Рабочая прграмма курса воспитания нравственных качеств Что такое хорошо и что такое плохо. Внеурочная деятельность.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №83
имени кавалера ордена Мужества Е. Е. ТабаковаУТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №83
___________ (Креузова Н.И.)
«____»_____________ 2014 г.
Рабочая программа
курса воспитания нравственных качеств
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Внеурочная деятельность
Духовно – нравственное направление
Учебный год: 2014-2015
Класс 1а
Учитель: Королькова Л.Г.
Московская область, Ногинский район, г. Ногинск-9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса воспитания нравственных качеств
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Духовно-нравственное направление1класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса воспитания нравственных качеств «Что такое хорошо и что такое плохо» для 1 класса начальной школы разработана в соответствии с нормативными документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказы Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373» и от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 Г. №1312;
ФГОС. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. – М.: «Просвещение», 2012 г.;
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10»;
«Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области»;
Письма Министерства образования Московской области от 12.09.2012г. №9542-080/07 «Методические рекомендации "Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС НОО"
и на основе авторской программыЛ.В. Мищенковой «Уроки нравственности», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный. Умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
Сформировать систему нравственных ценностей;
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
Формировать экологически воспитанную личность;
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
Формировать интерес к чтению художественной литературы;
Развивать познавательную активность;
Развивать творческие способности.
Ценностные ориентиры программы
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Общая характеристика курса
Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Место курса в учебном плане
Программа реализуется во внеурочной деятельности с 1-го по 4-ый класс и рассчитана на 135 часов: 1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч.
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
1 класс (33 ч.)
Я и школа (2 часа).
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…
Я и окружающие (19 часов).
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.
Я и семья (1 час).
Поезд везёт подарки мамам.
Я и природа (5 часов).
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
Я и книга (3 часа).
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».
Я и здоровье (3 часа).
В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы
1 год обучения
У учащегося будут сформированы:
-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
Предполагаемые результаты. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
Систему нравственных качеств и этическое сознание;
Потребность в самовоспитании и саморазвитии;
Чувство уважения к правам и обязанностям человека;
Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
Потребность в чтении художественной литературы.
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,  - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Формирование коммуникативных УУД:
Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения гигиенических правил;
- бережного отношения к природе;
- развития чувства ответственности, самостоятельности;
- формирования стремления быть полезным окружающим;
- стремления к здоровому образу жизни.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).
Календарно-тематическое планирование курса воспитания нравственных качеств
«Что такое хорошо и что такое плохо» 1 класс (33 часа)
№ Тема занятия Решаемые проблемы Понятия Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата Дата по факту Предметные результаты УУД Личностные результаты
1 четверть (9 ч)
1. Здравствуй, школа! Встреча со школой.
Школа
Ответственность
Самостоятельность Знает, что, если хочешь стать хорошим специалистом, нужно долго и старательно учиться. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
2. Вот и стали мы учениками…
Что мы знаем о правилах поведения в школе. Правила поведения, школьные принадлежности Знает о правилах поведения в школе, о бережном отношении к вещам. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
3. Учимся работать в команде. Что такое команда? Коллектив
Командир Знает значение умения работать в команде.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коллективной работы Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
4. О хорошем и плохом. Что такое хорошо и что такое плохо? Положительные и отрицательные поступки. Умеет находить выход из неприятных ситуаций. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
5. Клуб «Выручайка». Как различать положительных и отрицательных сказочных героев? Действующие лица, персонажи, герои. Имеет представления о положительных и отрицательных героях произведения. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности.
6. О дружбе. Поговорим о дружбе и о друзьях. Дружба
Друг Имеет представления о дружбе. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
7. В царстве Мойдодыра. Как сохранить здоровье? Личная гигиена, гигиенические процедуры Знает о правилах гигиены. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
8. «Здравствуй!» Знакомство со сказкой
Н. Абрамцевой «Здравствуй!».
Приветствие, приветственные жесты Знает. как важно понимать, слушать и слышать друг друга, а также уметь договариваться.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
9. Венок осени. Что вызывает у нас восхищение? Приметы осени Умеет видеть красоту природы, восхищаться ею. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности.
2 четверть (7 ч)
10. Профессий много есть на свете. Какие мы знаем профессии? Разнообразие профессий. Знает о разнообразии профессий. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
11. В мире любимых сказок. Какие сказки вы знаете? Сказочные герои Воспитание чувства доброты и отзывчивости. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
12. Учимся приходить на помощь. Знакомство с произведением
Т. Маршаловой «Сказка про ночное небо» Помощь Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к людям. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
13. О рабочих руках и трудолюбии. Какие бывают рабочие профессии? Труд
Рабочие профессии
Знает, что нужно трудиться каждый день, чтобы не стать ленивым. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
14. Зайкина избушка. Знакомство с пьесой-сказкой
И. Маняшиной «Зайкина избушка». Авторская сказка
Пьеса
Главные герои Знает, что нужно быть справедливым, добрым и отзывчивым. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
15. Учимся вежливости. Что значит быть вежливым? Вежливость, вежливые слова Знает о важности стремления быть вежливым и добрым. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
16. Новогодняя сказка. Знакомство со сказкой С.В. Михалкова «Ёлочка». Сказка
Главные герои Воспитание бережного отношения к природе, чувства доброты и сострадания.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
3 четверть (9 ч)
17. Познакомьтесь: это я! Всё ли мы знаем о себе? Анкета
Умеет заполнять анкету. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения
18. Снегурочка Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка». Герои
Сюжет Умеет внимательно слушать
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые историко-культурные представления
19. Сказка о солнечном зайчике. Знакомство с произведением
А. Лопатиной и М. Скребцовой «Сказка о солнечном зайчике». Доброта
Забота
Ласка
Отзывчивость
Нежность
Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к людям. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
20. Учимся быть добрыми. Учимся быть добрыми не на словах, а на деле. Доброта
Сострадание
Воспитание чувства доброты, сострадания, бережного отношения к вещам. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
21. По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк». Знакомство со сказкой «Лиса и Волк». Сказка
Главные герои Воспитание стремления к чтению художественной литературы. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
22. Когда люди радуются. Когда и чему люди радуются? Поступок
Радость Знает, что в жизни людьми больше ценятся поступки, совершаемые человеком не для самого себя, а во благо близких. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
23. Я расту! Что такое духовный рост? Положительные и отрицательные качества характера Знает, что человек может расти не только физически, но и духовно. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
24. Поезд везёт подарки мамам. Создание позитивного настроения в преддверии праздника. Инструмент и заготовки для аппликации Воспитываем любовь и уважение к маме.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится умение наблюдать и работать с информацией
К.: Появится способность выступать в роли обучаемого и обучающего Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
25. Сказка о весёлой пчеле. Знакомство с произведением
Н. Абрамцевой «Сказка о весёлой пчеле». Качества характера
Характеристика Воспитание доброжелательности, заботливости, желания помочь. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу
Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
4 четверть (8 ч)
26. Клуб любителей природы. Создание позитивного настроения Небылицы
Юмор Знает:
- о бережном отношении к природе. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
27. Как у зайчонка зуб болел. Знакомство со сказкой
Н. Абрамцевой «Как у зайчонка зуб болел». Сказка
Главный герой
Знает:
- как улучшить настроение самому себе;
- воспитывать чувство сострадания. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
28. Приглашаем гостей. Как принимать гостей? Праздник
Гости
Этикет Знает:
- как принимать гостей по правилам этикета.
Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коммуникативного общения Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
29.
30. В городе лекарственных растений. Какие бывают лекарственные растения? Зелёная аптека Знает:
- какие лекарственные растения использует человек. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Формирование навыка коммуникативного общения Приобретёт базовые историко-культурные представления
31. На пороге лета. Как провести летние каникулы? Лето
Отдых
Каникулы
Здоровый образ жизни
Знает:
- о доступных и полезных видах отдыха. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
32. О рыбалке. Что мы знаем о рыбалке? Рыбалка
Виды рыб
Здоровый образ жизни Знает, что рыбалка – прекрасный отдых на природе. Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
33. Солнышко. Вы любите солнышко? Солнце
Звезда
Неживая природа
Знает о роли солнца в нашей жизни Р.: Научится применять установленные правила поведения
П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям
К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу Приобретёт базовые нравственно-этические ценности
Учебные и методические пособия:
Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1,2 /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Методическое пособие. 1 класс. /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 208 с., 2013.
Агеева И.Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.
Беденко М. Ну, очень задачник. – Киев: А.С.К., 1996.
Булдаков С.В. Загадки. ПедСовет, № 11, 2003.
Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. – М.: Издательский дом «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
Остер Г. Задачник. – М.: РОСМЭН, 1996.
ПОЧЕМУЧКА. – М.: Педагогика-пресс, 1992.
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: ( Электронный документ). Режим доступа:http://window.edu.ru Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа:http://school-collection.edu.ru