Урок биологии Расы. Биосоциальная сущность человека
Биология. 9 класс.
Тема: Биосоциальная сущность человека. Человеческие расы.
Цель: сформировать понятие расы.
Задачи: изучить понятие расы, расоведение, происхождение расы; развитие умения работы с учебником, дополнительной научной литературой; умение владеть устной речью; воспитание негативного отношения ко всем проявлениям национализма и расизма.
Тип урока: урок-конференция.
Методы: словесно-иллюстративные (объяснение, рассказ с использованием таблиц, сообщение), частично-поисковые (работа с учебником, дополнительной литературой по теме урока).
Эпиграф урока: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».
Ход урока
Организационный этап, психологический настрой.
Определение уровня знаний. Проверка домашнего задания (тестирование).
Определение целей урока. Слово учителя.
Мы с вами живем в очень непростое время. С одной стороны в XXI веке исчезло рабство. Конституции практически любой страны запрещают дискриминацию людей по расовым или национальным признакам. В США даже слово «негр» считается оскорбительным, вместо него употребляют выражение «американец африканского происхождения». С другой стороны, у нас можно слышать анекдоты то про один народ, то про другой. Постоянно ищут «плохие» и «хорошие» нации. Не пора ли нам с вами определить для себя, с кем мы? Четкая гражданская позиция появляется не на пустом месте. Она основывается на знаниях. Сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы: что такое расы? Как они формировались, и стоит ли делить людей по цвету кожи?
Задание: запишите определение «расы» в рабочие листы. Используя таблицу, выпишите туда же основные признаки рас.
Между представителями разных рас имеются физиологические отличия: уровень потоотделения с единицы площади кожи, показатели уровня холестерина в крови и некоторые другие. Однако она не отличаются по числу хромосом (у каждого ч
·еловека их 46), уровню развития мозга, соотношению лицевого и мозгового отделов, строению стоп и рук. В смешанных браках представителей разных рас рождаются полноценные здоровые дети. На протяжении длительного времени в антропологии господствовали представления о большой значимости основных расовых признаков и о роли естественного отбора в их формировании. Применение методов молекулярной антропологии значительно изменило представление о расах и расогенезе. Существует 3 основных подхода к классификации рас:
А) без учета происхождения;
Б) с учетом происхождения и родства;
В) на основе популяционной концепции.
Сейчас антропологи познакомят нас с каждой из них.
Выступление: 1-го антрополога.
2-го антрополога.
3-го антрополога.
Мы познакомились с тремя подходами к выделению рас. Наиболее правдоподобной является популяционная концепция. В ее пользу говорят данные многих биологических наук. Давайте познакомимся с этими данными.
Выступление: - биохимика.
- генетика.
- физиолога.
Мы познакомились лишь с некоторыми точками зрения на механизм формирования рас. Однако из услышанного понятно, что человечество образует единый вид – Человек разумный (Homo sapiens), а расовые признаки имеют адаптивный характер. Они не затрагивают мозга и того, что отличает человека от животных, - способности к абстрактному мышлению и самопознанию. Человек, по философскому определению, - это «материя, познающая самоё себя».
Как же тогда относятся к людям, пропагандирующим национализм и расизм?
Послушаем мнение этолога.
Выступление этолога.
После всего сказанного остается еще раз процитировать статью Конституции РК.
IV. Закрепление.
Выполнить задание в рабочем листе №3.
V. Рефлексия.
Заполнить таблицу №4 в рабочем листе.
VI. Домашнее задание.
§37. Составить тестовые задания к параграфу (не менее двух) и записать их в тетрадь.