Конспект классного часа Что такое хорошо и что такое плохо (1 класс)

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя»









Конспект классного часа:

«Что такое хорошо и что такое плохо»
для учащихся 1-х классов




Подготовила
Соломенцева
Наталья Владимировна







2015 год


Цель: формирование нравственных, эстетических качеств детей, раскрытие понятий «хорошо» и «плохо».
Задачи:
Расширить знания детей о добре и зле.
Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, к старшим и друг к другу.
Развивать умения нравственного суждения (развивать словарный запас у учащихся).
Оборудование: презентация выполненная в программе Power Point, музыкальное сопровождение, на доске иллюстрированные картинки из книги В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», картинки с изображением плохих поступков и хороших, пластилин, коробочка, сигнальные карточки.
При подготовке к классному часу по данной теме была проведена подготовительная работа знакомство и объяснение пословиц о добре и зле, чтение книг и просмотр видеороликов. Использованный материал подбирался с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Положительный настрой, стиль общения, использование ИКТ (презентации), личное участие детей, практические тренинговые упражнения, интересная форма рефлексии способствуют развитию речи (словарного запаса), чувств детей и выработке положительных эмоций. Что в дальнейшем сказывается положительно на учебно-воспитательном процессе первоклассников.
Классный час проходит в форме устного журнала.

Ход классного часа.
Учитель: Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
Что такое плохо?»
Эти строчки стихов В.Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам. А вам они известны?
Сегодня мы с вами откроем странички книги Владимира Маяковского и поговорим о том, то такое хорошо и что такое плохо?
Открывается первая страница. (лень-труд)
(на доске открывается иллюстрация к стихам)
Учитель: Если мальчик любит труд
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он хороший мальчик.
Как можно назвать мальчика, он какой? (трудолюбивый) А быть трудолюбивым хорошо? Какая картинка подходит к слову «хорошо»? (солнышко)
Подберите слово противоположное по значению слову трудолюбивый (ленивый) А ленивым быть хорошо? (плохо) А как вы понимаете слово ленивый, это какой человек? Какая картинка подходит к слову «плохо»? (тучка)
Давайте слова труд и лень запишем в таблицу.
Хорошо
Плохо

труд
лень





По ходу классного часа заполняется таблица.
Просмотр мультфильма «Лень»
Учитель: Ребята! А почему герои, у которых оказывалась Лень ничего не делали? (они становились ленивыми) Понравились они вам? Кто вам понравился? Почему?
Ребята, а что нужно делать, чтобы избавиться от лени?
Посмотрите еще один видеоролик.(анализ)
Учитель: О труде очень много пословиц. Какие пословицы о труде вы знаете? (просмотр слайдов с пословицами)
Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
Люби дело - мастером будешь.
Дерево ценят по плодам, человека по делам.
Труд человека кормит, лень портит.
У лентяя Федорки, всегда отговорки.
Лепка из пластилина
Учитель: Ребята, а вас когда- нибудь посещает лень, только честно? А вы хотите избавиться от лени? Давайте вылепим из пластилина лень и спрячем ее. Пластилин какого цвета больше всего подойдет? Помните, если вы часто будете повторять: Я не хочу, не буду, то лень к вам вернется. (Дети лепят лень прячут в коробку).
Ребята, давайте сделаем вывод о том, какое качество человека считают хорошим, а какое плохим (по таблице: лень-труд)
Открывается 2 страница (неряшливость-аккуратность)
Учитель: Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице,-
Ясно, это плохо очень
Для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо.
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: он плохой, неряха.
Этот чистит валенки, моет сам галоши.
Он хотя и маленький, но вполне хороший.
О каких качествах человека говорится в стихотворении (неряшливость, грязнуля - аккуратность, опрятность.)
А о каком ученике говорится в этом стихотворении?
Ученик: Тротуар ему не нужен, расстегнувши воротник, По канавам и по лужам он шагает напрямик. Он портфель нести не хочет, по земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок, из штанины вырван клок. Мне, признаться, неприятно. Что он делал? Где он был? Как на лбу возникли пятна фиолетовых чернил? Почему на брюках глина? Почему фуражка блином? И расстегнут воротник? Кто он - это ученик?
Какой это ученик? (неряха, растяпа, грязнуля).
·Это положительное или отрицательное качество человека. Что нужно делать, чтобы тебя не назвали такими словами как грязнуля, неряха?
Есть такие дети, которые выполняют эти правила, но не всегда.
Посмотрите мультфильм «Гришкины книжки»
Такие отрицательные качества, как неряшливость, неаккуратность, небрежность писатели и поэты высмеивают в сказках, стихах баснях.
1. Чистота - залог здоровья.
2. Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.
3. Нечистоплотность - это неуважение к самому себе и окружающим людям.
(Слова аккуратность, небрежность записываем в таблицу)
Открывается 3 страница (наши поступки)
Учитель: Если бьет дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
Это вот кричит: «Не тронь
Тех, кто меньше ростом!
Это мальчик так хорош,
Загляденье просто!
Ребята! Кто поступил правильно? Какой поступок совершил первый мальчик? (плохой) А второй? (хороший)
(Слова «обижать слабых» и «защищать слабых» записываются в таблицу)
А вы защищаете слабых? Молодцы, вы поступаете хорошо!
Давайте разберем некоторые жизненные ситуации-поступки ребят.
Шел Боря домой из школы. Видит - идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он машины пропускает,- догадался Боря и пошел своей дорогой.
Как бы вы поступили на месте мальчика?
Как вы понимаете слова равнодушие и отзывчивость?
Быть равнодушным - хорошо или плохо? А отзывчивым? (слова записываем в таблицу)
Нарядная, оживленная женщина входит в трамвай. Увидев ее, девочка поднимается:
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну что ты СпасибоНе надо
-Садитесь, садитесь ..бабушка!
Почему погасло оживление на лице женщины?
Девочка замечает, что у впереди идущей женщины непорядок в одежде. «Тетя! - кричит она так, что оборачиваются прохожие,- поправьте юбку!»
Правильно ли поступила девочка? Как нужно сделать замечание?
Тактичные, деликатные (люди, умеющие проявлять чуткость и отзывчивость красиво, не грубо, ненавязчиво)
(Слова тактичный - бестактный записываем в таблицу.)
Учитель: Ребята! Есть такая пословица «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе» Вы согласны?
Тест.
У вас на партах сигнальные карточки с зелеными и красными кружочками. Зелеными мы будем отмечать достоинства, а красными недостатки людей. Постарайтесь их запомнить!
Детям диктуются слова: лень, неряшливость, бережливость, терпение, вежливость, грубость, аккуратность, плаксивость, драчливость, правдивость, ложь, дружелюбие, скромность, выдержка.
Открывается 4 страница (волшебные слова)
Учитель: Открываем следующую страничку. А как она называется надо отгадать
Загадки
1.Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно - то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят(спасибо)
Какие слова благодарности вы еще знаете?
2.Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем.
«Видел Настеньку ребята
Я на улице сейчас..
Настя- славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышал слово (здрасте)
Какие слова приветствия вы еще знаете?
3.Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но- представьте!- зря от Вити
Ждал я слово (извините)
Какие слова извинения вы знаете?
Дед про внучку говорил:
«Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу - очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы (спасибо)
Какие слова благодарности вы еще знаете?
А какие слова прощание вы знаете?
Когда вы станете взрослыми, у вас будут разные профессии. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. И поэтому вы должны научиться пользоваться словами, которые называют волшебными. От них становится теплее, радостнее, светлее.
Как мы назовем последнюю строчку нашей таблицы? «Волшебные слова»
(Вежливость - невежество)
Подводим итог по таблице.

Учитель: Мальчик радостно пошел
И решила кроха:
«Буду делать хорошо
И не буду плохо».

Прослушаем песню «Если добрый ты»
1 куплет
Дождик босиком по земле прошел
Кленам по плечам хлопал
Если ясный день-это хорошо
А когда наоборот –плохо
2 куплет
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот трудно
3 куплет
С каждым поделись радостью своей
Рассыпая смех звучно
Если песни петь с ними с ними веселей
А когда наоборот скучно.