Внеклассное мероприятие по теме Путешествие на фабрику книжки
Тема: Путешествие на фабрику книжки
Цели и задачи:
- провести заочную экскурсию в типографию, в ходе которой познакомить обучающихся с процессом изготовления книг;
- познакомить с профессией художника-иллюстратора; обобщить и закрепить знания обучающихся о сказках;- корригировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, воображение, моторику мелких мышц пальцев руки;
- воспитывать бережное отношение к книге, уважение к людям, работающим над производством книг; прививать интерес к чтению;
Путешествие на фабрику книжки
right0День весенний голубой!
Март спешит к апрелю
И приводит за собой
Книжкину неделю.
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в реке,
Столько книг на земле!
Есть с ладошку они,
Есть большие тома.
Проживают они
Вместе с нами в домах.
Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Но для того чтобы по-настоящему услышать голос писателя, надо учиться читать. Русская пословица гласит: !Кто много читает, тот много знает!. И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, о мире в котором мы живем. Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, вдумчиво, бережно.
Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти книги. Они дарят нам множество интересных историй.
Сегодня мы с вами узнаем как делают книги. Смотрите и слушайте внимательно! После просмотра я задам вам вопросы.
Слайд 2 Эта книжная страница раньше, знаешь, чем была? Ёлки малою частицей, ну, а ель в лесу росла.
Слайд 3 Здесь в ушанках и спецовках лесорубы до темна лес могучий валят ловко. Видишь — падает сосна.
Слайд 4 Теперь их с делянки на склад повезут, где гулко стучат топоры сучкорубов, снимая с деревьев их пышный наряд.
Слайд 5 Древесина поступает на бумажный комбинат, где из неё делают бумагу.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 Вот этот огромный бумажный рулон. Сейчас в путь — дорогу отправится он.
Слайд 9 Бумага и взрослым, и детям нужна: газетой, тетрадкою станет она, альбомом для марок, богатым, сверкающим пёстрым плакатом. В нарядную книгу она превратится. Картинками ярко заблещут страницы .
-Знаете ли вы, как из этой бумаги создается книга и через какие процессы она проходит перед тем, как окажется в ваших руках? До сегодняшнего дня я тоже думала, что в целом представляю как это происходит, но оказывается не все так просто…Я приглашаю вас на экскурсию в типографию и предлагаю вам заглянуть за закрытые двери этого предприятия, пройтись по всем цехам и узнать как издаются книги, журналы и буклеты…
Слайд 10 (типография)
Слайд 11 Перед тем как попасть в производство, заказ на книгу попадает в цех допечатной подготовки. Здесь создается технологическая карта, в которой описаны все параметры книги и через какие этапы книга должна будет пройти.
Слайд 12 На участке подготовки создаются печатные пластины, на которые наносится вся информация(текст, иллюстрации).Пластина представляет собой тонкий лист алюминия, который закладывается в такой вот «принтер».
Слайд13 Всего в печати используют 4 цвета: желтый, голубой, красный и черный. Методом смешивания этих цветов можно получить любой другой цвет. Поэтому если книга цветная, то нужно будет изготовить на каждую страницу по 4 таких алюминиевых листа. Сначала листы проходят через лазер. Затем машина обрабатывает их химраствором и потом промывает водой.
Слайд 14 В итоге получается вот такая заготовка , которая затем будет вставлена в барабан печатной машинки. Автоматика складывает готовые листы в стопку.
Слайд 15 Бумага в типографию поступает в больших рулонах.
Слайд 16 Здесь ее станком разрезают на горизонтальные листы большого формата.
Слайд 17 Полученные листы грузятся на погрузчик и отправляются в печатный цех.
Слайд 18 Печатный станок состоит из 4 частей. В каждую часть на барабан вставляется заготовка для определенного цвета (те самые 4 алюминиевых листа-заготовки). Листы устанавливаются на барабан.
Слайд 19 Чистые листы размещаются на подъемник, и по-одному они начинают проходить через печатный станок, отпечатывая нужную информацию.
Слайд 20 Обратите внимание на захват бумаги: аппарат прижимает нижние листы, а верхние с помощью присосок поднимаются и проталкиваются на печать. И на хорошей скорости листы проходят через печатный станок.
Слайд 21 Отпечатанные листы попадают в другой цех.
Слайд 22 Здесь они проходят ручную проверку (вдруг что-то криво распечаталось).
Слайд 23 Далее эти листы на станке разрезаются на маленькие страницы. И группируются в небольшие, так называемые, тетради.
Слайд 24 Чтобы из этих тетрадей получилась книга – их нужно собрать в книгу и скрепить между собой.
Слайд 25 Далее книги разделяются на разные станки, в зависимости от переплета. Некоторые идут на сшивку.
Слайд 26 Некоторые идут на скрепление обычной скрепкой. Станок пробивает скрепку.
Слайд 27 Некоторые книги нуждаются в склейке.
Слайд 28 После сшивки книгу нужно обрезать до нужного размера. Отходы сдаются в макулатуру.
Слайд 29 Здесь с помощью не очень хитрого устройства к книге «приделывают» обложку. Кладут сшитые тетради…
Слайд 30 Сверху обложку. Нажим и готово.
Слайд 31 Чтобы обложки у книг были ровными, их кладут под пресс.
Слайд 32 И после этого получается готовая книга. Которая отправляется заказчику, далее на полки магазинов.
Слайд 33
-Книги для детей отличаются от книг для взрослых наличием ярких и красочных иллюстраций. Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остаются в памяти с самого детства и нравятся всем детям?
Слайд 34 Одним из художников-иллюстраторов был Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993) – детский писатель, художник-иллюстратор и режиссер-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры. Он иллюстрировал и свои произведения, и сказки других авторов, например К.Чуковского. Вот некоторые иллюстрации сделанные Сутеевым.
Слайд 35
Слайд 36
Я всех людей, что трудятся над книгой,
Люблю, и уважаю, и ценю.
А книги – у меня уже их много
На книжной полке бережно храню –
Покамест книгой сделается книга,
Огромный путь пройти она должна,
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она!
И станет жить в народе книга эта,
Беседуя с читателем своим.
Источник радости, источник жизни, знания,
Люби её! Читать давай другим!
-Итак, ребята, мы с вами совершили заочную экскурсию на фабрику книжки. Вы увидели, какой длинный путь должна проделать книга прежде чем попадет к своему читателю. Давайте вспомним этапы этого пути.
-Из чего делают бумагу? (из дерева)
-А кто рубит деревья? (лесорубы)
-Как называется комбинат, на котором делают бумагу? (бумажный)
-Куда потом привозят бумагу в больших рулонах? (в типографию)
-На чем печатают книги? (на станках)
-С помощью чего соединяют отдельные листочки книги? (нитки, скрепки, клей)
-Что «надевают» на книжку сверху? (обложку)
-Кто управляет процессом изготовления книжки? (человек)
-Кто иллюстрирует книги? (художник-иллюстратор)
Игра «Иллюстраторы».
Сейчас мы поиграем в игру «Иллюстраторы» .Представим себя в роли художников, которые рисуют красочные картинки к сказкам. От каждого класса нужно по 2 художника. Каждый класс будет иллюстрировать сказку, название которой написано на карточке. Работаем цветными карандашами .
1кл.- «Колобок», 2 кл. -«Репка», 3 кл.- «Теремок», 4 кл.- «Гуси-лебеди»
Пока художники работают мы поиграем в игру, в которой нужно по иллюстрации угадать произведение.
Слайд 37 (Приключения Буратино)
Слайд 38 (Золушка)
Слайд 39 (Малыш и Карлсон)
Слайд 40 (Волк и семеро козлят)
Слайд 41 (По щучьему велению)
Слайд 42 (Репка)
Слайд 43(Белоснежка и семь гномов)
Слайд 44(Дюймовочка)
«Сказочная викторина»
1.Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра?(12)
2.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?(Кощей Бессмертный.)
3.Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого"Три медведя"?(Михаил Потапыч, Настасья Петровна ,Мишутка)
4.Где находится смерть Кощея Бессмертного?(Дерево,сундук,заяц,утка,яйцо,игла)
5.От кого ушёл Колобок?(От дедушки,от бабушки,зайца,волка,медведя.)
6.Какая девушка на балу потеряла туфельку?(Золушка)
7.Скажите,какого героя провели на пирожках?
(Медведь из сказки "Маша и медведь")
8.Кто варил кашу,применяя ум и смекалку?
(Солдат в сказке"Каша из топора ")
9.Какими словами начинаются русские народные сказки?
("Жили-были...","В некотором царстве,в некотором государстве...".)
10.Кто первый нашёл теремок?
(Мышка-норушка.)
«Загадки»
1.Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (книга)
2.Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает. (буквы)
3.Я фигурка небольшая, точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься, без меня не обойдешься. (вопросительный знак)
4.В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки. (строчки)
5.У стены – большой и важный –
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже.(книжный шкаф)
Подведение итогов конкурса «Иллюстратор»
Слайд 45 Леса – это лёгкие Земли. Леса — это дом для птиц, насекомых, растений и зверей. Леса — это место отдыха для людей. Сохраняя свои тетради, книги — вы сохраните леса.
Слайд 46 Дорогие ребята! К вам обращаются все, кто создавал детские книги, ваши учебники: лесники, лесорубы, рабочие бумажных комбинатов и типографий, писатели, художники. Берегите книги!Так вы спасёте леса и сохраните нашу зелёную Планету!
Слайд 47 Берегите лес!