«Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС нового поколения»
«Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС нового поколения»Подготовила учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Суземская средняя общеобразовательная школа №2» поселка Суземка Брянской области Кошкина Раиса Николаевна
«Единственный путь, ведущий к знанию –это деятельность» (Б.Шоу)
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к новой жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования.
Изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося главной целью образование ставит не передачу знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых образовательных стандартов положен системно-деятельностный подход. Это понятие было введено в педагогику еще в 1985 году. Уже тогда ученые старались снять противоречия между системным подходом и деятельностным. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный подход. Таким образом, системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов: системного и деятельностного (который всегда был системным). Основой для его понимания служит понятие «деятельность». Что значит «деятельность»?
Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем целенаправленность на результат как системообразующий фактор деятельности. «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность» (Б.Шоу). Системно-деятельностный подход в обучении направлен на формирование системы знаний. Но новые знания не даются в готовом виде, а добываются в процессе учебного исследования под руководством учителя.
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь» (Китайская пословица)
Сущность системно-деятельностного подхода состоит в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.
Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» (Л.Н. Толстой).
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.
Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
При организации внеурочной деятельности в нашей школе используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, олимпиады, соревнования, проектная деятельность, коллективные творческие дела и многое другое). Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. В школе работают кружки дополнительного образования различной направленности. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают факультативы, учебные курсы по выбору.
Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у обучающихся универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Как говорил С.И. Гессен, все «образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению». Значит, процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое системно — деятельностный подход в образовании!
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо рассмотреть, какой он современный урок в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.
«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования нравственных основ.
Современный урок в рамках СДП в обучении:
1.Опирается на зону ближайшего развития.
2.Учащийся действует как субъект собственной универсальной деятельности.
3.На первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности.
4.Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что называют мной,
Не я один. Нас много. Я - живой. ( Н. Заболоцкий)
Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение системы дидактических принципов:
1.Принцип деятельности
2.Непрерывности
3.Целостности
4.Минимакса
5.Психологической комфортности
6.Вариативность
7.Творчество
Типология уроков в рамках СДП:
1.Урок «открытия» нового знания
2.Урок применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях
3.Урок обобщения и систематизации знаний
4.Урок проверки, оценки и коррекции достигнутых результатов.
Самое прекрасное в уроке - это приобретение новых знаний. Сделать данный процесс деятельностным, креативным - прямая обязанность учителя.