Внеурочная деятельность Что такое хорошо и что такое плохо


Внеурочная деятельность «Уроки нравственности» (2 класс)
Что такое хорошо и что такое плохо?
Цель:
Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо» и «плохо» на примере жизненных ситуаций.
Задачи:
Расширить знания детей о добре и зле.
Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, к старшим и друг к другу.
Развивать умения нравственного суждения (развивать словарный запас у учащихся).
Учить способам выражения гнева.
Оборудование:
Презентация, выполненная в программе Power Point
Таблички ХОРОШО, ПЛОХО
Музыкальное сопровождение «Доброта» гр.БарбарикиКарточки с ситуациями
Рисунки с лицами
Карточки с названиями хороших и плохих поступков (9 комплектов)
Презентация стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Макет бумеранга (22 штуки)
Ход классного часа
Организационный момент
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Успехов вам и удач!
Актуализация знаний
Посмотрите на эти иллюстрации и попробуйте оценить поступки ребят. Так о чём же мы сегодня будем говорить? Какая у нас тема? (запись в тетради)
- Дома вы должны были выписать из толкового словаря значение слов «хорошо» и «плохо».- Что означает слово “хорошо”? 
Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.
- Что означает слово “плохо”? 
Это слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова? (антонимы)- Поскольку слово “плохо” является противоположным по значению слову “хорошо”, поэтому в словаре слово “плохо” – плохой означает - лишенный положительных качеств.- Итак, со значением слов разобрались.
Основной этап
А) Работа с карточками в парах.
На доске вы видите 2 ключевых слова ХОРОШО и ПЛОХО. Сейчас вы поработаете в парах: разместите карточки с названиями поступков в две колонки (один – хорошие слева, другой– плохие справа). Думайте и старайтесь работать тихо.
На карточках:
- учить уроки
- обижать младших
- помогать друзьям
- обзываться
- говорить правду
-мешать кому-либо
-слушать учителя
- драться
-быть вежливым
- грубить старшим
- Какие поступки и качества вы отнесли к хорошим? Почему?
- Какие поступки и качества вы отнесли к плохим? Почему?
- Мы должны стараться совершать больше хороших поступков. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше.
- А как вы узнали, какие поступки хорошие, а какие плохие?
- Всем известно, что у каждого человека есть 5 чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. С их помощью человек входит в контакт с миром. Но есть шестое чувство, которое помогает найти контакт с людьми. Оно, к сожалению, дано не всем, и его приходится в себе воспитывать. Что это за таинственное шестое чувство?
Это - совесть. Следует прислушиваться к тому, что велит совесть. Она как яркий огонёк светит в душе человека. Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы поступаете, нужно спрашивать совета у совести. А если человек забывает спрашивать совесть, он начинает совершать плохие поступки.
Игра «Не попади впросак»
А сейчас игра на внимательность: если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо, хлопая в ладоши, всем хором сказать: «это я, это я, это все мои друзья!», давайте прорепетируем. Но трудность в том, что эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом - надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
У кого из вас в порядке, сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступить правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?
Работа по группам.
Ситуация 1.
Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?
- будете плакать
- будете защищать товарища кулаками
- будете тоже смеяться над другом
- свой вариант
Ситуация 2.
Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- будете кричать и попытаетесь отобрать ручку
- пожалуетесь учителю
- отлупите одноклассника
- объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя
Ситуация 3.
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать
- пожалуетесь учителю
- не скажите ничего
- свой вариант
Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.
- Ребята, а какое мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, оно всегда рядом (“добро”).- А со словом “плохо” (“зло”).- Каким цветами вы бы нарисовали «Добро»? А «Зло»?
У добра У зла
Чистые, красивые, яркие, теплые цвета. Темные, черные, грязные, холодные.
Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека, аргументируйте свой ответ.
 – ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное). – ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).
- Как ведут себя добрые люди? - А как ведут себя злые люди?- Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?
- В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются “драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.
- А вам приходилось когда-нибудь злиться? Почему?- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить, толкнуть, накричать)- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?- Давайте посмотрим, что советуют психологи. Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.
Гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
Станцевать буйный танец;
Потопать ногами;
Просто рассказать о своих переживаниях.
Итог урока. Рефлексия
- О чём мы сегодня вели с вами беседу?
-Как же мы ответим на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо?
- Хорошо, когда человек совершает хорошие поступки, приносящие радость ему и окружающим.- Плохо, когда своими поступками человек огорчает других и себя.
- Каких поступков мы должны стараться делать больше?
- Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим родителям или близким? (Почему?)
Бумеранг добра
- Что такое бумеранг? У бумеранга есть особенность – он возвращается к своему хозяину. Добро и зло, подобно бумерангу, возвращается к своему хозяину. Если запустить бумеранг со злом, то он вернётся со злом. А если послать бумеранг, полный добра? Он принесёт вам добро! Сейчас вы на своих бумерангах напишите доброе пожелание и раскрасите его.
- Возьмите в левую руку бумеранг и подарите своему соседу по парте.
Дети берут бумеранги и дарят одноклассникам, получая то же подарки – бумеранги.
- Вы поделились добром и тоже получили частичку добра! Пусть у вас всё будет хорошо!
P.S. Вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо » волнует людей уже много лет. На эту тему размышляют и учителя, и ученики, и врачи, и строители, и хлеборобы, и писатели. Вот сейчас вашему вниманию я хотела бы предложить стихотворение писателя В.В.Маяковского, которое так и называется "Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО?"
Просмотр презентации к стихотворению В.Маяковского "Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО?" 
Ситуация 1.
Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?
- будете плакать
- будете защищать товарища кулаками
- будете тоже смеяться над другом
- свой вариант
Ситуация 2.
Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- будете кричать и попытаетесь отобрать ручку
- пожалуетесь учителю
- отлупите одноклассника
- объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя
Ситуация 3.
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать
- пожалуетесь учителю
- не скажите ничего
- свой вариант