Урок на тему «Средневековые города»

ТЕМА УРОКА: Средневековый город в Европе.
ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить и закрепить учебный материал. ЗАДАЧИ: достижение цели с помощью применения УУД. Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
Познавательные УУД: изучив тему , учащиеся должны научиться анализировать и делать выводы, а также уметь применять полученные знания использовать при ответах на поставленные вопросы.
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся .
Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

ТИП УРОКА: открытый урок, повторительно-обобщающий.
ФОРМА УРОКА: фронтально-групповая.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный экран , таблицы, флажки со словами «Да» - «Нет», кружочки для оценивания ответов во время опроса (Красного цвета – нет ответа, желтого цвета – неполный ответ, зеленого цвета – верный ответ), визитные карточки-рефераты с иллюстрациями по пройденной теме.
ХОД УРОКА: / СЛАЙД № 2-замки средневековья / 1. ОРГМОМЕНТ: Приветствие. Учитель просит продемонстрировать визитные карточки-рефераты (домашнее задание) и указать основную идею данного оформления. Поскольку мы изучаем средневековье в Европе, на карточках-визитках дети изобразили замки, рыцарей.
/СЛАЙД № 3-средневековый город/ На экране замки средневековья сменяются средневековыми городами. Учитель координирует учебный процесс и просит детей определить какую тему необходимо продолжить изучать на уроке. После презентации «Средневековые города» обучающиеся сообщают новую тему. Учитель проводит мотивацию: полученные знания на уроках истории помогут вам понять, как начали возникать первые города, кто являлся их жителями, как развивалась жизнь в средневековом городе. Перед вами откроется возможность сравнивать жизнь людей изучаемой нами эпохи расцвета средневековья с бытом людей мрачного, невежественного периода раннего средневековья и с условиями существования современного человека, живущего в 21 веке. Учитель обращается к классу: «Так что же нового мы должны узнать сегодня на уроке?». Обучающиеся выдвигают свои версии, в результате на доске появляется план урока, который становится целью нашего учебного процесса.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. На экране появляется план урока. /СЛАЙД «4-город Брюгге / 1. Причины возникновения городов. 2. Изменения в жизни европейских народов в связи с ростом городов.

/Учитель /. Вот что писал хронист о возникновении города Брюгге: «Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к мосту продавцы ценных вещей; затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вел торговые дела, стали строить дома и устраивать гостиницы. И вошло у них в обычай говорить: «идем к мосту». Здесь население настолько разрослось, что образовался большой город, который и по сию пору носит имя Брюгге, что значит «мост».
ЗАДАНИЕ № 1. На предыдущем уроке вы нанесли на контурные карты крупные торгово-ремесленные города Европы. Вспомните и назовите их. /СЛАЙД № 5-карта западной и центральной Европы /
Оценивание ответов по принципу «Светофор».
/Учитель/. Вы знаете, что среди крестьян стали появляться люди, для которых ремесло становилось их главным занятием. Ремесленники стали убегать из деревень от поборов владельцев вотчины, надеясь также найти новых заказчиков и покупателей. Ремесленники и купцы часто селились у стен замков и монастырей. Создавались города. Отсюда их названия: Страсбург, Аугсбург, Гамбург ( от латинского слова « бург» - замок). Часто города появлялись у речной переправы или брода, отсюда названия: Франкфурт-на-Майне, Оксфорд (брод - по -немецки «фурт», по-английски «форд»). Мы знаем, что города становятся центром ремесла и торговли.
ЗАДАНИЕ №2. Дайте определение следующим терминам (устно): / СЛАЙДЫ № 6-7-купцы, менялы, ярмарки /
УМЕЛЬЦЫ (знатоки ремесла). БРОДЯЧИЕ РЕМЕСЛЕННИКИ (ремесленники, убегавшие из деревень). ОСЕДЛЫЕ РЕМЕСЛЕННИКИ И КУПЦЫ (поселялись и строили жилье около замков и монастырей). ЦЕХИ (союзы мастеров- ремесленников), ГИЛЬДИИ (союзы купцов). ЯРМАРКИ (место торговли). МЕНЯЛЫ и РОСТОВЩИКИ (специалисты по денежным делам).
Оценивание ответов по принципу «Светофор».
/Учитель/. Для многих горожан средневековья дом был не только жилищем, но и местом работы: на нижнем этаже размещалась мастерская или лавка. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли барельефы, обозначавшие занятие владельца, сапог или башмак у сапожника , крендель у пекаря и т.п. / СЛАЙДЫ № 8-9-ремесленники /
ЗАДАНИЕ №3. Выразите свои ассоциации, связанные со словом РЕМЕСЛЕННИК. Ответы даются по методу «Синквейн»: 1 строчка - одно существительное, 2 строчка-описание двумя прилагательными, 3 строчка-описание тремя глаголами, 4 строчка – фраза из четырех слов, 5 строчка- это синоним из одного слова, который отражает суть понятия.
Предполагаемые ответы: (1-ремесленник), 2) умный, трудолюбивый, упорный, усидчивый, целеустремленный, талантливый, сообразительный и т.д. 3) мастерит, совершенствуется, изготавливает, творит, дерзает, выдумывает, изобретает, воплощает ( по специальностям - выпекает, шьет ) и т.д. 4) Ремесленник- собственник орудий труда. Ремесленник продавал изготавливаемые вещи. Ремесленник производил вещи на заказ. Ремесленник часто создавал шедевры. Обогатившись, ремесленник приобретал мастерскую. 5) Творец, мастер, изобретатель, труженик, умелец, специалист и т.д.
Оценивание ответов по принципу «Светофор».

ФИЗРАЗМИНКА. ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «ГОРОДА и ЗАМКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ».
/ Учитель/. Города возникали на земле феодалов и большую ее часть занимали замки. Под властью господина находилось все городское население. Города богатели и сеньоры старались получить от них больше доходов.
ЗАДАНИЕ №4. Заполните таблицы «Первоначальное и последующее отношение сеньоров к городам и их жителям». Класс делится на 2 группы.
По окончании работы на экране появляется верный ответ. / СЛАЙДЫ № 10-11 /

Первоначальное отношение сеньоров к городам и их жителям.
Последующее отношение сеньоров к городам и их жителям.

1.Сеньоры покровительствовали городам.
1.Стали взимать с горожан пошлины, штрафы и другие платежи.

2.Освобождали переселенцев от платежей.
2.Ремесленники платили сеньору оброк своими изделиями.

3.Поощряли возникновению рынков в своих владениях.
3.Сеньор силой забирал товар у ремесленников.



ВЫВОД: Притеснения и грабежи феодалов мешали развитию ремесла и торговли в городах.
/Учитель/. Жители города стремились освободиться от власти своего сеньора.
ЗАДАНИЕ №5. Даны слова в разбивку (городской совет, коммуны, борьба, самоуправление, мэр или бургомистр). Необходимо выстроить логическую цепочку с пояснениями. Класс делится на 2 группы. По окончании работы на экране появляется верный ответ. / СЛАЙД № 12 /
БОРЬБА (между сеньорам и городом) ------КОММУНЫ (города, освободившиеся от власти сеньоров)-------САМОУПРАВЛЕНИЕ (завоевав независимость, горожане создавали самоуправление)--------ГОРОДСКОЙ СОВЕТ (во главе города стоял городской совет) , МЭР или БУРГОМИСТР (глава городского совета).
ВЫВОД : Многие города изгнали проживавших в них феодалов или ограничили их права. Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от личной зависимости. Но в дальнейшем все изменилось. /Учитель/. ПОЧЕМУ? ЧТО ПРОИЗОШЛО?

ЗАДАНИЕ №6. Возьмите в руки флажки со словами «ДА» - «НЕТ» и постарайтесь правильно ответить на вопросы учителя. / СЛАЙД № 13-гербы, дома знати /
ВОПРОС №1. Власть в городах принадлежала бедным горожанам? (НЕТ). / Управление в городах захватили богачи: купцы, владельцы домов и земельных участков. / ВОПРОС №2. Знать (патриции) подражала рыцарям? (ДА). / Они жили в домах, похожих на замки, заводили собственные гербы, сражались верхом на коне и жили в роскоши. / ВОПРОС №3. Бедняки вели борьбу против богатых горожан? (ДА). / Но богачи жестоко расправлялись с участниками восстаний. /
Оценивание ответов по принципу «Светофор».
/Учитель/. Подведем итоги. Учащиеся обобщают материал и делают выводы. / СЛАЙД № 14-средневековый город /
1.В результате отделения ремесла от сельского хозяйства в Европе в средние века возникали и росли города . 2. Именно в средневековых городах появляются первые ростки демократии. В возникавших объединениях люди учились совместно выживать и решать общие проблемы. 3. С возникновением и ростом средневековых городов связаны важнейшие изменения в жизни европейских народов.
/Учитель/. Проанализировав собственные ответы, прозвучавшие на уроке, каждый из вас может определить , насколько вами усвоен пройденный материал по теме «Средневековый город в Европе».
На дом я предлагаю творческое задание. / СЛАЙД № 15-карта с изображением средневековых городов /
Представьте, что вы путешественник, прибывший в средневековый город . Опираясь на знания и используя иллюстрации в учебнике, напишите что вы увидели в городе.