Открытый урок по русскому языку в 6 классе по темеЗвуки весеннего леса (обобщение по теме Глагол)

Открытый урок в 6 классе
в рамках аттестации

Тема урока: Звуки весеннего леса.
(Обобщающий урок по теме «Глагол»)

Тип урока: интегрированный урок развития речи
Форма урока: групповая
Методы обучения:
Дидактические средства обучения: аналитическая работа над текстом, групповой блиц-опрос, работа с технологической картой
Цели урока:
Образовательная:
Повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
Проверить умения и навыки в различии стилей и типов речи, подготовить учащихся к написанию сочинения-описания на заданную тему;
Развивающая:
Развивать у детей орфографические и речевые навыки, умения определять морфологические признаки глагола;
стилистически правильное употребление глаголов в тексте;
Развивать умения работать с текстом описательного характера;
Воспитательная:
Воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.

Оборудование урока:
доска, мел, учебник;
мультимедийная презентация (тема, цель урока, вопросы, цитаты, задания, технологическая карта )
технологические карты для учащихся;
тексты по группам;
сочинения-миниатюры, рисунки детей.
музыка.


Ход урока:

Сопровождение урока
Деятельность
учителя

Деятельность
детей

Слайд 1


«Доброе утро! А что это значит? Значит, день был по-доброму начат»
I этап: Орг. момент. Постановка цели, мотивация учащихся.

- Доброе утро, дети! Сегодня прекрасный солнечный день, у вас хорошее настроение и к тому же у нас несколько необычный урок – интегрированный урок развития речи.

- Я уверена, ребята, что сегодня на уроке вы мне будете очень хорошо помогать. Работать мы с вами будем в группах и оценивать свою работу вы будете сами. (на доске табличка, объясняю систему оценивания)




Дети приветствуют друг друга.





Дети рассажены по 3 группам. У каждой группы кружочки 3 цветов (желтые, красные, оранжевые), коробочки, куда они будут складывать кружочки.

Слайд 2
«Глагол - это весенняя часть речи, она заставит действовать нас всех: читать, писать, спрягать – и обеспечит в конце урока непременно нам успех»
II. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы с вами повторим одну из важнейших частей речи «Глагол», будем учиться составлять связный текст, повторим стили и типы речи и в конце урока напишем мини-сочинение. (на доске план урока)
- Оформите, пожалуйста, тетради
(на доске записываю дату)







Учащиеся записывают число, тему урока.


III Проверка домашнего задания

Готовясь к этому уроку, каждая группа получила домашнее задание. Сейчас мы послушаем, как выполнила задание 1 группа, ребята должны были сочинить сказку «Жил-был глагол». Остальные сейчас оценивайте работу.
(.)
- Молодцы! Не забывайте оценивать ответы детей.
Теперь послушаем другие группы -


1 группа, сказка «Жил-был глагол»







2 группа – рисунок о глаголе, 3 группа – мини-сочинение о весне

Слайд 3







«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
А. Югов
Слайд 4
Эстетическая-
Огнепышущая-
Артериальная кровь языка-
Назначение глагола -
IV. Вступительное слово учителя.

- Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе место после имен существительных. Обладает высокой эстетической ценностью. Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи. Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»

- Вы согласны с этими словами? Все ли слова понятны?

- Обратите внимание на слайд. В словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется толкование этих слов так:

(найти в словаре и объяснить значение слов)






























Постоянно в действии, меняется, обновляется, развивается.



Карточки с вопросами







Слайд 5

(все вопросы на слайде?)
V. Блиц-опрос

-А сейчас обобщим изученный материал по теме «Глагол», проведем блиц-опрос.

Ребята, сама королева Морфология прислала вам вопросы для проведения лингвистической викторины. За каждый правильный, полный ответ, ставим оценку.



1. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределенной?

2. Какого вида бывают глаголы? Что они обозначают?

3. Дайте характеристику наклонений глагола?

4. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений? Расскажите, как определить к какому спряжению относятся глаголы?

5. В чем особенность безличных глаголов? Приведите примеры.

6. Расскажите о переходных и непереходных глаголах.

-Молодцы!






Каждая группа вытягивает по 1 карточке и сразу отвечает на вопрос

Ребята оценивают ответы групп. (взаимопроверка)


Слайд 6




Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит, прибыла.

Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит, прибыла.

VI. Орфоэпический диктант.
-А сейчас еще раз обратимся к эпиграфу: как понимаете слова «самая живая часть речи»?
-Сейчас мы поработает над постановкой ударения в глаголах

- Спишите глаголы, поставьте ударение, подготовьтесь к проверке.




- Давайте проверим:

-Устно составьте словосочетание с любыми 3 словами


Ребята, пожалуйста, запомните правильную постановку ударения, это очень важно. Грамотный человек должен правильно произносить слова.






Дети списывают со слайда глаголы, ставят ударение,




Учащиеся зачитывают глаголы, называют ударение, на слайде одновременно появляются все слова с ударением.

(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)












Слайд 7
Пронесся свежий ветерок, подул прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, открыл дверь в избе и затих в кустах.


Слайд 8
Изъявительное:
Говорить, не возьмешь, не шутит, не послушался.
Повелительное:
Возьми, вырежи, научи, носи
Условное:
Наградила бы, уступил бы,


VII. Стилистический эксперимент

-Очень часто мы в своей речи допускаем стилистические ошибки, в неправильном употреблении слов. Сейчас мы проведем с вами стилистический эксперимент. Время на выполнение задания 2 минуты. Будьте внимательны к оцениванию.
-Итак, каждая группа получает карточку и выполняет определенное задание:

А) Вставьте в текст глаголы движения и охарактеризуйте их.









Б) Выберите и подчеркните глаголы в разных наклонениях (изъявительное, повелительное, условное). Докажите.












1 группа (вставить)

На карточке:
()свежий ветерок, () прохладой в лицо путнику, () по листьям, () дверь в избе и () в кустах



На карточке:
1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам. 2) Без смелости не возьмешь и крепости. 3) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета. 4) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.


Слайд 9

1) Он всегда кладет локти на стол. 2) Серёжа хочет помочь нам в решении задачи повышенной трудности. 3) Я много тренировался, думаю, что одержу победу в соревнованиях






В) Исправь ошибки в образовании форм глаголов.












-Итак, ребята, будьте всегда внимательны к слову, обдумывайте каждое слово и нужно выбирать такое слово, которое бы подходило к типу текста.

На карточке:
1) Он всегда ложит локти на стол. 2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности. 3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях









VIII. Физминутка
(котятки уснули) ?




Слайд 10
План текста:
звуковой, зрительный, эмоциональный.





Слайд 11
«Я уверен, что для полного овладения русским языком необходимо общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головкой из-под куста»
К. Паустовский


Слайд 12
(технологическая карта без ответов)


Слайд 13
Текст






















Слайд 14
«Схема анализа текста»
Какой стиль и тип речи использует автор?
Какова тема текста?
-Какова его основная мысль?


IX. Работа по развитию связной речи
-Ребята, чтобы написать творческие работы, надо помнить о том, что хороший текст-описание имеет несколько планов: звуковой, зрительный, эмоциональный и др. Планы эти создаются с помощью зрительных и звуковых образов и связаны с настроением и душевным состоянием человека.
- Надеюсь, что чуткое ухо даст вам возможность услышать приметы весны, а зоркий глаз – увидеть.

-Замечательный русский писатель, великий знаток и ценитель природы К.Паустовский говорил:
«Я уверен, что для полного овладения русским языком необходимо общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головкой из-под куста»





-Поэтому сейчас работаем с технологической картой. Это будет ваш рабочий материал к сочинению.


- Ребята у каждой группы на столе текст:
А.П.Чехов «Весной»

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края и до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

-Ваша задача: прочитать текст, дать его краткий анализ по схеме.

Ответьте по группам на вопросы:

1 группа – найдите в тексте слова, передающие цвет;
2 группа – звук;
3 группа – состояние души;

Все – состояние природы (движения, действия)
-запишите в карту









3 группа: мини-сочинение на эту же тему.
























Карточки с текстом























Дети читают текст вслух, анализируют








Выполняется работа в группах по тексту и с технологическими картами


X. Самостоятельная работа учащихся

(индивидуальная помощь) и проверка XI. Проверка выполнения задания
XII. Устное составление связного текста
- Ребята, мы с вами побывали в весеннем лесу. Составьте, пожалуйста, устно связный текст – описание на тему «Звуки весеннего леса». Вспомните, что вы услышали, увидели Закр. Глаза и ..







Музыка П.И.Чайковского «Времена года»



















Слайд 19
Чему мы учились на уроке? Что мы вспомнили на уроке? Что обобщили?


Слайд 20
(алгоритм работы над сочинением)
Слайд 21
«Спасибо за урок!»
VIII. Подведение итогов урока.

- Вот и подошел к концу наш урок Осталось нам подвести итоги.

- Подсчитайте, пожалуйста, какие кружочки заработала каждая группа?
()
-Это значит, что все сегодня прекрасно поработали.
Д\З: написать сочинение по рабочему материалу и опираясь на алгоритм. А в помощь вам я предлагаю книжки известных русских писателей о природе, о временах года.

Рефлексия (цветные магнитики)


- Спасибо за урок, ребята!







(дети подсчитывают и сообщают классу)

Книжная выставка (если позволит время, прокомментировать)








Приложения к уроку:

технологическая карта (на каждого ученика);
алгоритм работы над сочинением;
рисунки детей;
мультимедийная презентация,
кружочки (желтые, красные, оранжевые), коробочка, на доске – табличка;
карточки с заданиями;
тексты на каждую группу;
музыкальное сопровождение;
рабочие тетради учащихся;
на доске план урока;
книжная выставка;
цветные магниты.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15