Родительское собрание в 5-11 классах Основы патриотического воспитания
Сценарий родительского собрания 5-11 классов
«Основы патриотического воспитания»
Повестка дня:
1. Основы патриотического воспитания.
2. Итоги анкетирования 5-11 классов «Наши любимые фильмы».
1. Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на воспитание патриота, гражданина своей страны. А каким должен быть патриот в настоящее время? Большинство людей считает, что патриотизм – это чувство любви к своей Родине, способность на смелые и героические поступки, ответственность за свой вклад в развитие своей страны и общества.
Когда маленький человек начинает осознавать мир вокруг себя, уже в этот момент важно формировать у него чувство сопричастности к семье, к школе, к обществу. Это чувство формируется только в том случае, если взрослый хочет, а главное умеет увидеть и показать «маленькому гражданину» все события, правила, нормы, которые связывают ребенка с обществом, в котором он живет. Как легко формируется у ребенка чувство гордости за свою Родину, когда читаешь вместе с ним произведения и смотришь фильмы о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны!
Тема патриотизма - ныне важная тема для нашей страны. Особенно после сложных периодов нашей недавней истории – экономического и политического кризиса 90-х, развала огромной страны, ыммес усьтыса запад шоры учконмы но вожъяськонмы. Только в последнее время изменились ориентиры нашей внешней политики: сколько ни пыталась Россия, чтобы Европа приняла ее в качестве полноправного партнера (в первый своего руководства страной Путин), нашу страну предпочитают видеть или слабым ни на что не способным государством, или Минотавром, желающим поглотить своим влиянием весь мир – и формируют в общественном мнении своих стран образ «ужасной» России. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Родители должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже не сформируется. Умение видеть во всем окружающем частичку себя, своих мыслей, чувств, поступков – это начало патриотического воспитания.
Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и сегодня мы постараемся более конкретно разобраться в данном вопросе.
- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о патриотическом воспитании ваших детей?
Первая ступень формирования патриотизма.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
У французского писателя А. Экзюпери есть замечательная сказка «Маленький принц». В ней заключена великая мудрость, есть золотые правила, которыми можно воспользоваться в любой ситуации. Вот этому и старайтесь учить своих детей:
На одной из планет Маленький принц спросил:
- А где люди?
- Их нет. Они летают, у них нет корней.
Надо воспитывать детей так, чтобы они не были Иванами, не помнящими родства.
Вторая ступень патриотизма идёт через воспитание любви к Малой Родине – станице, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
Золотое правило Экзюпери:
- «Встал утром, умылся, привёл себя в порядок,- приведи в порядок планету»
Тема природы очень важна для разговора о патриотизме, она оказывает заметное влияние на развитие патриотических взглядов детей, потому что Родина и природа - неразделимые понятия.
К. Паустовский писал: «Люби каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу».
Чрезвычайно важный аспект патриотизма — защита родной природы. Государство с этой задачей не справится без помощи граждан.
Мудрость Экзюпери:
- «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»
Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле, перед страной.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
Использование государственных символов в патриотическом воспитании детей – важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества. (5 класс- смех как реакция на гимн в 6 часов утрам)
Четвертая ступень - ВОЙНА
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Обращаясь к теме героического прошлого Родины, родители и учителя, беседуя с детьми, традиционно рассказывают о героях Великой Отечественной войны. Но как сделать, чтобы такие рассказы стали актуальны для современных детей? Ведь для школьников начала XXI века Великая Отечественная война, как война с Наполеоном или Куликовская битва, — факт далекой истории
Беседы проводятся с целью показать детям:
• бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;
примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях — предмет для гордости и подражания;
примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни.
Юдин Антон своем отце – участнике боевых действий в Афганистане.
Пятая ступень - Я горжусь своим современником
Стойкий стереотип — связывать патриотизм только с прошлым (например, с героической историей, народным искусством и т.п.).
И в сегодняшней жизни есть примеры служения обществу — самоотверженные врачи, спасатели, выдающиеся ученые, люди, организующие благотворительную помощь нуждающимся, социально активные граждане.
Нужно постоянно повторять ребятам о том, что патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям различной национальности.
К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о том, совершаем мы патриотические поступки или нет, но мы должны помнить о том, что любовь к своей семье, к своей Родине, являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.
2.В школе был проведен опрос, в ходе которого выяснялось: 1. какие фильмы любят смотреть наши дети 2.знают ли они о любимых фильмах своих родителей 3. Какие традиционные фильмы смотрят по праздникам 4. Какой фильм смотрели последний раз вместе с родителями.
Результаты: 5 класс:
1.Один дома. Кухня. Волчонок. Граффити фолз. Гарри Поттер. Пираты Карибского моря. 300 спартанцев. Хроники Спайдервика. Снайпер: оружие возмездия. Время приключений. Уличные танцы. Шаг вперед-3. История Золушки-2. Молодежка. Бунтарка. Том и Джерри. Властелин колец. Железный человек. Ирония судьбы. Назад в будущее. Время приключений. Мистические истории. Остров. Шестнадцать желаний. Пирамида.
2. Вести, новости, спорт. Давай поженимся, Пусть говорят. Военные фильмы Голубиное гнездо. Последний кордон. Костер на снегу. Любовь не картошка. Сериалы. Военные. Индийские. Родители. Любовная сеть. Хроник Нарнии. Улыбка пересмешника. Серафима прекрасная. Ирония судьбы.
3. Елки. Один дома. Сталинград. Мы из будущего. Концерты. Храбрая сердцем. Снайпер: оружие возмездия. Севастополь. Ирония судьбы. Новогодние. Парад. Красная площадь. Елки. Реальные пацаны. Комедии. КВН. Военные. Самогонщики. Реальные пацаны. Мальчик в полосатой пижаме. Завтра закончится война. Один дома. Сталинград. Ладога.
4. Один дома. Новогодние фильмы. Брестская крепость. Варвара. Земский доктор. Кухня. Остров. Гадалка. Елки.Последний кордон. Гринч: похититель Рождества. Последний день на фронте. Властелин колец. Улыбка пересмешника.Реальные пацаны. Чужой против чужого.
6 класс:
1.Дивергент. История дельфина. Кухня. Мифические истории. Мальчик в полосатой пижаме. Битва за Севастополь. Брестская крепость. Пчеловод. Пенелопа. Аватар. Хоббит. Геракл. Шестнадцать желаний.
2. Смешные комедии. Индийские сериалы. Виват, гардемарины. Грозовые ворота. Дивергент. Аватар. Хоббит. Офицеры. Белый тигр. След.
3. Ирония судьбы, или с легким паром. Один дома. С легким паром. Новогодние. Военные. Концерт. День Победы. Когда приходит Новый год. Эверест.
4. Пять невест. Дивергент. Грозовые ворота. Сериал. Битва за Севастополь. Брестская крепость. Хоббит.
7 класс:
1. Звездные войны. Молодежка. Дивергент. Матрица. Трансформеры. Первый мститель. Я легенда. Дневники вампира. Древние милые обманщицы. Дэдпул. Голодные игры. Камеди вумен. Пиранья. Мстители. Уличные танцы. Легенда № 17. Один дома. Соблазн. Джамайка. Золотая клетка. Любовь зла. Он дракон.
2. Сериалы, военные. Не знаю. Россия1. Биатлон. Морпехи. Властелин колец. Сваты. Молодежка. Воронины. Индиана. Грозовые ворота. Пасечник. Боевик. Старинные. Спецназ. След.
3. Военные. Один дома. 9 рота. Высший пилотаж. С легким паром. Мы из будущего. Полосатый рейс. Военные. Сказки. Парад. Пираты Карибского моря. Елки. Ледниковый период.Один дома. Никакие. Не смотрю.
4. Аватар. Один дома. Он дракон. Мы из будущего. Дивергент. Нету. Никакой. Не помню. Легенда № 17. Последний кордон. Полосатый рейс. Боевик. Пираты Карибского моря. Прямой эфир.
9 класс:
1.Семейка Адамс. Бумажные города. Мечтатели. Виноваты звезды. Муви 43. Звонок. Хочу как ты. Четыре дороги. Тайное окно. Волшебная страна. Хорошие дети не плачут. Голодные игры. Утомленные солнцем. Форсаж. Такси. Дедпул. Живая сталь. Железный человек. Титаник. Дивергент. Бегущий в лабиринте. Тепло наших тел. Тоймлес: рубиновая, сапфировая… Мама. Выжить после. Три метра над уровнем неба. Севастополь. Истребители.
2. Сериалы. Про животных. Индийские. Фантастика. Комедии. Письма на стекле. След. Побег. Смерть шпионам.. Грозовые ворота. Мы из будущего. Ефросинья. Стая.
3.Новогодние. Какие смотрит папа. Один дома. Туман. Мы из будущего. Последний бронепоезд. Белый тигр. Голубой огонек. Не знаю. Никакие. Камеди вумен. След. Побег. Елки. Молодая гвардия. Офицеры. Они сражались за Родину. Ирония судьбы.
4. Про животных. Тайное окно. Голодные игры. Восхождение Юпитера. Аватар. Папа попал. Остров. Пока цветет багульник. Дедпул. Туман. Белый тигр. Стая. Разведчики. Не смотрел. Не помню. Никакие.
10-11 классы:
1.Властелин колец. Молодежка. Хоббит. Выжить после. Гарри Поттер. Последний самурай. Стив Джобс. Форсаж. Оторва. Голодные игры. Бегущий в лабиринте. Единичка. Битва за Севастополь. Грозовые ворота. Мальчик в полосатой пижаме. Армагеддон. С любовью, Рози. Он дракон. Прорыв. 1+1. Неприкасаемые. Человек дождя. Форест Гамп.
2. В бой идут одни старики. Драмы. Мелодрамы. Военные. Любовь и голуби. Фантастика. Офицеры. Один день Шилов. Морозко. Шурики. Операция «Ы». Великолепный век. Пусть говорят. Полосатый рейс. Унесенные ветром. Москва слезам не верит. Будулай.
3. Военные. Елки. Один дома. Выступление президента. Ирония судьбы. Аватар. А зори здесь тихие. Джентльмены удачи. Брестская крепость. Мамы.
4. Белая ворона. Молодежка. Шурики. Последний рейд. Марсианин. Туман. Время. Не знаю. Не помню.
Выводы: Для большинства детей любимыми являются зарубежные фильмы. Около 80% этих фильмов можно отметить знаком 18+. Многие фильмы несут агрессию. В 5-6 классе дети без взрослого не могут еще до конца критически оценивать информацию. В 7-11 классах повышается интерес к молодежным сериалам. Один сериал сменяет другой, подростки не останавливаются на фильмах. Многие не знают любимые фильмы своих родителей. Родители предпочитают смотреть различного рода ток-шоу, информация которых также не отличается высоким качеством. В то же время, по мере взросления у учащихся начинает проявляться интерес к российским фильмам (старым и новым). Среди традиционных фильмов прозвучали советские фильмы, но темнее менее в семьях нет традиций совместного просмотра фильмов: многие дети отметили, что не смотрят фильмов вместе с родителями. Общий вывод: недостаточный уровень зрительской культуры.