Кейсы к конспекту урока по русскому языку Анализ ошибок, допущенных при тестировании по КИМам ЕГЭ
В1Морфологический способы образования
В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Основным из них является морфологический способ (образование новых слов путем присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову). Среди наиболее продуктивных морфологических способов словообразования выделяются:
Аффиксация – образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или производящему слову. Например: город>при-город.
Различаются следующие основные способы аффиксации:
Префиксальный (новое слово образуется путем присоединения к имеющемуся слову приставке [префикса]). Например:
Город > при- город,
Автор > со- автор,
Мощный > сверх- мощный,
Бежать >от- бежать
При префиксальном способе образуются слова той же самой части речи и обладающие теми же самыми грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивным данный способ образования новых слов является у глаголов.
Суффиксальный (новое слово образуется путем присоединения к производящей основе суффикса).
Лимон > лимон – н - ый
Черн-ый > черн- от- а
Суффиксально-префиксальный (новое слово образуется путем одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса).
Нос > пере-нос-иц-аОкно > под-окон-ник -□
Сложение- образование новых слов путем соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозем.
В современном словообразовании активным является также образование сложносокращенных слов. Сложносокращенные слова образуются:
Из начальных частей или слогов слова, например : спецкор(специальный корреспондент), универмаг( универсальный магазин);
Из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк( сберегательный банк).
Из начальных букв слов: МГУ (Московский государственный университет), ВВЦ ( Всероссийский выставочный центр). Это аббревиатура.
Усечение основы- образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имен существительных. Например: магнитофон > маг, заведующий > зав.
Обратное словообразование- образование от более сложного по структуре слова более простого. Например: фляга<фляжка, дояр<доярка.
Тренажер
В1) Из предложения 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2Морфология - грамматическое учение о слове , включающее в себя учение о структуре слова , формах словоизменения , способах выражения грамматических значений , а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования
Местоимение
Местоимение - часть речи , которая не называет предмет , признак , количество , а только указывает на него. Например: Но за чащею лесною мне блеснули чьи-то очи.
Учитывая функциональные особенности и характер связи с другими частями речи , выделяют девять разрядов местоимения :
Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
Возвратное: себя;
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, ее, его, их;
Указательные: то, это, этот, тот, такой, таков, сей, оный, этакий;
Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной;
Вопросительные: кто? Что? Какой? Который? Сколько? Чей?
Относительные: кто, что, какой, который, сколько, чей;Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, некий, кто-то, что-то, какой-то, кто-либо, что-либо, какой-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;Отрицательный: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько. 1)Личные местоимения я, мы (1-е лицо) , ты, вы (2-е лицо) изменяются по падежам , но не имеют грамматических форм рода. Род этих местоимений определяется путем соотнесения с тем словом, которое они определяют. Формы косвенных падежей личных местоимений образуются от других основ: я, мне, мы, нам и т.д. Местоимения мы может употребляться в значении «я» в научном стиле: Мы говорили только о главных лицах драмы.(А. Гиероглифов); в значении «ты» («вы») – в разговорной речи : «Ну-с, молодой человек,- с небрежной развязностью спрашивал он. – Как мы живем?» (А.Аверченко).Местоимения вы употребляется как вежливая форма, а также с обобщенным значением. Личные местоимения третьего лица он, она, оно изменяется по родам, числам и падежам .В произведениях художественно литературы XIX в. Можно встретить местоимения оне- устаревшее местоимение третьего лица, множественного числа, женского рода: И завидуют оне [ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха] государевой жене. (А. Пушкин)Возвратное местоимение себя не изменяется по числам, родам, не имеют формы именительного падежа, поэтому его начальной формой является форма родительного падежа. Притяжательные местоимения отвечает на вопрос чей?
его, ее, их не изменяются, поэтому они примыкают к определяемому существительному и выполняют функцию несогласованных определений. Вопросительные и относительные местоимения кто? (кто), что? (что) и отрицательные никто, ничто изменяются по падежам (по родам и числам не изменяются) .Относительные местоимения используются для присоединения придаточного предложения к главному и одновременно выполняют функцию союза и являются членом предложения, т.е. являются союзными словами.Неопределенные местоимения некто, нечто, имеют форму только им. п. ед. ч. Отрицательные местоимения некого, нечего не имеют форму им. п. Местоимения с частицами кое-, -то, -либо, -нибудь склоняются по образцу вопросительных и относительных местоимений.
Тренажер
В2) Из предложений 6-7 выпишите возвратное местоимение.
В3
Словосочетание .Типы связи в словосочетаниях
Словосочетание- это сочетание нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи. То есть слова должны не только состыковываться по смыслу, но и иметь общий род, число или падеж с другим словом.
Что не является словосочетанием.
Подлежащие и сказуемое.
Пример: Спокойно кругом ложатся тени.
Сочетание служебной части речи, самостоятельной.
Пример: В течении полугода.
Однородные члены между собой.
Пример: Гулял, прыгал, бегал ,скакал.
Типы связи в словосочетаниях.
Согласование Управление Примыкание
Вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением, числительным. Вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3-го лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия
Вопросы согласования:
Какой? Чей? Сколько? Вопросы управления:
Вопросы косвенных падежей:
Кому? Чему? Кого? Чего? О ком? О чем? Вопросы примыкания:
Что делая? Что сделав? Как?
Вопросы наречия и деепричастия.
Примеры:
Красивая шляпка;
Об интересном рассказе;
По тем же названием;
Седьмой класс. Примеры:
Ненависть к врагу;
Крутить головой;
Любовь к Родине. Примеры:
Петь красиво;
Лежать спокойно;
Очень устал;
Шел не спеша;
Мальчик постарше.
Тренажер
В3) Из предложения 3 выпишите подчинительные словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.В4Виды односоставных предложений
Определенно-личное Неопределенно-личное Обобщенно-личное Безличное Назывные
В определенно-личных предложениях главный член может быть выражен глаголом 1-ого или 2-ого л. Ед. или мн.ч настоящего или будущего времени , а также глаголом повелительного наклонения.
Например: Не забуду твоей торжественной красы.(А.Пушкин)
В неопределенно-личных предложениях главный член может быть выражен глаголом 3-ого лица мн.ч. настоящего или будущего времени или глаголом прошедшего времени мн.ч. Неопределенно-личные предложения употребляются тогда, когда действующее лицо не известно ( В дверь позвонили. За окном поют.), когда действующее лицо по каким-либо причинам нежелательно называть или внимание нужно сосредоточить на действии ( Вчера нам сообщили о приезде делегации.). Обобщенно-личные предложения чаще всего встречаются в пословицах, поговорках, описаниях; главный член в таких предложениях выражается глаголов 2-ого л. Ед.ч и мн.ч. настоящего и будущего времени или глаголом повелительного наклонения.
Например: Решетом воды не наносишь. (Пословица) В безличных предложениях нет и не может быть действующего лица. Главный член выражается:
Безличным глаголом (Смеркается; Мне нездоровилось.);
Личным глаголом безличном употреблении (Ветки качало ветром.);
Словами категории состояния (В саду тихо; Мне грустно.);
Инфинитивом (Быть добру.);
Отрицательным словом нет (Нет никого прекраснее тебя.);
Словами нужно, надо, необходимо (Необходимо успеть вовремя.) и т.д. В назывных предложениях главный член соотносится с подлежащим двусоставного предложения и выражается существительным в форме им.п ед.ч.
Например: Тихое и солнечное утро.
Все односоставные предложения полные , так как отсутствие одного из главных членов является их структурной особенностью.
Подлежащее может быть выражено любой знаменательной частью речи, однако основным способом выражения подлежащего является имя существительное в им.п. Подлежащее может быть выражено как одним словом, так и словосочетанием: Два брата, три сестры, семеро одного
не ждут.
Тренажер
В4) Среди предложений 18-21 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Деепричастный оборот, как правило, обособляется (выделяется запятыми) независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу – сказуемому: Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети (Сер.)
Деепричастный оборот, стоящий после союза сочинительного или подчинительного либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой оборот можно «оторвать» от союза и переставить в другое место предложения): Наш отец Чимша-Гималайский был из кантонистов, но, выслужив офицерский чин, оставил нам потомственное дворянство и именьишко (Ч.).
Деепричастный оборот, в начале которого стоят частицы только, лишь, интонационно не отделяется от предшествующей части предложение (при чтении пауза перед ним не делятся), но запятая перед ним обычно ставится: Понять это произведение можно, только учитывая условия его создание;
Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются (как и другие однородные члены предложения в подобных случаях): Раз, идя по шумному, весёлому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, испытывал счастливое удовольствие (Фед.)
Примечание. Одиночное деепричастие или деепричастный оборот не обособляется: 1) если деепричастный оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания: Она сидела чуть откинув голову (Марк.) – указывается, что она не просто сидела, а сидела с откинутой головой.
Два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных обстоятельств, обособляются Примечание. Одиночное деепричастие или деепричастный оборот не обособляется: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (Л.)
Одиночное деепричастие обособляется, если сохраняется значение глагольности, выступая в функции второстепенного сказуемого, указывая на время действия, его причину, условие: Уходя, гасите свет.
Обособление или необособление одиночного деепричастия может зависеть от места, занимаемого им по отношению к глаголу – сказуемому: одно и то же слово в начале или в середине предложения может обособляться, а в конце – нет. Ср.:
На обособление одиночного деепричастия может влиять его вид: деепричастия несовершенного вида (на –а\-я) чаще всего не обособляются, поскольку обычно они являются обстоятельством образа действия: Слушал не перебивая.
Обособление или необособление одиночного деепричастия может быть связано с лексического значения глагола-сказуемого: одно и то тоже деепричастие при одних глаголах обособляется, при других нет. Ср.:
Одиночное деепричастие в качестве обстоятельства образа действия, стоящее в конце предложения, обособляется, если имеет значение уточнения Ср.:
Если одиночное деепричастие находится между двумя глаголами-сказуемыми и по смыслу может быть отнесено к любому из них как обстоятельство образа действия, оно не отделяется запятой от того сказуемого, к которому пишущий его относит: Он присел на корточки, кряхтя полез в нижний ящик стола; Девочка выбежал в сад, плача бросилась к матери.
ТРЕНАЖЕР
В5) Среди предложений 23-30 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
В6Виды подчинения придаточныхПоследовательное Однородное Параллельное Смешанное
Одна из главных выгод охоты состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада. Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых, тихо ходивших около высокой белой стены, и вспомнил, как неделю тому назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник. Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которым можно завести знакомства. 1
2
3
3
2
1
3
1
2
6
5
4
3
1
2
Тренажер
В6) Среди предложений 21-23 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
В7Строение текста, способы присоединения предложений
Текст- это связное высказывание на определённую тему.
В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и посвящённых одной теме.
Перечислим основные признаки текста.
1. Единство темы текста. Все предложения, входящие в текст, раскрывают его содержание, они связаны между собой по смыслу.
Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос : о чем или о ком говорит автор?
Тема- это то, о чём говориться в тексте.
2. Наличие основной мысли текста. Все предложения текста связаны между собой таким образом, чтобы выразить какую-то мысль (дать оценку событиям или явлениям, познакомить с чем-либо, научить чему-то, призвать к чему-либо и т. д.).
Чтобы определить основную мысль (идею) текста, следует задать вопрос: что хотел сказать автор?
3. Завершенность, смысловая законченность текста. В тексте должно быть достаточное количество предложений, что бы раскрыть тему и чётко выразить главную мысль
4. Логическая связь частей текста, определенная последовательность развития основной мысли текста.
5. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте.
Каждое последующее предложение включает такие слова или построено таким образом, что становиться ясной его связь с предыдущими предложениями.
6. Стилевое единство. Текст всегда оформляется в рамках определённого стиля речи (научного, официально-делового, разговорного и др.). Например, в школьном сочинении, в устах ответах на уроках неуместно использование разговорных просторечных слов. В разговоре со взрослыми, в деловой, научной сфере общения нельзя употреблять слова и выражения, свойственных молодежному жаргону.
Способы присоединения предложений в тексте.
Последовательное – предложение присоединяются друг с другом с помощью синонимов, союзов, частиц, повторов слов.
2. Параллельное – информация в текст вводиться независимо друг от друга, без использования контекстуальных средств связи
Тренажер
В7) Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи указательного местоимения и частицы. Напишите номер этого предложения.
В8
Изобразительно- выразительные средства русского языка
Эпитет – прилагательное в переносном значении (золотые руки)
Сравнение – сопоставление двух объектов с целью пояснить предмет. Чаще бывают со сравнительными союзами (как,словно,будто…)(Сахар белый, как снег). НО иногда без союзов в творительном падеже. ( Вечер синею свечкой звезду над дорогой моей засветил)
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойством живого существа. ( Звук уснул. Ветер воет.)Градация – постепенность. Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе развития по возрастающей или убывающей значимости. (Не жалею, не зову, не плачу.)
Антитеза – стилистический приём контраста противопоставлений явлений и понятий. Часто антитеза основана на употреблении антонимов. (Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная)
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов ( медведь на ухо наступил)
Восклицательные предложения – предложения, произнесенные с сильным чувством. При написании ставится восклицательный знак. ( Итак, ты иначе начинаешь смотреть на людей!)
Ряды однородных членов – несколько членов предложения , отвечающие на один вопрос и зависящие от одного слова. ( Ею я проверяю значение фразы, насыщенность, ритм…)
Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. (На душе потеплело.)
Синтаксический параллелизм – это приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк, строф. Очень часто сопровождается единым начатием. ( Как можно скорее отмежеваться от всего,что делается в стране. Отмежеваться, чтобы сохранить доверие масс; отмежеваться, чтобы не стать сначала ширмой для реализации чужой нам программы.)Литота- средство художественного изображения, основанное на преуменьшении. ( Тени вечера волоса тоньше)
Эллипсис- это фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске члена предложения, чаще сказуемого. ( Маша прыг в окно. Медведь за ней )Тренажер
В8) «Приглашая читателя поразмышлять над волнующей его проблемой, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)
(предложение 28) и (Б) (предложения 14, 30). Выразить собственную позицию автора помогают (В) (предложение 11). С этой же целью используется и такой прием, как (Г) (предложение 20)».
Список терминов:
1)сравнительный оборот
2) восклицательные предложения
3) фразеологизмы
4) ряды однородных членов
5) метафора
6) градация
7) синтаксический параллелизм
8) эпитеты
9)антитеза
А Б В Г