Рабочая программа курса воспитания нравственных качеств Что такое хорошо и что такое плохо. Внеурочная деятельность 3 класс.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №83
имени кавалера ордена Мужества Е. Е. Табакова УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №83
___________(В. В. Новикова ) 31 августа 2016 г.
Рабочая программа
курса воспитания нравственных качеств
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Внеурочная деятельность
Духовно – нравственное направление
Учебный год: 2016-2017
Класс 3-а
Составитель: Королькова Л.Г.учитель начальных классов высшей категории
Московская область, Ногинский район, г. Ногинск-9
_______________________________________________________________________________________________________________
2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса воспитания нравственных качеств «Что такое хорошо и что такое плохо» для 3класса начальной школы разработана в соответствии с нормативными документами:
- закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказы Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373» и от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03 2004 Г. №1312;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373»;
- ФГОС. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. – М.: «Просвещение», 2012 г
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУСОШ№83 2016-2020г.;
- «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10»;
- «Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области»;
- положение о рабочей программе МБОУ СОШ №83 от 2016г.
- Письма Министерства образования Московской области от 12.09.2012г. №9542-080/07 «Методические рекомендации "Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС НОО"
и на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы
У учащегося будут сформированы:
-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
Предполагаемые результаты. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
Систему нравственных качеств и этическое сознание;
Потребность в самовоспитании и саморазвитии;
Чувство уважения к правам и обязанностям человека;
Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
Потребность в чтении художественной литературы.
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Формирование коммуникативных УУД:
Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения гигиенических правил;
- бережного отношения к природе;
- развития чувства ответственности, самостоятельности;
- формирования стремления быть полезным окружающим;
- стремления к здоровому образу жизни.
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
Содержание курса Формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности
Я и окружающие.(10ч)
О себе, о дружбе, о друзьях. О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб -наше богатство. Берегите время! «Ромашка» Творческая мастерская: беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление.
Расшифровывать криптограмму. Играть в игру»
«Истории из жизни». Рисовать плакаты. Восстанавливать пословицы, цитаты. Раскрашивать.
Отгадывать загадки.
Я и семья.(1ч)
Розы для мамы. Творческая мастерская: игровой практикум Рассказывать по плану. Слушать сказку, размышлять.
Я и природа.(7ч)
И снова об осени. Выглянуло солнышко. Что за праздник без цветов. Зимушка – зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки. Творческая мастерская: беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление.
Отгадывать загадки. Находить закономерность. Рисовать. Выбирать правильный ответ. Разгадывать ребусы. Решать задачи. Соединять вопрос с ответом.
Рисовать по клеточкам, мини- плакаты.
Я и книги.(9ч)
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши – Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона» .И снова клуб « Белая ворона». Фея Фантаста. Творческая мастерская: беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление.
Работать с танграмом. Решать задачи. Складывать оригами. Рисовать по клеточкам. Разгадывать ребусы.
Работать с разрезным материалом. Отгадывать загадки.
Я и здоровье.(3ч)
Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.
Творческая мастерская: игровой практикум,
ситуативная беседа-игра Выбирать правильный ответ. Устанавливать причинно-следственные связи. Раскрашивать.
Восстанавливать пословицы. Иллюстрировать песенку.
Я и животные.(4ч)
О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Театр кошек Юрия Куклачёва. Экзотические животные.
Творческая мастерская: беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление.
Выполнять графический диктант. Решать ребусы. Изображать животных с помощью жестов и мимики.
Работать с танграмом. Отгадывать загадки, криптограммы. Работать с разрезным материалом.
Тематическое планирование
№ п/п Тема Количество часов
1. Я и окружающие
10ч
2. Я и семья
1ч
3. Я и природа
7ч
4. Я и книги.
9ч
5. Я и здоровье
3 ч.
6. Я и животные
4 ч.
Календарно-тематическое планирование курса воспитания нравственных качеств
«Что такое хорошо и что такое плохо» 3 класс (34 часа)
№
Тема занятия Кол-во
часов Дата
по плану по факту
1 четверть (9 ч) 1. Путешествие в сказку
Т.с.1-3 1 2. И снова об осени
Т.с.4-6 1 3. О себе, о дружбе, о друзьях
Т.с.6-8 1 4. О добре и зле
Т.с.8-11 1 5. Посылка от сказочных героев
Т.с.11-14 1 6. Письмо дедушки Морфея
Т.с.15-18 1 7. Эдуард Успенский
Т.с.18-20 1 8. Выглянуло солнышко
Т.с.21-24 1 9. О кошках и собаках
Т.с.25-26 1 2 четверть (7ч.) 10. «У камина»
Т.с.27-29 1 11. Клуб «Выручайка»
Т.с.29-31 1 12. Слушаем сказку
Т.с.32-33 1 13. О животном не очень приятномТ.с.34-37 1 14. В гости к друзьям из Простоквашино
Т.с.38-40 1 15. Что за праздник без цветов
Т.с.41-43 1 16. В мире профессий
Т.с.43-46 1 3 четверть (10ч.) 17. Наши страхи
Т.с.47-49 1 18. Что такое зима?
Т.с5 0-52 1 19. Знаменитые малыши. Незнайка
Т.с.53-56 1 20. Экзотические животные
Т.с.1-3 1 21. Зимушка – зима
Т.с.4-6 1 22. Зимние забавы
Т.с.6-9 1 23. Да здравствуют книги!
Т.с.10-12 1 24. Роза для мамы
Т.с.12-14 1 25 Принцессы Шарля Перро
Т.с.15-17 1 26 Клуб «Белая ворона»
Т.с.18-23 1 4 четверть (8ч.) 27. Бабочек весёлый хоровод
Т.с.23-27 1 28. Театр кошек Юрия Куклачёва
Т.с.27-29 1 29. Учимся работать в микрогруппеТ.с.30-34 1 30. Фея Фантаста
Т.с.35-37 1 31. Хлеб – наше богатство
Т.с.38-40 1 32. Берегите время!
Т.с.41-43 1 33. Цветочная карусель
В гостях у белочки
Т.с.44-51 1 34. «Ромашка»
Т.с.51-56 1