Презентация Методы и приёмы устранения пробелов в знаниях обучающихся
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОТРАБОТКИ ДЕФИЦИТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся.
Из энциклопедического словаря: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека ».
Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средства – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Как здание начинает возводиться с фундамента, так и мышление школьника можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Главная задача Учителясоздать каждому ученику ситуацию успеха. успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Причины пробеловпропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;неблагополучная семья;проблема «улицы»;прогулы;
Особенности неуспевающих учащихсянизкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Задачисоздать благоприятную атмосферу на уроке;своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Чтобы повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности; Проветривать кабинет; Проводить физминутки; Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности
Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы; Задания с выбором ответа; Карточки – тренажеры; Творческие задания; Карточки-с образцами решения.
Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий.1. После проведения любого контроля знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, зачет) составляется таблица индивидуальных проблем каждого обучающегося по той или иной теме. Это помогает систематизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и работу над ошибками.Например:
Контрольная работа: Цилиндр, конус.1. Высота конуса 2см, а образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60º. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса.2. В цилиндре с высотой 8см площадь осевого сечения 112см2. Найдите а) радиус цилиндра; б) площадь полной поверхности; в) объем цилиндра;*г) площадь сечения цилиндра, параллельного оси и отстоящего от нее на 4см.
Анализ работы (делается по горизонтали).Задача № 1.Ошибки при:1. выполнении чертежа;2. определении элементов конуса:а) вершины,б) образующей,в) высоты,г) радиуса,д) осевого сечения;3. определении тангенса, синуса, косинуса;4. нахождении неизвестного члена пропорции;5. написании формул:6. выполнении арифметических операций.Задача № 2.Ошибки при:1. выполнении чертежа;2. нахождении элементов цилиндра:а) образующей,б) высоты,в) радиуса,г) осевого сечения,д) сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси,3. определении формулы площади прямоугольника;4. решении линейных уравнений вида: ах = в;5. написании формул:6. записи теоремы Пифагора и нахождении неизвестного катета.
1. В таблице регистрации пробелов список обучающихся группы располагаю по вертикали, по горизонтали перечисляю наиболее часто встречающиеся ошибки, трудно усваиваемые понятия, способы действия и т. д.2. Обнаруженный по результатам проверок знаний обучающихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус ( « - »).3. Копию таблицы можно поместить на стенде в кабинете.4. Копию таблицы каждый обучающийся переносит в свою рабочую тетрадь, где для этого специально отведены последние листы.5. Обучающийся выходит отвечать к доске с рабочей тетрадью, и ему задаются дополнительно к ответу один-два вопроса на формулировку или применение правила, вызвавшего затруднение.6. Если пробел ликвидирован, то в таблице пробелов знак «-» заменяется на знак «+».7. Работа по устранению пробелов в знаниях проводится на консультациях и дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для каждого обучающигося различное. Оно определятся количеством пробелов и успешностью их устранения.8 . Часто создаётся группу обучающихся с идентичными пробелами.9. На каждом уроке проводятся разминки - «пятиминутки» для актуализации опорных знаний по предмету и повторения необходимых формул, теорем, которые будут использованы при изучении нового материала
2. Ликвидация пробелов в знаниях проводится дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.
Примеры дифференцированных заданий.1. Задания с алгоритмом выполнения (для более сильных обучающихся).№1. Найдите угловой коэффициент касательной к функцииу = х3 – 4х2 + 5 в точке х0=0,5.План РЕШЕНИЯ:1. Вспомните, чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции.2. Найдите производную функции.3. Вычислите значение производной функции в точке х0 = 0,5.4. Запишите ответ.
2. Задания с образцами решения (для слабых обучающихся)3 . Задания со вспомогательными вопросами.Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь обучающимуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или акцентировать внимание обучающигося на нужном материале.Пример.Задание.Доказать признак параллельности прямой и плоскости.Вопросы к доказательству.1. Какую плоскость надо построить? Сколько таких плоскостей можно провести? Почему?2. Каково взаимное положение данной и построенной плоскостей?3. Каким методом доказывается теорема? В чем его сущность?4. Как будет расположена прямая по отношению к линии пересечения плоскостей? Что отсюда следует?5. Какое противоречие с условием получено?6. Сделать вывод.Это же задание для более сильных обучающихся.Вопросы к доказательству.1. Какое дополнительное построение надо выполнить?2. Каким методом доказывается теорема?3. Что получено в результате предположения?4. Сделать вывод.
3. Проблемы с успеваемостью появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов.Можно выделить два варианта этой работы.1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом урока.2. Независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, необходимо использовать специально спроектированный этап своевременной «доводки» понимания и отработки умений по использованию полученных знаний в разных задачах.
Закрепление может проводиться:1. Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Данный повтор не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное.2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы,Выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном.3. Подведением итогов по изученному материалу обучающимися, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований.4. Составлением плана изученного материала или повторением изученного по плану, заданному перед началом знакомства с материалом.5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач.6. Комментированием образцов готовых решений.7. Решением в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования.8. Переформулировкой определений, пересказом информации, составлением планов и алгоритмов деятельности.
Важное значение в работе со слабоуспевающими является также развитие у них познавательного интереса к предмету.Познавательный интерес – это внутренний глубинный мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Несколько полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими:-помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая,Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается,Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит.Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе.На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания.Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.
Спасибо за внимание!