Методическая разработка итогового занятия «В гостях у хозяюшки-мастерицы».

Министерство образования Московской области
Управление образования Администрации г.о. Электросталь
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Росток»




Методическая разработка итогового занятия
«В гостях у хозяюшки-мастерицы».


Разработала:
педагог дополнительного образования
Кузмичёва Наталья Александровна.




























г. Электросталь
2010 год
Аннотация.
Занятие «В гостях у хозяюшки-мастерицы»
(рассчитано на детей от 9 до 12 лет, третий год обучения)
(с приглашением родителей).
Время занятия 1,5 часа.
В данной методической разработке рассматривается опыт интеграции на занятиях декоративно-прикладного творчества по дополнительной образовательной программе «Изобразительное искусство и роспись» таких видов деятельности, как роспись, изучение русской народной культуры, музыки и литературы.
Проблема воспитания бережного отношения к русским традициям и народному творчеству, развития чувства гордости за свою родину очень актуальна и значима при обучении детей младшего и среднего школьного возраста.
Занятие является итоговым в тематических блоках «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Гжель». Разработано с использованием игровых технологий, элементов праздника, индивидуальных и групповых форм работы, что позволяет наиболее наглядно продемонстрировать результаты, полученные в процессе обучения учащихся на данном этапе освоения этих блоков, дать возможность детям в полном объёме проявить свои таланты, приобщить родителей к творческой жизни коллектива. Как показала практика, такие занятия мотивируют ребят к творческой активности, повышают посещаемость и уровень работ, выполненных детьми.
Включение родителей в процесс обучения позволяет добиться лучшего взаимопонимания между детьми и родителями, родителями и педагогом.
Эта методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, учителям, воспитателям.
Данное занятие разработано и скоректированно исходя из многолетнего педагогического опыта Кузмичёвой Натальи Александровны.
В приложении представлены образцы работ, выполненных обучающимися на данном занятии.








Кузмичёва Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ЦДОД «Росток» г.о. Электросталь Московской области,
высшая квалификационная категория,
моб. тел.: 89687949717
раб. тел.: 8(496)5747295

Пояснительная записка.

К сожалению, сегодня культура не выполняет защитных функций по отношению к духовному здоровью человека и становится опасной, особенно для подрастающего поколения.
Занятия по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству дают большие возможности в развитии, обучении и воспитании детей и подростков, способствуют удовлетворению и развитию эстетических потребностей, приобщению их к общечеловеческим ценностям и художественной культуре.
Мониторинг детей младшего и среднего школьного возраста показал очень слабый уровень знаний о русской народной культуре, традициях и промыслах.
В программе «Изобразительное искусство и роспись» большое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству с акцентом на русскую народную культуру, что очень актуально на сегодняшний день в воспитании подрастающего поколения. Немаловажно и то, что дети имеют возможность специализации на втором году обучения (с учётом возраста и индивидуальных способностей). Такой подход позволяет в полной мере раскрыть и развить способности каждого ребёнка.
Методическая разработка итогового праздника «В гостях у хозяюшки-мастерицы» имеет художественно-эстетическую направленность. Данное занятие способствует развитию и формированию целостной личности, приобщению подрастающего поколения к гуманистическим идеалам, формированию неравнодушного и бережного отношения к истории, культуре своего народа, отечества, раскрытию творческого потенциала личности.
Наилучших результатов позволяет добиться интеграция декоративно-прикладного искусства, истории, народной музыки, литературы и фольклора, так как даёт возможность воздействовать на духовную сферу ребёнка через все органы чувств и учесть индивидуальные и возрастные особенности детей.
Присутствие на занятии родителей мотивирует учащихся на достижение наилучших результатов и способствует приобщению родителей к творческой жизни их детей и коллектива (для чего включена рефлексия родителей).

Ожидаемые результаты:

1. Проявляют устойчивый интерес к изобразительной, декоративно-прикладной деятельности, к освоению и поиску нового и дополнительного материала, изредка стимулируемый педагогом.
2. Знают и дорожат основными традициями русского народа и декоративно-прикладного искусства (Городецкий, Хохломской и Гжельский промыслы).
3. Знают архетип-птица.
4. Уверенно владеют навыками росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
5. Умеют самостоятельно создавать композиции, гармонично размещать элементы на заданной форме.
6. Обладают развитым чувством цвета, творчеством и фантазией.
7. Проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира (природного и предметного), умение эстетически оценивать её.
8. Проявляют эмпатию, отзывчивость, доброжелательность в отношениях со сверстниками, взрослыми, адекватную самооценку.










































Конспект занятия по теме: «В гостях у хозяюшки-мастерицы»

Цель занятия: воспитание бережного отношения к народным традициям и искусству средствами декоративно-прикладного творчества, через погружение в атмосферу мастерских народных промыслов.

Задачи занятия:
Закрепить знания о народных промыслах (Гжельском, Городецком, Хохломском).
Изучить архетип – птица.
Продолжить отрабатывать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
Совершенствовать умения в создании композиции, гармоничного размещения деталей на заданной площади.
Научить, самостоятельно, выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развить чувство цвета, творчество, фантазию.
Закрепить интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Обогатить эмоционально-личностную сферу ребенка с привлечением литературных, музыкальных, художественных образов, диалог и погружение в атмосферу мастерской умельцев прикладного творчества.

План занятия
\5 мин.\ Организационный момент (хозяюшка встречает гостей-детей, организует их ).
\ 1 ч. 15 мин.\ Основная часть:
- повторение пройденного ранее материала, характерных особенностей промыслов (с включением чтения стихов детьми) - \ 20 мин. \;
- изучение нового материала (символика и архетип птицы в произведениях русского народного искусства) - \ 10 мин. \;
- выполнение практической работы (по группам: в одной группе дети выполняют птицу в росписях Гжели, другие в росписях Городца и Хохломы на фоне музыкального сопровождения и чтения сказки) - \ 45 мин. \
3. \7-10 мин.\ Заключительная часть:
- подведение итогов через мини-выставку с обсуждением работ;
- дарение сувениров гостям

Методические приемы:
Игровой элемент – имитация горницы в русской избе, мастерской народных умельцев
Беседа и демонстрация образцов разных народных промыслов;
Практическая деятельность детей;
Чтение стихов, слушание музыки, диалог;
Совместное обсуждение разнообразия композиционного решения, колорита, составных элементов росписи на примере образцов и в работах детей;
Примеры и совместное обсуждение образа птицы и ее символики в народном фольклоре и декоративно-прикладном творчестве.

Необходимые материалы и оборудование:
изделия Хохломы, Гжели, Городца;
плакаты;
рабочие тетради по росписи;
деревянные заготовки с начатыми работами;
гуашь, кисти, тряпочки, банки с водой, палитры.
Литературный ряд:
Попова О., Каплан Н. Русские художественные промыслы. М., 1984.
Синявский П. Синяя птица. М., 1986.
Яхнин Л. Веселое слово Хохлома. М.: Малыш, 1989.
Финист – ясный сокол. Русская народная сказка.
Музыкальный ряд:
Народные песни в исполнении Государственного оркестра народных инструментов (аудиозапись).
Перед проведением занятия проводится большая подготовительная работа. Обычный кабинет оформляется детьми под интерьер русской горницы (результат проектной деятельности ). Для хранения образцов декоративной росписи обязательно присутствует сундук, изготовленный тоже в результате проектной деятельности. Педагог одет в русский народный костюм. Желательно, чтобы и дети были в костюмах. Должна быть подготовлена фонограмма музыкального сопровождения праздника с элементами театрализации. Дети заранее разучивают свои роли и стихи.


Ход занятия
Класс оформлен для проведения интегрированного занятия «Народные промыслы». Все подготовлено для работы детей в «художественных мастерских» по различным промыслам:
хохломские мастера (1 стол);
городецкие мастера ( 2 стол);
гжельские мастера ( 3 стол).
В горнице сидит хозяйка (педагог), одетая в русский народный костюм (звучит народная музыка).
Входят дети и встают около хозяйки, здороваются и отдают ей и гостям низкий поклон.
1-ый учащийся:
«Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, братцы, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка:
Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит.
Посмотрите! Что за вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты,
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в Росси чудо люди – мастера!»
А вот какие это промыслы, вы сами догадайтесь. Достает из сундука (расписной коробки) гжельские изделия и дает в руки первым трем учащимся. Ребята разглядывают изделия и по очереди читают стихи.

1-ый учащийся:
«Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой милой российской природе
Слышится эхо негромких мелодий,
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает (обращается к родителям)- Гжель васильковая,
Незабудковая (обращается к родителям)- Гжель».

(в стихах используется приём загадки для вовлечения гостей и родителей в процесс праздника).

2-ой учащийся:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!».

3-ий учащийся:
«Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая - Гжель!».

Хозяюшка:
Что за чудо эта Гжель! В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно-вкусной. А какие элементы гжельской росписи вы знаете?
Диалог между хозяюшкой детьми и родителями об особенностях выполнения гжельских изделий и истории промысла.
Примерные вопросы:
- Где возник этот замечательный промысел?
Какие основные цвета присутствуют в гжельских изделиях, и каким образом такие цвета получают в процессе изготовления изделий?
А полюбуйтесь-ка, что тут у меня еще есть. Достает из сундука хохломские изделия и передает их следующим трем учащимся.

4-ый учащийся:
«И богата, и красива, гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши. И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин, маки солнечного света
И ромашки луговин».

5-ый учащийся:
«Как волшебница жар-птица не выходит из ума
Чародейка, мастерица, золотая .- Хохлома.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы».

Хозяюшка:
Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно-вкусной. Диалог между хозяюшкой и детьми о принципах выполнения хохломских изделий и истории промысла.
Примерные вопросы:
Какие цвета характерны для хохломской росписи?
А какие элементы хохломской росписи вы знаете?
Какова технологическая последовательность в изготовлении хохломских изделий?
Где возник и развивался этот замечательный промысел?

Ответы детей.

Хозяюшка:
Посмотрите ребятушки, что за изделия у меня еще остались в чудном сундуке. Что это за промысел? Поделки отдаются следующим двум-трем учащимся.

Дети хором:
Городец!

6-ой учащийся:
«Есть на Волге город древний, по названью – Городец.
Славится на всю Россию своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя».

Хозяюшка:
Посмотрите же, гостюшки дорогие, на городецкие изделия. Достойны они восхищения?
Нет сомненья. Да, красота дивная! А можете ли вы сказать, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера? Что отличает городецкую роспись от других? Какие элементы часто повторяются в городецкой росписи?
Ответы детей.

7-ой учащийся:
Милая хозяюшка, очень красиво и уютно у тебя в горнице. Но вот смотрю, на столах у тебя лежат еще и незаконченные изделия.

Хозяюшка:
Это я гостюшки дорогие готовлюсь к ярмарке. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли мне? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Ответы детей:
Мы с удовольствием поможем тебе, хозяюшка.

Хозяюшка:
Тогда, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров – кто в гжельских, кто в городецких, а кто и в хохломских. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено место со всем необходимым (отдельный стол). Проходите и садитесь (хозяюшка (педагог) напоминает учащимся о технике безопасности). Ребята, посмотрите на образцы внимательно. Что общего в рисунках изделий различных промыслов?
Ответы детей:
Хозяюшка:
Правильно. Здесь везде изображены птицы. А как вы думаете почему? Где еще в народном искусстве используется символ птицы?
Ответы детей:
Диалог педагога с обучающимися о роли символа птицы в русском народном искусстве и жизни:
Хозяюшка (педагог) задает вопросы детям и родителям о том, что значили символы разных птиц для русского народа и дополняет ответы детей информацией об особенностях изображения этих символов. Вместе обсуждают примеры использования символов разных птиц в украшении предметов быта, в декоративно-прикладном творчестве.
Петух – солнечная птица, вещун.
Павлин – астральная символика изобилия, бессмертия, красоты.
Голубь – душа.
Сорока, синица – одна из двух душ, имеющихся у человека.
Глухарь, глухарка – вторая душа (приходит только во сне).
Ворон – мудрый как предки, хитрый.
Журавль – вестник плодородия.
Орел – символ солнечной силы, огня и бессмертия, символ богов и власти.
Лебедь – богиня, женское начало, нежность и красота.
Сирин (сова, серена) – посланец от Всевышнего.
Жар-птица – солнце.
Финист (феникс) – вещая птица, которая может подсказать человеку, как достигнуть совершенства.
Хозяюшка:
Вот, оказывается, какое важное место занимает символ птицы в русском народном творчестве.
Ребята, пока вы будете расписывать изделия к ярмарке (деревянные заготовки разной формы), я расскажу вам мудрую русскую народную сказку «Финист – ясный сокол».
Во время работы детей и чтения сказки звучит тихая музыка русских народных инструментов.
Диалог педагога с обучающимися:
После того как прозвучали последние слова сказки, хозяюшка (педагог) обращается к детям со словами: «Чем же помог Финист – ясный сокол Тане? Что изменилось в ней, и какой она стала? Чему учит эта сказка? Совместное обсуждение.

Хозяюшка:
Ай, да молодцы помощники вы мои дорогие! Какие замечательные работы у вас получились (после окончания работы детей над росписью изделий). Теперь и не стыдно на ярмарку ехать.

Подведение итогов. Работы раскладываются на столе. Подводятся итоги. Ребята отмечают особенности росписи каждой работы, отмечают, что больше всего понравилось друг у друга. Делятся своими впечатлениями о проделанной работе.
Хозяюшка:
Спасибо вам, хорошие мои!.



Дети:
И тебе спасибо, хозяюшка, за гостеприимство и за науку. Мы хотели бы передать нашим гостям (родителям) частичку нашей любви к народному искусству, вот эти сувениры.
Дарение детьми сувениров (приготовленных заранее изделий из глины, соленого теста) родителям (гостям).
Небольшой опрос для родителей (что понравилось, что нет, какие есть предложения и т.д.)

Дети убирают рабочее место за собой, собирают кисти, краски и т.д., прощаются и уходят.





Список литературы:

Каршинова Л.В. Лекции по народной культуре. – М., 2006.
Попова О., Каплан Н. Русские художественные промыслы. – М., 1984.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5 кл. по программе Неменского Б.М. – Волгоград: Учитель, 2006.
Синявский П. Синяя птица. – М., 1986.
Скоролупова О.А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М., 2005.
Яхнин А. Веселое слово Хохлома. – М.: Малыш, 1989.









































13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415