Игра — путешествие по внеурочной деятельности на тему Что такое хорошо и Что такое плохо?
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
ИЛИ НУЖНЫ ЛИ НАМ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ?
Цель программы:
Приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
4.Учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Ожидаемые результаты:обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. Но перед путешествием мы проведём с вами разминку.
На доске вы видите ромашку и сорняки вокруг цветка. Давайте с вами попробуем на лепестках ромашки написать хорошие качества человека, а около сорняков - плохие качества. ( …….)
Мы знаем, что для того, чтобы вырастить ромашку нам необходимо много ухаживать за ней. Растёт ромашка медленно, но потом бутон превратится в прекрасный цветок. А сорняк растёт очень быстро, а избавиться от него очень сложно. И для того, чтобы из вас не вырос сорняк, вам надо очень много работать.
Отправляясь в наше путешествие, мы постараемся, чтобы вы научились отличать хорошие поступки от плохих.
Наш волшебный автобус отправляется.
Все, кто любит чистоту и порядок, - внимание! Мы отправляемся. Наша первая остановка - станция «Грязнулька».
Мы прибыли на станцию «Грязнулька»! Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке: они не хотят больше умываться, чистить зубы, мыть руки, не хотят следить за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику. Дети перестали чистить обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться носовым платком. Но самым странным человеком на станции был мальчик, о котором рассказал поэт Яхин в стихотворении «Очень правдивая история».
Жил на свете мальчик странный -
Просыпался по утру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Руки мыл зачем - то с мылом,
А лицо мочалкой тёр…
На руках все пальцы смыл он,
Щёки в дырах до сих пор.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
«Если мальчик будет грязным -
Будет он всегда здоров!»
Вы мне верите?
Скажите, ребята, можно заболеть от чистоты? (…)
Школьники на станции «Грязнулька» перестали следить за чистотой своих волос, перестали их подстригать. Учёные определили, что волосы живут в среднем от 2 до 4 лет. За год волосы успевают отрасти на 12-15 см. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, красивыми, за ними надо правильно ухаживать, и прежде всего - ежедневно расчёсывать. Раз в неделю или чаще голову надо мыть шампунем. Волосы необходимо и подстригать, особенно мальчикам, чтобы с ними не случилось того, что произошло с героем стихотворения Э.Успенского.
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается,
Ногами упирается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут.
Год прошел,
Другой проходит…
Мальчик стричься не приходит,
А волосы растут,
А волосы растут,
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают…
-Ну и сын, - сказала мать, -
Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.
Школьники на станции «Грязнулька» очень плохо относятся к своим вещам: их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда у них мятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.
- А среди вас есть такие девочки или мальчики? Чтобы не быть похожими на жителей этой станции, надо знать следующие правила:
-Чистота - залог здоровья.
-Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.
-Нечистоплотность - это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.
А польский поэт Юлиан Тувим обратился ко всем детям:
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Всё равно какой водою:
Кипячёной, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днём -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень - очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище -
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья! Ваш Тувим.
Я думаю, что ребята никогда не захотят остаться на этой станции. Да?
Наше путешествие продолжается и впереди нас ждёт город «Лентяйск». Этот город расположен недалеко от станции «Грязнуля». Люди, проживающие в них, - дружные соседи, потому что между ними много общего.
Как вы думаете, ребята, чем они похожи? (…)
Грязнулями бывают ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, не выполняют поручения. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадках, не любят читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Они мечтают жить так, как мечтал этот ученик:
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места -
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй и отдыхай!
Тут и мама перестала говорить,
Что я лентяй…
Нужно помнить, что у каждой вещи должно быть своё место. К этому надо приучать себя с самого детства:
- портфель не должен валяться на полу;
- нельзя оставлять мокрую и грязную обувь, не приведя её в порядок;
- мусор не должен находиться на полу;
- школьные принадлежности должны иметь свои места. Тогда не надо ничего искать: всё всегда под рукой.
Убирай всё с вечера -
Искать будет нечего!
От себя прогонишь лень -
И длиннее станет день!
На пути у нас станция «Вредные привычки».
-А какие вредные привычки знаете вы? (…….)
А нужны ли нам вредные привычки? Нужно ли от них избавляться? А что для этого нужно делать? (…….)
ИГРА
Вам даны на группу листки с отрывками из стихотворения. Каждая группа быстро рисует к нему картинку. А потом мы сделаем выставку, соединив всё в одно (рисунок делается к каждому отрывку стихотворения).
а) Жила цапля на болоте.
Выходила на охоту:
Свежей травки пощипать
Да лягушек погонять.
И могла стоять носатая
Целый день в воде,
Как статуя.
б) Скучно стало цапле жить,
Цапля начала курить…
Выйдет цапля на болото -
Ну какая тут охота?!
в) Стал у цапли бледный вид,
И пропал вдруг аппетит!
Так курила Цапля лето,
Хоть и знала:
Вредно это!
г) Стало вскоре цапле плохо:
Цапля чахла, цапля сохла.
К осени бедняга сдохла….
Вот такие рисунки получились у ребят. О какой вредной привычке здесь говориться? (…..)
Вы, наверное, не хотите навсегда остаться на этой станции?
Тогда наш путь лежит к полустанку «Угадай-ка».
На полустанке «Угадай-ка» живут очень любознательные люди. Они - страстные книголюбы, с удовольствием участвуют в различных конкурсах и викторинах. Чтобы нам у них остановиться, нужно объяснить, как вы понимаете эти пословицы.
- Кто аккуратен, тот людям приятен.
- Чистота - лучшая красота.
- Чисто жить - здоровым быть.
- Чистая вода - для хворобы беда.
- Молодцы, ребята! А сейчас отгадайте загадки.
1команда. Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это ребята? (Мыло.)
2 Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска.)
3. Ношу их много лет,
А счёту им не знаю.
Не сеют, не сажают -
Сами вырастают. (Волосы.)
4. Во мне две К писать не забывайте,
Таким как я всегда бывайте. (Аккуратный человек.)
Молодцы! А наш автобус мчится дальше. И вот снова остановка - «Станция Бережливых».
Здесь живут ребята, которые с детства ко всему относятся бережно. На этой станции вы не увидите школьника, который играет своей шапкой в футбол или съезжает с горки на портфеле. Ведь эти вещи купили родители, в них вложен труд многих людей.
Скажите, ребята, что значит быть бережным? (…….)
А сейчас мы въезжаем в Город Чистоты и Порядка.
Вокруг чистые и нарядные улицы. По тротуарам идут аккуратные и весёлые дети. Одежда у них в полном порядке. Вокруг много зелени. Везде чистота и порядок! Однажды учёные придумали для школьников такой костюм, который бы оставался всегда чистым.
В городе Чистоты и Порядка каждый знает, как надо себя вести и что делать, чтобы мир был лучше. И я уверена, что вы тоже можете стать жителями этого города…
Давайте попробуем ответить на несколько вопросов о правилах хорошего Этикета.
1. Что принято считать хорошими манерами?
(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).
2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?
(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).
3. Кто первым здоровается при входе в помещение?
(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
(Первым здоровается проходящий).
5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.
(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).
6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?
(Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).
7. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?
(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).
8. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).
9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?
(Первой входит всегда дама).
10. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?
(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).
11. При разговоре по телефону кто здоровается первым?
(Позвонивший, представившись).
12. За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: тарелку, вилку, ложку, нож, бокал, рюмку, салфетку.
(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 2-5 см; справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку; слева – вилку выпуклой стороной вниз. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку).
13. Как надо есть хлеб?
(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).
14. Вы размешали сахар в чае, что делать с ложкой?
(Кладут на блюдечко).
15. Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару?
(Правой).
16. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”?
(Извините).
Молодцы. Вы все достойные жители города Чистоты и Порядка.
Мне хотелось бы пожелать, чтобы каждый класс и вся школа были бы у нас Городами Чистоты и Порядка. А от лени у нас есть только одно средство - труд!