмень, например, назван «усатым». Этот эпитет сразу же вызывает образ пышного колоса.
Заканчивалась масленичная неделя Прощёным воскресением. Люди в преддверии Великого поста, стараясь очиститься от греха, просили друг у друга прощения: «Прости меня!» И отвечали: «Бог простит».
Прощай, Масленица,Прощай, красная!
Наступает Великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берём,
Кота за уши дерём!
Рассказ о Великом посте. Вспоминаем о традициях празднования Пасхи.
Ну, за весною, конечно, идет долгожданное лето. Расскажите ЛЕТНИХ ОБРЯДАХ.
ЛЕТНИЕ ОБРЯДЫ
Рассказ о праздновании дня Святой Троицы. Какое дерево - символ Троицы?
-Попробуем исполнить ритуальный танец, припевая, «Во поле береза стояла…».
- Из берёзы девушки плели венки, добавляя в них цветы. Венки бросали в реку, напевая:
Венок мой берёзовый,
Плыви - не утони,
Счастье, несчастье
На год покажи.
Куда венок поплывёт - в той стороне жених найдётся, если потонет - милый изменит, столкнётся с другим венком - к замужеству.
А теперь изобразим посев льна.
Уж я сеяла, сеяла ленок – 2 раза
Чёботами приколачивала – 2 раза
Я полола, полола ленок – 2 раза
Чёботами приколачивала – 2 раза
Уж я дергала, дергала ленок – 2 раза
Чёботами приколачивала -2 раза
И т.д. сушила, мяла, трепала, чесала, пряла.
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок!
8. И завершался весь цикл сельскохозяйственных работ осенними песнями.
ОСЕННИЕ ОБРЯДЫ (Задания предлагаются более сильным ученикам).
Жатвенные песни. Кузьминки.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Вот, ребята, вы еще раз убедились, что обрядовый фольклор занимал важное место в жизни человека. Давайте теперь подведем итоги, используя записи группы, составьте синквейн на тему: «Русские обряды».
Зачитывают коллективные синквейны. Выбирают лучший. Заполняют оценочные листы.
Как же вы будете раскрывать тему сочинения?
В чем красота и мудрость русских обрядов?
Какой эпиграф можно подобрать к сочинению?
Как начать вступление?
Как озаглавить пункты плана?
Чем закончить сочинение?
V. Домашнее задание: сочинение «В чем красота и мудрость русских обрядов?»VI. Заключительное слово учителя: Все вы сегодня молодцы. Настоящие русские красны девицы и русские добры молодцы. Я еще раз убедилась том, что вы умеете хранить добрые традиции и бережно относиться к русскому фольклору. В нем наши корни, наши истоки. Спасибо.
Приложение №1
«Рождество Христово - светлый и радостный праздник» (зимние обряды)
Рождественские обычаи
Праздник возле ёлки.
«Старая знакомая - Масленица» (конец зимы, весенние обряды)
Как закликали весну.
Блины в Масленицу
Прощёное воскресенье. Пасха.
День Святой Троицы (летние обряды)
Что обозначает обновление жизни? Символ Троицы?
ОСЕННИЕ ОБРЯДЫ
Жатвенные песни. Кузьминки.
Приложение №2
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ Класс Командир
№ Фамилия, имя Сообщение ученика, дополнения Практика Творчество Оценка командира Итоговая оценка учителя