Конспект открытого группового логопедического занятия на тему Дифференциация ж-ш в слогах, словах (5 класс)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья»



Конспект открытого группового (3 человека)
логопедического занятия
для детей с легкой степенью умственной отсталости

на тему:
«Дифференциация «ж-ш» в слогах, словах»


Класс – 5 «а»
Учитель-дефектолог: Малафеева А.А.








Тема урока: «Дифференциация «ж-ш» в словах, слогах»

Цель урока:
- формировать умение дифференцировать «ж-ш» в словах, слогах.
Задачи:
- развитие фонематического восприятия звуко-буквенного анализа;
- учить детей различать звуки «ж-ш» на слух, понимать чем они отличаются;
- при звуке «ж» голос поёт, а при звуке «ш» спит;
- ужесточение артикуляции звуков «ш, ж»;
- добиваться от каждого ребенка умения выделять звуки «ш» и «ж» из слова и не смешивать их.

Оборудование:
- карточки с буквами;
- Незнайка;
- игра с бабочками;
- музыкальные игрушки;
- стихотворения;
- листы с написанными буквами «ш, ж», слоги, слова на звуки «ш, ж»;
- компьютер и медиапроекционное оборудование;
- презентация к занятию;
- большое зеркало.




Ход урока
Посадка учащихся на слова «пожалуйста»: садись!
Садись, пожалуйста!
Организационный момент!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Внимание! К нам пришел друг Незнайка. Он говорит, что у нас в школе у него много друзей, таких же «незнаек» как и он.
Давайте покажем ему, что у нас «незнаек» нет.
Развитие речевого дыхания игра «Бабочка, лети» (приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка)
Дети, посмотрите какие красивые бабочки! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать! Дую на них!
Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть: щеки не надувать, губы слегка выдвинуты вперед!
Молодцы!
Развитие слухового внимания «Угадай, на чём играю»
Положите перед учеником одну музыкальную игрушку. Покажите, как она звенит. Спросите: «Что звенит?». Ученик показывает. Спрячьте игрушку за ширму (либо за спину ученика), снова позвените, спросите: «Что звенит?» - и откройте ширму. Ученик показывает на игрушку.
Далее возьмите другую игрушку. Игра строится аналогично.
Затем предложите ученику обе игрушки. За закрытой ширмой позвените колокольчиком, откройте ширму; ученик, видя игрушки, должен определить, что звенело за ширмой.
Гимнастика для глаз: чтобы лучше занимались, глазки не уставали

Артикуляционная гимнастика (делается перед зеркалом).
Улыбнулись, зубки вместе (заборчик)
Губки вытянули вперед (трубочка)
Наказать непослушный язык: приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и «пошлепать» его губами: пя-пя-пя
При открытом рте удержать язык в спокойном положении под счет до 5
Надуваем щечки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щечек и сдуваем пузырь
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей полостью к нёбу за верхние зубы, открыть рот
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед – звук «ш», произносится глухо, а сейчас включил голос и затем звонко-звонко: «ж»
Дифференциация «ш-ж»
Я произнесу стихотворение, а вы скажите, какой звук услышали; звук который я выделяю.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.

(Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости).

- Какой звук слышали?
(ш – шуршит)

Жук упал
Жук упал и встать не может,
Ждёт он кто ему поможет.

(Над лужайкой жук кружит
И жжужит, жужжит, жужжит!)

- Какой звук слышали здесь?
(ж – жужжит)
«ш» произносится глухо, а «ж» - звонко.
Приложите руку к шее спереди; произносим звук «ж» - голос звенит, а звук «ш» - голос спит.
Найдите на листе букву «ш»
- Что нарисовано на «ш»? (шар)
Найдите букву «ж»
- Что нарисовано на «ж»? (жираф)
А пишутся они вот так, вспомнили? (показываю листы с написанными буквами «ш», «ж»)
Пальчиковая гимнастика
Поднимите правую руку, сжимаем пальчики в руках, раскрываем по одному пальчику (две руки):
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Хлопните в ладоши, когда услышите звук «ш»:
Шуба, шапка, шар, парта, машинка, школа
- А сейчас послушайте звук «ж»
Жук, ёжик, жаба, дом, лужа, живот.
Читаем слоги (звук «ш» - глухой, звук «ж» - звонкий)
Жа – ша
Жо – шо
Жу – шу
Жи - ши
Читаем слова на звуки:
«ш» кошка, машинка «ж» жаба, ежи
- А теперь я дам вам картинки, в названии которых будет звук «ш» или «ж». Их нужно положить к нужному звуку:
Дедушка
Медвежата
Бабушка
Ежи
Кошка
Ножи

Ребятки, а давайте с Вами посмотрим, кто же у нас издаёт звуки «ш-ж»
Змея шипит: «ш-ш-ш»
Жук жужжит: «ж-ж-ж»

Итог урока:
- Над какими звуками сегодня работали?
- Ну, а на Незнайку вы похожи?
ш

ж



Рисунок 1J:\Школа\Логопедия ж-ш\poslushnye_glazki.jpg15