Конспект урока по окружающему миру Расы и народы (4 класс) Школа 2100

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ветютневская средняя школа»
Фроловского района Волгоградской области
(МБОУ «Ветютневская СШ»)




Открытый урок
по окружающему миру в 4 классе
Тема:
«Расы и народы»



Подготовила:
учитель начальных классов
Карпухина Анастасия Юрьевна









2016 г.





Тема: Расы и народы
Цель: познакомить с понятиями «раса», «народ», «национальность».
Задачи:
1.Образовательные: познакомить с первичными представлениями о понятиях "раса", "народ" и "национальность"; осознать принципиальное различие в делении людей по расовому и национальному признаку; познакомить с общечеловеческим законом о равенстве всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности.
2.Развивающие: развивать речь учащихся (использовать в речи историко-обществоведческие понятия); развивать навыки и умения работать с учебником, коммуникативные умения.
3.Воспитательные: способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, умению видеть в каждом; собеседнике, прежде всего Человека; способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу.
Метапредметные цели:
Личностные УУД: с помощью учителя
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- дифференцировать известное и неизвестное;
-определять отклонения и отличия от эталона в своей работе;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- находить необходимую информацию,
-определять и формулировать проблему;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы;
- контролировать, корректировать действия партнёра в соответствии с ситуацией;
- создавать устные высказывания;
Предполагаемый результат: способность различать расы людей, отличать расу от народа, выделять характерные черты европеоидной, монголоидной и негроидной расы.
Методы: проблемный.
Оборудование: учебник, окружающий мир, авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,
С.С .Кузнецова, Е.В. Сизова. 4 класс, карта полушарий, глобус, карточки разных размеров (основные расы) «европеоидная, монголоидная, негроидная», презентация.
Объем: 1 час
Тип урока: открытие новых знаний
Место урока в теме: 2 урок в теме «Человек и многоликое человечество»
Ход урока

Этап урока
Содержание этапа



Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.
Организационный момент
Цель: настроить учащихся на учебную деятельность
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу на уроке.
Удачи вам!
Мы будем думать, вспоминать обсуждать и доказывать свое мнение на уроке

а) Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.
б) Создание эмоционального настроя.


2.
Проверка домашнего задания
Цель: контроль и оценка прошлой темы
-Какие государства бывают по форме правления? (монархия или республика)
-Какое это государство?
-Кто стоит во главе этого государства?
-Как передается власть в этом государстве?
-Какие монархии вы знаете?

Отвечают на вопросы

3.































4.






































5.













































































































































































6.




































7.




















































8.











Актуализация знаний и проблемная ситуация




























Объявление темы и цели урока.





































Открытие новых знаний

Работа с учебником.

































































Работа в парах с таблицей























Индивидуальная работа












Коллективная работа.




































































































Подведение итогов урока. Рефлексия.


















































Домашнее задание.










Цель: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.

-Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле? -Что такое личность?

- Для чего нужно общение?
- Посмотрите инсценировку, которую подготовили ребята.
Инсценировка
- - О чем говорят дети ?
- Какое ты заметил противоречие в разговоре ?
- Какой возникает вопрос?
- Кого бы ты поддержал?
- Почему?
Посмотрите слайд:
- Кто это?
- Чем они отличаются?
- А что их объединяет?
- Попробуйте определить тему нашего урока

Просмотр слайдов.
(Жизнь людей в разных природных зонах, разных районах мира)
- Какая тема урока?

Цель: развивать умение высказывать своё предположение на основе фактов, ставить учебную задачу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать
предстоящую работу .


Слайд: Расы и народы Земли.
- Давайте, ребята, определим, какие задачи стоят перед нами на уроке?

- Как вы понимаете, что такое раса?


Подберите определение к слову «раса»,

Особая группа людей, у которой есть общие интересы.
Особая группа людей, которая отличается от других своей культурой, историей и языком, на котором люди думают и говорят
Особая группа людей, которая по внешним признакам, принадлежащим только ей, отличается от других людей.
(на доске)

Цель: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы по иллюстрации.

- Цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретенные признаки.
- Все мы представители человечества, а чернокожий мальчик совсем не похож на нас. Что нам надо знать для окончательного ответа на главный вопрос урока?
- Прочитайте рассказ в нашем учебнике стр.86 и потом ответим на интересующие нас вопросы.
- Ребята как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы.
- Скажите, а как давно появились расы?
- По мнению многих антропологов, начало формирования человеческих рас относится к концу каменного века. Тогда и сложились группы людей, связанных единством происхождения наследственными физическими признаками.

- Какие три основные расы выделяются?
Учитель вывешивает на доску карточки с названием рас и фотографии, на которых изображены европеоиды, негроиды, монголоиды.
- Назовите основные характерные черты европеоидной расы.






- А теперь рассмотрим портрет представителя негроидной расы.









- Что мы можем рассказать о монголоидной расе?










Цель: развивать умение работать сообща, классифицировать предметы по их признакам.

- Впишите в таблицу названия расы, к которой принадлежит человек изображенный на картинке, и ее признаки.
Раса Признаки
____________
· ______________
_____________ ______________
_____________ ______________
Выборочная проверка.
- Один называет (в паре) название расы, а другой признаки.
- В каждой части света проживают в основном представители одной расы.





Цель: закрепить отличительные признаки каждого типа расы.
Задание: продолжи предложение.

Позиция (мнение)
я считаю, что я представитель ____
_________________
____________расы.

Аргументы
потому что _______
_________________
________________.



Цель: развивать  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы,  выявлять сущность, особенности объектов.

На доске записаны слова. Их надо разбить на две группы. Как назовем эту группу. (Табличка со словом «Раса» переворачивается).
якуты монголоиды туркмены евреи
англичане русские татары

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
турки европеоиды монголы армяне
азербайджанцы негроиды
-Люди осознают свою принадлежность к той или иной расе, но вы вряд ли услышите, чтобы человек говорил: «Я – негроид» или «Я – европеоид». Зато часто можно услышать: «Я – русский», «Я – француз», «Я – татарин». Что называют эти люди? (предположения)
Прочитаем об этом первый абзац на стр. 88
- Как же назовем вторую группу слов?
- Как вы думаете, понятия «народ» и «раса» означают одно и тоже?
-Чем же отличаются друг от друга разные народы? От чего зависит принадлежность к тому или иному народу?
-Посмотрите на рисунки на стр. 88 , подумайте, можете обсудить в паре и скажите как с помощью рисунков, не используя записи доказать, что здесь изображены представители разных народов?
- Когда человек говорит о том, к какому народу он принадлежит, он называет свою национальность.

Физкультминутка
(Игра «Чем мы похожи»)

- Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом.

- Мешает ли разный цвет кожи, форма глаз быть нам единым человечеством? Мы все составляем единое человечество.

- А как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, от цвета кожи, формы глаз и других различий? Каждый народ имеет своих представителей, которые прославили свою страну.


- В чем главное отличие расы от народа?
- Сколько рас на Земле?
- А народов очень много, около трех тысяч.
– Можно ли сказать, что одна раса лучше или хуже другой? Что какие-то народы лучше или хуже других?





- Очень часто на планете Земля происходят воины. Что же мы мирные люди можем сделать, чтоб войны не было?
Терпимость или толерантность людей- вот залог мира на Земле.
















Цель: дать оценку своей деятельности на уроке.
- Давайте подведем итоги
Учащимся предлагается закончить высказывания
Я узнал
Я научился
Самым трудным на уроке

- А сейчас я вам прочитаю письмо одного мальчика. Вы внимательно послушайте и скажите, какие высказывания и действия мальчика ты считаешь ошибочными.

В нашем классе учится чернокожий мальчик Джон. Сегодня он дежурил в классе, и у меня на столе появились чернильные пятна. Когда я спросил его, зачем он испачкал мне стол, Джон сказал что этого не делал. Но, по-моему, кроме него в классе никого не было. Значит, испачкать мог только он. Ни одному темнокожему нельзя верить, я ему так и сказал!

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?























Цель: настроить учащихся на успешное выполнение домашнего задания.

Чтение учебника (тема 16) вопросы на применение нового знания стр.89

- Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будите терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.
Урок окончен.









- Человечество
- Человек с неповторимыми особенностями
внутреннего мира.
- В общении мы можем узнать внутренний мир другого человека
- Предположение

- Почему детям с разным цветом кожи и разными языками общения интересно играть в одну игру?

- Высказывание детей.
- Предположения

- Отличия людей по цвету кожи, цвету волос, разрезу глаз.










Постановка задач урока
1. Понять что такое раса.
2. Узнать, почему люди принадлежат к разным расам.
3. Выяснить, чем раса отличается от народа.

- Ученик читает и прикрепляет нужные таблички.

























- Внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков.


- Нам надо знать, почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи.
- Дети читают


- Под влиянием природных условий и разной географической среды.

-Разделение на расы появилось еще в эпоху Первобытного мира.
- Европеоидная, монголоидная, негроидная.
- Ее характерные черты – светлая или смуглая кожа, волосы от светлых до черных, радужная оболочка глаз – от серой или голубой до черной.
- Для негроидной расы характерные курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза умеренно выступающие скулы, широкий нос, утолщенные губы.


- Монголоидам свойственны прямые темные волосы, борода и усы, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, сильно выступающие скулы, узкий нос, умеренно утолщенные губы.


Закрепление отличительных признаков каждого типа расы.










- В Европе – европеоиды (на карте появляются соответствующие иллюстрации).
- В Америке – монголоиды, европеоиды.
- В Азии – монголоиды, европеоиды.

Выполняют задание в рабочей тетради.











- Дети выходят к доске и выполняют задание.























- Народы.

- Языком, культурой, местом проживания.



-Воспитанием.
















- У всех есть нос, глаза, то есть врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты.

- Конечно, нет. Среди представителей разных рас есть ученые, артисты, политики, спортсмены и другие.
- Народ – это люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке.
- Главным отличием является то что расовые признаки передаются по наследству, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием.
- Три

Ученики совещаются в парах или группах, делают вывод, что все расы, все народы равны. Проверка выводов осуществляется по тексту фрагмента «Дети разных народов» на с. 89 до конца текста урока.


- Люди должны относиться друг к другу терпимо. Для всех людей на Земле самое главное - мир на нашей планете.



Единое человечество состоит из разных рас и народов.
Люди все рас и народов равны между собой.
Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.












- Ответы учеников.


(Почему детям разным цветом кожи и разными языками общения интересно играть в одну игру? Зависит ли от внешнего вида (цвета кожи) общение между людьми?)
С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что цвет кожи не влияет на то, как люди будут общаться между собой, всё зависит от их характеров, особенностей внутреннего мира и т.д. Представители разных народов, даже говорящие на разных языках, всегда могут найти способ общения.

Записывают домашнее задание в дневник.
Знакомятся с объемом домашнего задания. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.









15