Методическая разработка занятия Дорогу детству!


РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №15»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ДОРОГУ ДЕТСТВУ!»
ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Разработано:
педагогом дополнительного образования
Лепп Еленой Владимировной
2015 год

Аннотация
Методическая разработка «Дорогу детству!» посвящена проблеме профилактики дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся младшего школьного возраста. Данная разработка раскрывает вопросы по изучению сигналов светофора, дорожных знаков, правил пересечения дорог и улиц, транспортных средств, различных ситуаций на дорогах с использованием активных форм обучения. Представленный материал может быть использован учителями общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, педагогами организаторами при подготовке урока или внеклассного мероприятия по данной теме.
Введение.
С каждым годом проблема дорожно-транспортного травматизма становится все более актуальной. Набережные Челны - второй по величине город Республики Татарстан с населением более 520 тысяч человек, где на каждого четвертого жителя приходится по транспортной единице. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил ряд проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». К сожалению, все чаще участниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети, которые нередко самостоятельно передвигаются по улицам нашего города. Многим школьникам приходится не один раз за день переходить дорогу, ожидать общественного транспорта, применять знания Правил дорожного движения на практике.
Основными причинами, приводящими детей младшего школьного возраста к нарушениям правил уличного движения, являются особенности их психофизиологического развития:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым.
Немаловажную роль играет недостаток знаний об источниках опасности; неадекватная реакция на раздражители; переоценка своих возможностей в реальной ситуации; недостаточное внимание к подготовке дисциплинированного участника дорожного движения. В связи с этим важнейшей социальной задачей становится воспитание дисциплинированного пешехода. Основа личной безопасности закладывается в детском возрасте. Большую роль в воспитании культуры участников дорожного движения, в восприятии окружающего мира и моделировании ребенком поведения к соблюдению необходимых для жизни Правил дорожного движения играют образовательные учреждения.
Актуальность данной темы обусловлена  статистическими показателями ДТП  в городе Набережные Челны с участием детей и подростков, причиной которых является низкая культура участников дорожного движения, отсутствие навыков поведения  в транспортной среде. Практическая значимость заключается в решение проблем подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении.
Овладение учащимися системой знаний, практических умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Выработка поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации, культуры в области дорожного движения.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Чаще всего дети допускают такие нарушения, как переход проезжей части в неустановленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, а также нередко играют на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушают правила дорожного движения при управлении велосипедами, мотоциклами, мопедами, скутерами. Эффективность обучения детей правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков зависит от заинтересованности детей. Задача педагога – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в школе, стали прочными и с успехом применялись в жизненных ситуациях.
Тема «Дорогу детству!» являются одной из тем раздела «Группы транспорта, характеристика видов транспортных средств» образовательной программы «Дорога открытий» по ПДД. Методическая разработка направлена на ознакомление обучающихся с историей появления транспортных средств; систематизирование знаний обучающихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значения в жизни людей; формирование умения различать виды транспортных средств по способам передвижения. Данная тема является одной из основных в курсе изучения предмета. Неоднократное повторение данного материала с помощью использования активных форм работы способствует повышению качества усвоения детьми этой темы. «Улица полна неожиданностей» дает базу для успешного усвоения материалов разделов «Дорога – дело серьезное», «Мы знакомимся с дорожными знаками», «Город в котором я живу».
Использование разнообразных форм контроля усвоения знаний и умений: викторин, экскурсий, презентаций, игр-путешествий, конкурсных программ, выставок позволяет проверить не только знания ребенка по теме программы, но и сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах города. Полученные результаты контроля позволяют сделать вывод о степени усвоения программного материала и осуществлять последующую коррекционную работу.
Знания, полученные детьми, дают возможность участвовать в познавательных программах «Колесо фортуны», «Звезды говорят», «Дорожный серпантин», конкурсах-выставках творческих работ, соревнованиях.
Совместно с педагогом разрабатывается план маршрутов экскурсии, в котором предусматривается: отбор и перечень объектов наблюдения, и последовательность ознакомления обучающихся с объектами.
При изучении темы предусмотрено тесное взаимодействие с родителями. Именно родители могут проверить на практике, как владеют их дети умениями и навыками безопасного движения, сами должны быть в этом отношении примером для подражания. Проводятся совместные мероприятия: «Светофорная азбука города» - обучающая семейная игра; «Дорожный серпантин» - спортивная игра по станциям; «Колесо-шоу по-семейному» - КВН и другие.
Рекомендации по организации изучения темы.
Изучение данной темы рекомендуется организовать с детьми младшего возраста уже в начале программы.
Необходимо предусмотреть чередование разных видов деятельности на одном занятии (более 5-ти видов).
Применение интерактивных форм обучения детей через использование презентаций, виртуальных экскурсий позволит повысить качество усвоения материала детьми.
Виды деятельности подбирать с учетом возраста детей и исходя из субъективного опыта ребенка.
Использование игровых технологий: проигрывание ролевых ситуаций, театрализация позволит создать эмоционально окрашенную познавательную ситуацию.
Применение разнообразного дидактического и наглядного материала способствует поддержанию интереса на протяжении всего занятия.
Использование разноуровневых заданий создать ситуацию успеха у каждого обучающегося.
Организация групповой работы, коллективной проектной деятельности формирует коммуникативную культуру.
Сохранить здоровье воспитанников и их работоспособность на протяжении занятия способствуют использование физкультминуток, гимнастики для глаз.
Благоприятный микроклимат создает условия для организации совместной деятельности.
Создание позитивного настроения воспитанников позволяет поддерживать высокий темп занятия.
Соблюдение санитарных норм является необходимым условием организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей.
Конспект занятия
по правилам дорожного движения «Дорога открытий»
Лепп Елены Владимировны, педагога дополнительного образования
МАОУДОД «Дом детского творчества №15»
город Набережные Челны Республики Татарстан
Модифицированная образовательная программа по правилам дорожного движения «Дорога открытий» , 1 год обучения.
Тема занятия: «Группы транспорта, характеристика видов транспортных средств».
Возраст обучающихся: 8-9 лет.
Тип занятия: изучение нового материала
Цель занятия:  научить обучающихся классифицировать транспортные средства по способам передвижения и их назначению.
Задачи: Образовательные:
познакомить обучающихся с историей появления транспортных средств;
систематизировать знания обучающихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значения в жизни людей;
сформировать умения различать виды транспортных средств по способам передвижения.
Развивающие:
развивать у детей внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление;
формировать качества личности, способствующие улучшению поведения на улицах и дорогах: ответственность, внимательность;
повышать интерес к изучению правил дорожного движения.
Воспитательные:
воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, в транспорте;
способствовать освоению роли пассажира с целью формирования социального опыта;
способствовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы в группе.
Форма занятия: занятие-путешествие с использованием ИКТ. Занятие ведется в виде виртуального путешествия на различных видах транспорта.
Время проведения: 1 час 30 минут (с перерывом 10 минут).
Прогнозируемый результат:
Обучающиеся будут знать: Обучающиеся будут уметь:
- понятие «транспортное средство»;
- историю появления транспортных средств;
- основные группы транспорта;
- виды транспортных средств;
- назначение и применение транспортных средств.
- различать группы транспорта;
- характеризовать виды транспортных средств;
- объяснять назначение и применение транспортных средств;
- соотносить определенное транспортное средство к определенной группе транспорта.
Методы: наглядно – слуховой (заслушивание сигналов разного вида транспорта); наглядно – зрительный (показ иллюстраций, демонстрация презентации, применение наглядных пособий); информационно – сообщающий (описание, сообщение терминов, постановка информационных вопросов, объяснение); словесный (рассказ, диалог, поощрение); практический (метод ролевой игры, прием погружения в практическую деятельность); методы стимулирования.
Дидактические средства: диск с записью звуков сигналов, наглядные пособия с изображением разных видов транспортных средств, презентация Microsoft Office Power Point «Транспортные средства», презентация Microsoft Office Power Point «Улицы и проспекты нашего города».
Принадлежности: альбом, клей, цветные карандаши, ручки на каждого обучающегося.
Средства ТСО: экран, проектор, компьютер.
Использованная литература:
Амелина В.Е. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. – 264 с.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы: мастерская учителя / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2008.- 192 с.
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005. – 187 с.
Используемые Интернет ресурсы:
http://www.autopravo39.ru/safaty/item/malenkie-pravila?category_id=15 – информационный сайт, направленный на профилактику детского дорожного движения.
http://do.gendocs.ru/docs/index-58287.html -учебный сайт, предназначенный для методической поддержки педагогов. Размещены материалы по изучению правил дорожного движения.
http://www.dddgazeta.ru/ - электронная версия газеты «Добрая дорога детства», информационный портал идей, игр, новостей по дорожной безопасности.
Ход занятия
1.Организационный этап (10 мин.)
Цель: создать положительный эмоциональный настрой у детей к занятию.
Задачи:
- сформировать у детей познавательный интерес к теме занятия и изучению нового материала;
-развивать у детей зрительное и слуховое восприятие и пробудить интерес к изучению видам транспортных средств;
-мотивировать детей стать активными участниками путешествия.
Приготовить рабочее место: включить компьютер, экран и проектор на входе прикреплены цвета светофора: зеленый цвет – улыбка, красный цвет – грусть.
Организационный момент:
Обучающиеся готовят рабочее место для занятия: альбом А4, цветные карандаши, клей, ручки.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на занятии. Организационный момент «Настроение». Перед тем как зайти на занятие, вы, взяли себе цвета пешеходного светофора. Поднимите тот цвет, который соответствует вашему настроению. Я вижу, что большинство выбрали яркий зеленый цвет, а это значит у вас хорошее настроение; ребята, я вижу у некоторых из вас красный цвет, я думаю, ваше настроение скоро поднимется.
Дети, заходят в кабинет, берут цвета светофора: зеленый изображен с улыбкой, а красный – грустный.
Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие.
Презентация «Улицы и проспекты нашего города».
Для начала давайте вспомним, какой транспорт вы встречали на дорогах нашего города и не только на дорогах?
Предполагаемый ответ детей: автобус, трамвай, легковые машины, поезд.
Молодцы, ребята! Как выдумаете, на какую тему будет сегодня наше путешествие. Дети: будет связано с транспортом.
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Сегодня на занятии вы узнаете, на какие группы делится транспорт, чем он отличается друг от друга и где можно встретить эти виды транспорта. А также мы узнаем, для чего нужны разные виды транспорта. Ребята, как вы думаете, что объединяет весь транспорт?
Дети отвечают, что это движение.
Правильно – движение. А движению помогает колесо. Оно может крутиться, катиться, трудиться. А какое же путешествие без колеса. Самое веселое колесо – это детская карусель. Самое большое колесо – это колесо обозрения. Прежде чем отправиться в путешествие нам надо выбрать средство передвижения.
2. Изучение нового материала (45 мин)
Цель: познакомить обучающихся с понятием «механическое транспортное средство», его видами и назначением.
Задачи:
-знакомство с историей появления транспорта;
- знакомство детей с группами транспорта;
-формирование умения находить различия в видах транспорта;
- научить группировать транспорт по назначению и способам передвижения.
-активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств,
Цель для обучающихся: научиться характеризовать транспортные средства по способу передвижения и назначению.
Подумайте ребята, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…?
Мы думаем, это были животные: лошадь, ослик
Молодцы, правильно, ребята. Первое транспортное средство – животные. Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести?
Ребята отвечают, что без транспорта было сложно, трудно жить людям.
Молодцы, правильно! Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Животные помогли человеку создать транспорт.
Ребята, давайте разделимся на три группы. Используя рисунок, попробуйте выбрать транспортные средства, которые подходят к вашему рисунку. Каждой группе предлагается лист: в центре - изображение животного: рыба, птица, лошадь и нужно из предложенных разных изображений транспортных средств, сделать свой коллаж, приклеить тот, транспорт, который подходит к животному. (Приложение 1, 2)
Дети работают в группах. 1 группа защищает коллаж Птица – самолеты, вертолет, аэроплан.
Каждая группа покажет свой коллаж и расскажет всем, какой транспорт они выбрали и почему. Кто хочет задать вопрос этой группе? Пожалуйста, Миша.
Миша: «А почему вы взяли вертолет, ведь у него нет крыльев?»
Ребята, кто из вас может ответить? Катя, попробуй ты объяснить ребятам ваш выбор.
Катя: потому что вертолеты летают в небе, как и птицы, поэтому мы его нанесли на наш рисунок.
Молодец, Катя. Теперь, скажите, ребята, по какому принципу вы выбирали транспорт. Вопрос к 1 группе: «попробуйте, назвать одним словом ваш транспорт?» 1 группа отвечает - воздушный
Молодцы, совершенно верно - это группа транспортных средств называется воздушный транспорт. Рассмотрим работу 2-ой группы. Вопрос ко 2-ой группе: «Как можно назвать ваш транспорт?».
2 группа - лошадь, машины, автобусы, поезд: автомобили.
Педагог поправляет: у этой группы есть общее название транспорта – наземный, поэтому на ваш рисунок можно добавить и тепловоз, и электричку. Послушаем третью группу: «как называется ваш транспорт?». Молодцы и вы правильно справились с заданием – эта группа - водный транспорт.
3 группа рыба – паром, корабль, лодка - водный
Молодцы ребята, все группы поработали хорошо и справились с заданием. Ребята, подумайте, какую группу транспорта мы не назвали; этого транспорта нет в нашем городе. Ребята, какие вы внимательные, правильно. Мы с вами не назвали метро. Кто знает, где находится метро? Даша, слушаем тебя.
Даша: «На метро я ездила в Казани, оно находится под землей»
Даша, правильно заметила, что метро - это подземный транспорт.
После животных появились первые транспортные средства – телега, сани. Затем появились кареты. Карета – это крытая телега. Предназначалась для перевозки людей, причём богатых. В конце 19 века появились первые автомобили. Педагог показывает изображения первых транспортных средств.
Посмотрим на схему, что у нас получилось. Педагог показывает презентацию «Транспортные средства». Слайд - «Группы транспортных средств». Это - наземный, водный, воздушный, подземный. Продолжим наше путешествие. Узнаем, чем одна группа транспорта отличается от другой.
Наше путешествие мы начнем, догадайтесь по звуку, на каком виде транспорта? (звучит звуковой сигнал машины)
Дети отвечают: это сигналы машин.
Правильно, на автомобиле. Давайте посмотрим на экран, как много мы видим разных видов машин. (На экране продемонстрированы разные виды автомобильного транспорта). Этот вид транспорта осуществляет перевозку грузов и людей по безрельсовым путям. Он относится к наземному виду. Для передвижения автомобильного транспорта нужны дороги. Это и автомобили, и автобусы, мотоциклы, тракторы, специальные машины. Они различны по своим габаритам, назначению, передвигаются с различной скоростью. Да, без этого вида транспорта было бы очень сложно жить в большом городе.
Ребята, немного поиграем и вспомним, как мы переходим дороги, по которым двигается автомобильный транспорт.
Физкультминутка. Отдых для глаз:
- Найдите в кабинете красный кружок? Что он означает для пешеходов?
- Найдите зеленый кружок? Что он означает?
- Найдите желтый кружок? Что он означает?
Для снятия напряжения мышц ног и рук:
Ребята, разделимся на две группы «Водители» и «Пешеходы». Первая группа, вы будете «Водителями машины», а вторая группа будут «Пешеходами». А я буду пешеходным светофором, буду показывать его сигналы: если красный – ребята «пешеходы» стоят на месте, а группа «водители» начинают движение (крутят руль и сигналят), если зеленый - «пешеходы» имитируют ходьбу, а «водители» - останавливаются и тарахтят.Молодцы, ребята, вы все правильно делали и ни разу не ошиблись. И поэтому мы двигаемся дальше.
Ребята, садитесь удобней, пристегните ремни безопасности. Кто мне ответит на вопрос, с какого возраста детям разрешается ездить в автомобиле без автокресла? Примерные ответы детей: с 6, 7 классов
Правильно, дети, которые достигли 12 лет и их рост достиг 150 см. могут обходиться без автокресел. Ребята, узнайте виды автомобильного транспорта с помощью загадок. (Определение видов наземного транспорта).
Носит хобот, а не слон.
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет.
Без лопаты, а копает. (Экскаватор)
Сам не едет, не идет,
Не поддержишь – упадет,
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперед. (Велосипед)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
а в резиновых сапожках (Автобус)
Изображения названных видов транспортных средств появляются на слайде презентации «Транспортные средства».
Ребята, мы пересаживаемся на другой вид транспорта. (Гудок парома). Перед нами совсем другой вид транспорта – водный транспорт. Обратите внимание на слайд и определите, под каким номером находится лишний транспорт, поднимите цифру.
На экране слайд презентации «Транспортные средства» с разными видами транспортных средств, ребята выбирают цифру – транспорта, который не относится к водному - это цифра №3 - поезд.
Молодцы. Внимательно рассмотрите изображения водного транспорта. Педагог зачитывает названия транспорта: паром, корабль, военный корабль, буксир, ледокол. Все это водный морской транспорт. Чем отличаются эти изображения: теплоход, речные трамвайчики, лодки, баржи? Кто сможет рассказать? Гузель, попробуй ты.
Гузель: на этом слайде транспорт меньше.
Это тоже водный транспорт, только речной. Внутренний водный транспорт (или речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер, соединяет между собой многие регионы. Этот вид транспорта считается самым дешевым, ведь для него не надо строить дороги, рельсы. Но у водного транспорта есть ограничения, как вы думаете какие?
На презентации появляется слайд - подсказка – зима. Ребята предлагают варианты ответа. Педагог говорит, о том, что это замерзание рек зимой.
Правильно, молодцы! Многие реки в нашей стране замерзают и зимой речной порт не работает. А еще многие местности, районы находятся далеко от морей и рек и туда можно попасть только на …. (звук сигнала поезда)
Ребята, а это что за звук? Правильно, это звук поезда. И мы с вами отправляемся на железнодорожный вокзал посмотреть, что же за составы стоят на вокзале. Посмотрите на экран. Это пассажирский поезд, на нем можно отправиться почти в любую точку нашей страны. Железные дороги можно построить повсеместно и почти в любом направлении. Работает этот транспорт регулярно, при любой погоде и может перевозить большое количество людей.
Слайд с изображением железнодорожного транспорта, на каждую картинку подпись. Ребята слушают звук. Отвечают – это звук самолета.
А что делать, если на машине ехать очень далеко и прямого пути по железной дороги нет, и моря нет. Что тогда делать? Что за звук пришел нам на помощь? Правильно, это звук самолета. Давайте посмотрим на экран и увидим различные виды воздушного транспорта. Это самолеты, вертолеты, военные модели воздушного транспорта. Воздушный транспорт выручает пассажиров, которым надо пересечь очень большие расстояния за короткое время.
Мы немного засиделись во время нашего путешествия, давайте немного разомнемся и встанем со своих мест.
Физкультминутка (Дети выполняют движения).
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,
Руки нагнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.
А теперь ножками потопали, ручками похлопали,
Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем:
1, 2, 3, 4, 5, открываем, поморгаем и дальше продолжаем.
Педагог объявляет перерыв на 10 минут. Кабинет проветривается. Дети заходят в кабинет и рассаживаются за столы.
Продолжаем, наше путешествие. У нас готова вторая схема нашего путешествия. Еще раз вспомним, какие виды транспорта помогли нам в путешествии. Слайд – схема. «Виды транспортных средств»: автомобильный, железнодорожный, подземный, водный речной, водный морской, воздушный. Весь транспорт отличается по месту передвижения.
Ребята, поиграем. Будьте внимательны, отвечая на вопросы.
Игра «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, а у машины (мотор)
– У автомобиля колёса, у человека (ноги)
– У человека кровь, у автомобиля (бензин)
– Человек вытирает руками, а машина (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, а в автомобиле (багажник)
– Человек может заболеть, а транспорт может (сломаться)
Вам понравилась игра? Дети: Да.
Наше путешествие продолжается
- Ребята, зачем нам нужен транспорт?
Предполагаемые ответы детей: для передвижения людей, для путешествий и перевозки грузов
Совершенно верно, транспорт необходим для перевозки пассажиров, грузов, строительства, обслуживания населения. Что это за грузы мы можем перевозить ?.... правильно, молодцы! Письма, посылки! А еще это ценные, скоропортящиеся, срочные грузы. Это могут быть цветы, ранние фрукты, морепродукты и многое другое. Если транспорт служит для перевозки людей, он называется пассажирским. Для перевозки грузов, продуктов по городу, между городами – грузовой, а специальный транспорт необходим для обслуживания людей.
Ребята, я предлагаю вам, поделиться на три группы. Задание будет таким: используя все виды транспорта распределить их по назначению.
1 группа должна назвать и нарисовать схематично, только транспорт для пассажирских перевозок, вторая группа – для грузовых перевозок, а третья группа – изобразить транспорт специального назначения.
Обучающиеся работают по группам.
3. Закрепление нового материала (20 минут)
Цель для педагога: закрепить полученные знания обучающихся по теме «группы транспорта, виды транспортных средств, его назначение».
Задачи: - систематизировать и обобщить материал занятия по теме виды транспортных средств, их назначение;
-анализ занятия (рефлексия).
Ребята вспомните, какие виды транспортных средств помогли нам в нашем путешествии. Я буду называть транспортные средства. А вы, определите, каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху?
- Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль?
Этот транспорт передвигается по земле.
-Как можно назвать такой транспорт?
Это наземный транспорт
- Вертолёт, самолёт, аэроплан?
Это воздушный транспорт.
- Какой вы знаете водный транспорт?
Пароходы, теплоходы, баржи.
- Почему этот транспорт мы называем водным?
Потому, что он передвигается по воде.
- Что мы отнесём к подземному транспорту?
Метро.
Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным. Правильно, мы рассмотрели с вами 4 группы транспортных средств. Посмотрите на экран презентации. (Выходит схема).
Чем же они отличаются друг от друга?
Алина отвечает: способом передвижения: по земле, по воде, в воздухе, под землей.
А транспорт может отличаться по своему назначению?:
Саша: Да, есть транспорт, который перевозит людей.
Как называется транспорт, если он занимается перевозкой людей? Правильно, Саша. Пассажирский.
А кто мне скажет, если транспорт перевозит только грузы, как он называется?
Света: грузовой и специальный. Правильно.
Ребята, я предлагаю вам выставить свои работы. Каждая группа защищает свою работу, рассказывая о назначении транспорта. Внимательно посмотрим на работу первой группы. Они изобразили разные группы транспорта, для перевозки пассажиров.
К пассажирскому транспорту мы отнесли автобусы, трамваи, самолеты, теплоходы.
Как вы думаете, справилась эта группа с заданием? Почему?
Да они нарисовали транспорт, в котором могут ездить пассажиры.
У второй группы было задание изобразить транспорт, предназначенный для перевозки разных грузов. Покажите и расскажите нам о своем рисунке. Ребята, вы согласны с этим.
К грузовому транспорту мы отнесли поезда, грузовые машины. Да, нам кажется, эта группа справилась с заданием, и мы можем использовать этот транспорт для перевозки грузов.
У третьей группы было сложное задание, им нужно было вспомнить транспорт специального назначения.
К специальному транспорту мы можем отнести пожарную машину, полицию, строительную технику, вертолеты.
Ребята как, вы думаете, справилась эта группа с заданием?
Ребята отвечают, что они вспомнили и изобразили машины специального назначения, которые помогают людям в жизни.
Ребята, посмотрите, на третью схему, которая получилась у нас. Слайд «Назначение транспортных средств»: грузовые перевозки, пассажирские перевозки, транспорт специального назначения. Ребята, скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня во время нашего путешествия?
Ответы детей: «Мне было интересно узнать о том, что весь транспорт делится на большие группы»; «И у каждого транспорта есть свое предназначение».
Ребята, а что сегодня для вас показалось трудным и почему?
Трудно было правильно распределить транспорт по его назначению, один и тот же транспорт можно использовать и для перевозки небольших грузов и для перевозки пешеходов.
Спасибо, Лиля. Совершенно верно, заметила. Да теперь вы научились различать транспорт по месту передвижения и по его назначению.
Выполните небольшой тест для закрепления новых знаний по теме «группы транспортных средств и их назначение». Вам надо на карточках поставить + или -, если согласны с утверждением ставим +, если нет –
1. Транспорт – это средство передвижения. (+) 2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–) 3. Корабль является наземным транспортом. (–) 4. К подземному транспорту относится метро. (+).
5. Транспорт приносит только вред человеку. (–) 6. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+) 7. Шум автомобиля может испугать зверей. (+) 8. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+) 9. Транспорт, который перевозит людей, называется автомобильным (-)10. Транспорт для перевозки грузов – это специальный транспорт? (-)Выполненный тест ребята сдают педагогу.
Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения?
Владик: каждый вид транспорта опасен по-своему, и на дорогах и в воздухе и на воде случаются аварии.
Молодец, Владик. Я согласна. А почему, как вы думаете, такие аварии происходят?
Юля: из-за невнимательности пешеходов на дороге или из-за ошибок водителей. Нужно знать и соблюдать правила.
Совершенно верно, аварийные ситуации могут быть разные, надо знать правила дорожного движения.
На сцене большие плакаты ширмы с нарисованными персонажами. В плакатах вырезаны отверстия для рук и лица. Текст от лица персонажа дети говорят за ширмой. Ребята показывают сценку, заранее заготовленную.
Девочка в роли мамы: Дорожные правила не зря сочиняются,
В них для тебя предусмотрено все.
А на дороге все вмиг изменяется.
Правила надо знать детям хорошо!
Мальчик в роли папы: Если ты, сынок, нарушишь что-то зря,
Перелом потом закроет гипс,
Перед самым транспортом бежать нельзя,
Ты таких ошибок берегись.
Мама: С детства запомните самое важное:
Жизнью своею всем надо дорожить.
Все о дороге мы сегодня расскажем вам,
Дорожные правила нужно повторить.
Папа: Жизнь, словно зебра, в полоску раскрашена,
Сегодня удача, потом - невезение.
И, чтобы все время было по-нашему,
Чтецы: УЧИТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!
Запомните, дорога - не место для игр,
Идет непрерывный машин поток.
Здесь жизнь оборвать свою можешь ты вмиг,
Если не выполнишь правила в срок.
Участница подходит и переворачивает ширму, говорит в образе Зайчихи
Зайчиха Я мама Зайка, бегу к своим деткам,
Несу им по булочке и по конфетке.
Зеленого света мне некогда ждать,
Мне перед машиной легко пробежать.
Чтец: Остановись, эти шутки опасны,
Случиться может с тобою беда.
Чтец: Не совершай безрассудства напрасно,
Чтоб инвалидом не стать навсегда.
И детям примера не надо такого,
Им мама нужна и живой, и здоровой.
Участник говорит в образе Медведя
Медведь Я папа-медведь. Я сильный и смелый,
Ходить в переходы мне надоело,
Меня не пугают любые машины,
Идти в переход я не вижу причины.
Через ограду пролезу я смело,
Мне обходить это все надоело.
Чтец: Здесь нет перехода, умерь-ка свой пыл.
Дорога опасна. Ты разве забыл?
Чтец - мама: Видишь, значок, где идет человечек?
Спустись в переход: безопасней и легче.
Чтец - отец: И медвежатам прошу передать:
Дорога опасна, нельзя здесь играть.
Дети выходят из-за ширм
Родители, взрослые, сильные люди,
Давайте примером всегда детям будем.
Детские смотрят повсюду глаза,
И вам забывать об этом нельзя.
С первых шагов и до взрослой поры
Вы объяснять своим детям должны,
Что жизнью им надо всегда дорожить,
На улице надо внимательным быть.
Зависит от ваших примеров и слов,
Как будет ребенок ваш к жизни готов.
Чтоб вырос здоровым, умным, счастливым,
Любви не жалейте, заботы и силы.
Давайте, люди, будем внимательней,
Будем друг друга всегда уважать.
Правила жизни, друзья, обязательно
Надо любить, изучать, выполнять!
- Молодцы, вы очень активны сегодня на занятии. Ребята, чтобы расширить ваши знания по теме «Транспортные средства», придумайте и нарисуйте дома экологически чистое транспортное средство будущего. На следующем занятии мы сделаем выставку ваших работ.
Вот и подошло к концу наше необычное занятие. На конечной остановке поднимите цвет светофора, как вам понравилось наше путешествие. Если очень понравилось зеленый цвет, если нет – красный. Ребята, каким бы транспортным средством вы не пользовались, надо на всю жизнь запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.
Сегодня у нас дежурный Слава, поэтому он следит за тем, чтобы каждый из ребят прибрал свое рабочее место и ни чего не забыл на столах
До свидания, ребята!