Рабочая программа и планирование по курсу -Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо


Программа курса «Что такое хорошо и что такое плохо»
1–4 классы
Пояснительная записка
Программа    «Уроки нравственности» разработана  на основании:
Письма Департамента общего  образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);
на основе учебно-методического комплекта курса «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В.
        ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
        Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.        Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
        Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
        Задачи курса:
        - сформировать систему нравственных ценностей;
        - способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
        - формировать экологически воспитанную личность;
        - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
        - формировать интерес к чтению художественной литературы;
        - развивать познавательную активность;
        - развивать творческие способности.
Общая характеристика курса
        Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
        Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
        Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
        Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю).
        Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.
        Проведение занятий в 1–4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Ценностные ориентиры.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полусубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии Показатели Измерители
Сформированность моральных норм и правил поведения Знает основные моральные нормы и правила поведения Диагностика нравственной воспитанности:
-диагностика нравственной самооценки;
- диагностика этики поведения;
- диагностика отношения к жизненным ценностям;
-диагностика нравственной мотивации.
Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности.
Наблюдения педагогов и родителей
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).
наблюдения педагогов и родителей.
Методика и инструментарий для мониторинга
Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» В приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, наглядный материал.Список литературы
Для учителя:
1.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
3. Классные часы  на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.
7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Для учащихся:
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
Технические средства:
1. Компьютер.
2.Интерактивная доска.
3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров
Электронные ресурсы: 
1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихсяhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=9582.    Сайт uroki.net для классного руководителя
http://www.uroki.net/docklruk.htm3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.
http://festival.1september.ru/subjects/20/4. Журнал «Начальная школа»
http://www.n-shkola.ru/5. Газета «Начальная школа»
http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08 

Планирование 3 класс (34 ч.+2 доп.ч.)
№ ТЕМА ЦИКЛ ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ
1 Путешествие в сказку Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
2 И снова об осени… Я и природа Умение восхищаться красотой природы
3 О себе, о дружбе,о друзьях… Я и окружающие Умение понимать особенности переживаний другого4 О добре и зле Я и окружающие Стремление к самосовершенствованию
5 Посылка от сказочных героев Я и книга Любовь к чтению художественной литературы
6 Письмо дедушки Морфея Я и здоровье Стремление к здоровому образу жизни
7 Эдуард Успенский Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
8 Выглянуло солнышко… Я и природа Толерантное отношение к осенним невзгодам
9 О кошках и собаках Я и животные Доброе отношение и чувство ответственности за домашних животных
10 «У камина» Я и окружающие Умение обсуждать проблему; доброжелательность,честность,толерантность,понимание,отзывчивость
11 Клуб «Выручайка» Я и окружающие Интерес к чтению художественной литературы; стремление приходить на помощь нуждающимся
12 Слушаем сказку Я и книга Стремление к чтению художественной литературы, чувство доброты, отзывчивости
13 О животном не очень приятном Я и животные Терпимое отношение к лягушкам и жабам
14 В гости к друзьям из Простоквашино Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
15 Что за праздник без цветов… Я и природа Умение видеть красоту цветов и восхищаться ею
16 В мире профессий Я и окружающие Уважение к труду
17 Наши страхи Я и здоровье Умение находить выход из критической ситуации; чувство ответственности за свои поступки
18 Что такое зима? Я и окружающие Умение принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою
19 Знаменитые малыши. Незнайка Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
20 Экзотические животные Я и животные Доброжелательное отношение к представителям фауны
21 Зимушка-зима Я и природа Чувство любования красотой русской природы
22 Зимние забавы Я и здоровье Стремление к здоровому образу жизни
23 Да здравствуют книги! Я и книга Умение выражать благодарность книгам и людям, создавшим их
24 Роза для мамы Я и семья Уважение к матери, чувство доброты, любви, заботы и благодарности
25 Принцессы Шарля Перро Я и окружающие Лучшие женские качества
26 Клуб «Белая ворона» Я и книга Любовь к чтению художественной литературы
27 И снова клуб «Белая ворона» Я и книга Любовь к чтению художественной литературы
28 Бабочек весёлый хоровод Я и природа Бережное отношение к окружающей среде
29 Театр кошек Юрия Куклачёва Я и животные Любовь к домашним животным
30 Учимся работать в микрогруппеЯ и окружающие Доброжелательность, сплочённость, толерантность
31 Фея Фантаста Я и книга Стремление к чтению художественной литературы
32 Хлеб-наше богатство Я и окружающие Бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб
33 Берегите время! Я и окружающие Бережное отношение ко времени
34 Цветочная карусель Я и природа Любовь к природе
35 В гостях у белочки Я и природа Бережное отношение к природе
36 «Ромашка» Я и окружающие Умение работать в микрогруппе; чувство коллективизма