Конспект урока по системе РО Л.В.Занкова Человеческие расы с использованием этнокультурного компонента
Сазанакова В.И.
МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»
Республика Хакасия, Аскизский район, село Аскиз
Методическая разработка урока по окружающему миру
Тема «Человеческие расы» (4 класс, система Л.В.Занкова)
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей.
Задачи урока:
познавательная: формирование понятия о единстве и равноценности человеческих рас;
развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы;
формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;
воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; формирование толерантности через уважительное отношение к людям разных рас и национальностей.
Метод обучения: проблемно-диалогический.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация к уроку, документ-камера, учебник, справочник.Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, народ.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, обществознание, литература, искусство.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности.
Слайд 1. Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наше многоликое человечество. Наша страна. Наш город. Наша школа. Это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив он. Сегодня мы с вами будем говорить о самом большом обществе людей на земле-…
- Как называется самое большое общество людей, живущих на земле?
Человечество - одно общество.
- Обратите внимание на карту.
Слайд 2. - Что заметили? Чем они отличаются?
Люди бывают с разным цветом кожи.
- Все мы представители человечества, но мы отличаемся цветом.
- Какой вопрос у вас возникает?
Проблема: Почему люди, живущие на Земле, разного внешнего вида?
- Какие есть у вас предположения? (предположения детей)
- А вот я знаю такую притчу…
Очень давно все люди на планете земля были черные-черные. То ли они не мылись никогда, то ли у них цвет кожи был такой… Об этом в притче не упоминается. И вот в один прекрасный день люди пришли к озеру и решили помыться.
Первая группа людей помылись и стали белые, вода после них почернела - так появились европеоиды.
Вторая группа людей подошли к озеру и стали мыться, вода еще больше почернела, а люди остались немного смуглыми - так появились монголоиды.
Третья группа людей подошли к озеру, вода в нем была черная-черная и они смогли помыть только ладони и пятки, а вся остальная часть осталась черной - так появились на свет негроиды.
Вы согласны со мной?
- Чтобы ближе подойти к решению данной проблемы вам необходимо вспомнить: цвет кожи или другие внешние особенности человека – это врожденные признаки или приобретенные?
- Верно, внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков (родителей).
III. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний.
Слайд 3. Рассмотрите фотографии людей и разбейте их на группы.
- Объясните, по каким признакам вы разделили людей на группы?
- В разных местах Земли свой климат, поэтому возникло три расы людей. Они отличаются цветом кожи, формой глаз и типом волос.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Давайте, ребята, определим, какие задачи стоят перед нами на уроке?
1. Понять что такое раса.
2. Узнать, как связаны расы с природными условиями.
3. Выяснить, чем раса отличается от народа.
Слайд 4. В XVII веке Блюменбах вывел современные названия этих групп (негроидная, монголоидная, европеоидная).
Слайд 5. А что же такое раса? Найдите в словарике определение этого понятия (работа со словарём).
Слайд 6. Давайте более поподробнее рассмотрим каждую из рас.
Слайд 7. Люди, относящиеся к европеоидной расе, где преобладает прохладный климат, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда, волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые). Для этой расы характерны широкие глаза, прямой, сильно выступающий прямой, иногда с горбинкой нос, густые усы и борода. Места расселения: Европа северная Америка, Африка, Юго-Западная Азия.
Слайд 8, 9. У монголоидной расы, формирующейся в степях и полупустынях, – узкий разрез глаз, смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские, чаще всего расплющенные носы, чёрные или темно-карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Места расселения: Азия, Америка.
Слайд 10, 11. Особенности негроидной расы складывались в условиях жаркого влажного климата, от вредного действия которого могла предохранить тёмно– коричневая кожа, курчавые волосы, образующие на голове защитную « шапку» Утолщённые губы и широко открытые ноздри способствуют быстрому испарению. Места расселения: Африка, Америка, Австралия.
Слайд 12. Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом (у всех есть нос, глаза, то есть врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты).
- Мы все составляем единое человечество.
- А как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, от цвета кожи, формы глаз и других различий? (Конечно, нет. Среди представителей разных рас есть ученые, артисты, политики, спортсмены и другие).IV. Первичное закрепление. Работа в группах. Проверка с помощью документ-камеры. Слайд 13.
1 группа - Назови расы, для которых характерны данные признаки.
1. Светлая кожа, светлые глаза, узкий нос, места расселения: Европа северная Америка, Африка, юго-Западная Азия _______________________.
2. Желтоватый цвет кожи, прямые чёрные волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы, места расселения: Азия, Америка _______________________.
3. Тёмная кожа, тёмные глаза, жесткие курчавые волосы, широкий нос, толстые губы, места расселения: Африка, Америка, Австралия _______________________.
Ключевые слова : негроидная, монголоидная, европеоидная
2 группа - Разбейте данные слова на две группы. Дайте название этим группам.
Якуты, монголоиды, туркмены, евреи, хакасы, англичане, русские, татары, тувинцы, турки, европеоиды, монголы, армяне, азербайджанцы, негроиды.3 группа - Соотнеси названия рас с внешними признаками человека.
Европеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса
INCLUDEPICTURE "http://photo.sportcom.ru/images/full/55388.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://photo.sportcom.ru/images/full/55388.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://gazeta19.ru/files/news/18/45/shoygu.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://gazeta19.ru/files/news/18/45/shoygu.jpg" \* MERGEFORMATINET
Виктор Зимин,
Глава Республики Хакасия Уилл Смит,
известный американский актер Сергей Шойгу,
Министр обороны РФ
INCLUDEPICTURE "https://xakac.info/files/old/cheltigmashevdeputat.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://vzglyad.az/photos/putin 1.jpg" \* MERGEFORMATINET
Абрек Челтыгмашев, Глава администрации Аскизского района Республики Хакасия Вдадимир Путин, Президент
Российской Федерации Beyonce,
американская певица
Проверка работы групп с помощью документ-камеры.
Физминутка. Если я назову европеоидную расу, вам нужно присесть, если монголоидную – потопать ногами, негроидную – три хлопка.
Якуты, туркмены, евреи, хакасы, англичане, русские, татары, тувинцы, турки, монголы, армяне, азербайджанцы.V. Расширение нового знания.- Люди разделяются не только на расы, но и на народы.
- Как вы понимаете слово «народ»?
- Как вы думаете, понятия «народ» и «расы» означают одно и то же?
- Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа? (Главным отличием является то, что расовые признаки передаются по наследству, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием).
- Чтобы дать более точное и научное определение нам необходимо обратиться к словарю (отвечает ученик).
Народ – это большая общность людей, которая сложилась на определенной территории из разных племен. Каждый народ отличается от других особым языком, культурой, традициями. Слайд 14
- Основных рас на земле всего три, а народов очень много, около 3000. Каждый народ имеет своих представителей, прославляющих свою страну. Вы их видите на слайде.
- Человек, воспитанный с детства в народных традициях, читающий родную литературу, вслушивающийся в песни и сказки на своем языке, осознает себя частью своего народа, значит, говорит о своей национальности.
- Что такое национальность? Чем она определяется?
- Прочитайте в словаре, что такое нация?
Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
- В нашей школе дети разных национальностей, у каждого своя культура. Ребята являются её представителями. Культура каждого народа неповторима.
Слайд 15, 16. Очень часто на планете Земля происходят войны. Что же мы мирные люди можем сделать, чтоб войны не было? (Люди должны относиться друг к другу терпимо. Для всех людей на Земле самое главное - мир на нашей планете).- Если каждый человек будет уважать культуру и традиции другого народа, то на Земле исчезнут войны, ссоры, споры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга, ведь не имеет значения, какой мы расы и какому народу принадлежим. Мы все жители одной планеты, граждане единого человечества. - А какие народы проживают в нашей республике?
- Каждый из них отличается своей культурой – песнями, костюмами, сказаниями, а так же языком, на котором люди думают и говорят.
Вывод: Единое человечество состоит из разных рас и народов. Люди всех рас и народов равны между собой. Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.
- Какую проблему разрешали на уроке? Слайд 17
- От каких условий зависит деление на расы? (от природных условий)
VI. Рефлексия своего личного участия в работе.
Слайд 18. - Продиагностируйте свои успехи. Закончите фразу.
INCLUDEPICTURE "https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/02eb/00050bfa-54d61673/hello_html_m6477d625.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/02eb/00050bfa-54d61673/hello_html_m6477d625.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/02eb/00050bfa-54d61673/hello_html_m6477d625.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/02eb/00050bfa-54d61673/hello_html_m6477d625.jpg" \* MERGEFORMATINET VII. Итог урока.
- Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будете терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.
- Я хочу поставить отметки следующим ученикам…
VIII. Домашнее задание. с.17-18, прочитать.
Библиографический список
1. Азимов А. Расы и народы. М.: Центрполиграф, 2005
2. Семенов Ю.И. Этносы, нации, расы // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. М., 2003.
3. http://biofile.ru/bio/5093.html
4. http://www.factruz.ru/civilizations/human-race.htm
5. ttp://www.berl.ru/article/gibbon/orangutan/ocnovnye_4elove4eckie_racy.htm
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
7. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C