ПРОЕКТ «Живёт одна газета» (из истории возникновения школьной газеты «Ухтомский меридиан»)
ПРОЕКТ
«Живёт одна газета»
(из истории возникновения школьной газеты «Ухтомский меридиан»)
Научные руководители проекта:
Педагог-психолог Горячева Наталья Валерьевна,
Главный редактор Валентин Дмитриевич Чулков.
Авторы проекта (редколлегия проекта):
Васильева Татьяна – 9 «Б» класс,
Дёмина Анастасия – 9 «А» класс,
Иевлева Екатерина – 9 «А» класс,
Кулак Дарья – 11 «А» класс,
Куликова Оксана – 9 «А» класс,
Левинте Алина – 10 «А» класс,
Мартиросян Артур – 4 «В» класс,
Мензарар Виктория – 10 «А» класс,
Новоселова Дарья – 11 «А» класс,
Ступина Елена - 4 «В» класс.
Цель нашего проекта:
Исследовать значение школьной газеты как стимула к учёбе для достижения успеха
Задачи проекта:
Изучить и выявить, как работа в школьной газете способствует повышению мотивации к успеху и помогает в выборе дальнейшей профессии.
Изучить и выявить, как сотрудничество со школьной газетой способствует повышению мотивации к успеху и личностному росту.
Изучить и выявить, как регулярное чтение школьной газеты способствует повышению мотивации к учению и успеху.
Методы исследования:
Опрос.
Метод наблюдения.
Нашему Центру образования № 1602, расположенному в тихом зеленом, почти деревенском уголке старой Москвы, уже почти сто лет. Ухтомка, место, где находится наша школа, - это маленькие домики, сады с яблонями и вишнями, сирень в цвету. Поют соловьи, выбивают барабанную дробь дятлы, летают разноцветные бабочки и стрекозы. И вот среди этой пасторальной картинки давным-давно появилась школа. Сначала это был просто бревенчатый дом, потом достроили второй этаж. В 60 – е годы ветхий старый дом сломали и построили большое 3-этажное здание. Время шло, ветшало и оно. И вот в 2012 году на том самом месте, где была самая первая школа построили огромный 4-этажный комплекс из нескольких соединенных между собой корпусов. Несмотря на многократное изменение внешнего вида и названия, называют его по-прежнему - «Наша родная школа». Сколько разных, веселых и печальных, событий она видела за свою жизнь, и не сосчитать. С возрастом наша школа не стареет, как можно было бы предположить, а становится все краше, все новее и интереснее для всех, кого согревает в своих стенах. У нас богатые традиции, множество интересных и важных событий сопровождают жизнь и учеников, и их родителей, и педагогов. Дети активно занимаются в различных секциях и кружках, имеют и успешно развивают разносторонние интересы.
Уже давно стало понятно, что на многочисленных стенгазетах многие интересные события не помещаются, а родители часто и вообще не могут их увидеть. Мысли: «Как же быть в этой ситуации? Как и где размещать большие объемы информации?» возникали много раз. Однозначного ответа не было, пока однажды ученик мечтательно не произнес: «А вот если бы у нас в школе была своя газета! И любой ученик мог там печататься. Вот было бы здорово!» Мысль пришлась ко двору, и работа закипела.
Новизна окрыляет. Редколлегия во главе с главным редактором нашей новой газеты, профессиональным журналистом Чулковым Валентином Дмитриевичем потратили немало времени, разрабатывая концепцию, идеологию и главные направления будущего издания. Много времени ушло на выбор названия. Даже провели в школе конкурс с тайным голосованием, ведь серьезно рассматривались 36 вариантов. Безоговорочно победил «Ухтомский меридиан»! Решили так: наша газета будет служить средством информации не только для школы, но и для жителей микрорайона, в котором она расположена. Аббревиатура названия – «УМ», что говорит само за себя. Также «УМ» можно расшифровать, как «Учащаяся молодежь»! Стало быть, в газете человек учащийся поставлен во главу угла.
Итак, «УМ» - газета об учащихся, для учащихся и создаваемая самими учащимися. Ученик в «УМ» - центральная фигура.
Если же газета предоставляет слово учителям, родителям, интересным людям, рассказывает о событиях в районе и его окружении, то такие материалы публиковаться будут также с учетом интересов ребят. Ведь пространство школы, каким бы замечательным оно ни было, иногда стесняет учеников. Им хочется чего-то большего. Изначально было решено, что «география» и тематика газеты будут широки, а круг авторов, жанры публикаций ограничены только фантазией самих авторов. Любой житель республики «УМ» может выразить в газете свое мнение, оспорить чье-то утверждение, если оно кажется ему неверным или сомнительным, при условии, что оспорит грамотно, аргументированно и убедительно.
Большую помощь и содействие в вопросе становления газеты УМ с первых номеров оказывает директор нашей школы Ирина Леонидовна Аникина. Многие годы сама печать издания финансировалась при помощи Ирины Леонидовны. Также она лучше всех знает обо всех школьных делах и событиях и часто советует редколлегии, на что обратить внимание, о чем желательно написать, предлагает темы для рубрик «Перекресток мнений», «Советы специалиста», при этом никогда не навязывает свое мнение, а ратует за объективное освещение событий.
Формирование редколлегии сложностей не вызвало. Недостатка в желающих работать не наблюдалось. Но, в силу быстробегущих школьных лет, состав редколлегии менялся часто. Ведь начинают сотрудничать с газетой ребята чаще с 4 – го класса, а в середине 1 – го на газету часто не остается времени - подготовительные курсы, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ, выбор вуза.
На первых порах было множество самых разнообразных предложений. Например, приходили ребята, желающие вести рубрики: «Из жизни насекомых», «Профилактика насморка и кашля у обитателей аквариума» (к слову, автор нереализованной тогда рубрики закончила позже Ветеринарную академию им. Скрябина, защитила кандидатскую, успешно лечит зверей в Москве). Нас почти одолели авиа-, судо- и автомоделисты, юные и поэтому особенно рьяные филателисты, художники и поэты всех жанров и стилей, приверженцы точных наук. С носителями и приносителями идей сталкивались два газетных начала: «Газета не резиновая!» и «В газету должно поместиться все!» А она – четырехполоска, формата А4.
Можно себе представить, сколько сил редколлегия потратила на формирование первого номера! Хотя знали и наметили заранее основные направления, темы, рубрики в соответствии с характером газеты, обилие разнообразного материала, который казался важным и нужным, очень затруднял отбор для публикации. Размер, жанр, место должны были соответствовать значимости. Глаза разбегались.
И все-таки, как и планировали, первый номер УМ вышел 1 сентября 1999 года. Событие было воспринято как праздник. Поздравляли все и всех. Люди, не связанные со школой, недоумевали: «Одна школа? О чем можно тут писать? Темы быстро исчерпаются! Что там может происходить?» Ах, если бы они окунулись в школьную жизнь, динамичную, многогранную и многострадальную, с неожиданными поворотами! Если бы смогли проследить хотя бы один цикл превращения шустрого первоклассника в выпускника, победителя олимпиад и конкурсов, медалиста! Рождение и триумф КВН, музыкального салона, театральной студии, ансамблей, семейного клуба «Дом» (Добро, Общение, Мир)
Тогда бы у окружающих не возникало сомнений, исчерпаемы ли темы в школе или это постоянно пополняемый кладезь. А прошлое? История школы, корнями уходящая в далекий 1918 год? Между прочим, пение одно время преподавал бывший регент хора Храма Христа Спасителя (еще того, первого) М.В.Карпов. Выпускники 1941 года все как один шагнули в огонь Великой Отечественной войны. А какие замечательные педагоги работали и сейчас работают здесь!
Постепенно процесс производства газеты приобрел стабильный характер. Газета определилась по форме: в верстке, чередовании и размещении материалов различных жанров и рубрик. В процессе «жизни» УМ устоялись жизнеспособные рубрики, которые и поныне существуют в газете. Самые популярные «Перекресток мнений», под которой высказываются в каждом номере 7-8 учащихся, затрагивая при этом какую-то одну, но очень важную в настоящий момент тему.
Газета – существенное подспорье специалистам школы (психологам, логопедам, медикам). По инициативе педагога-психолога Натальи Валерьевны Горячевой в 2004 году обрела вторую жизнь рубрика «Советы специалиста», которая до этого времени не была постоянной. Зачастую психологические проблемы учащихся и пути их решения схожи и психолога вдохновила идея давать в каждом номере УМ краткие психологические рекомендации и советы, а также отвечать на вопросы родителей и самих учащихся. С 2004 года практически нет номера без «СП». Идею оценили и другие коллеги. Так в «СП» появились статьи психологов Татьяны Викторовны Аургринде и Анны Дмитриевны Нарядчиковой, логопеда Натальи Евгеньевны Антипенко, а также школьного врача-педиатра Татьяны Ивановны Жилкиной. Все статьи отличаются практической направленностью и полезны ученикам, их родителям и педагогам. Некоторые статьи даже были перепечатаны другими СМИ.
В рубрике «Трибуна завучей» отражается ход и особо ответственные моменты учебно-воспитательного процесса, «на спортивной орбите» - информация о соревнованиях, Днях здоровья, достижениях и победах наших учеников.
Особо читаема и почитаема рубрика «Ответы Васи Скворобьева» - ведь это не просто смешные случаи и анекдоты из школьной жизни – ученики приносят их сами, рассказывая о смешинках, произошедших во время уроков, перемен, прогулок в динамический час, во время экскурсий и походов. Основных критериев отбора материалов этого раздела два: во-первых, чтобы было действительно смешно, забавно и поучительно; во-вторых, чтобы никому не было обидно.
Среди устоявшихся, но используемых реже рубрик, можно выделить «Педагогическая гвардия» - интервью учащихся с заслуженными педагогами, «Наши выпускники», где ребята, окончившие школу, рассказывают о своих успехах и свершениях (а их немало), в рубриках «Цивилизация юных» и «Милосердие» наши ученики-волонтеры рассказывают о добрых делах, которые они сделали и о благотворительных акциях, в которых можно участвовать всем желающим учащимся школы. «Глобус» рассказывает об интересных местах, путешествиях и экскурсиях, которые уже посетили наши маленькие путешественники или о новых, только что проложенных маршрутах. Все ждут и с удовольствием читают новые материалы рубрик «В копилку добрых дел», «Прошу слова» (наши предложения), «Встреча» и другие. Поскольку событий много, а места мало, стали использовать «ФАКС» (факты, аргументы, комментарии, события) – подборку из коротких (5-20 строк) заметок. Читаются они с интересом. Информационная насыщенность высока.
Может показаться странным, что фотография как иллюстрация в УМ не стала популярной. Ее успешно заменил рисунок на злобу дня. В совокупности со стихотворением, помещенные на первой полосе, они дают «запев» всему номеру. Хотя, в плане трудозатрат (поиск темы, художника и концепции) рисунок сложнее фото.
Сейчас без газеты наш Центр образования и не представляется. УМ врос в жизнь школы. Ни одно важное и интересное событие не остается без внимания нашей газеты.
В сентябре 2014 года мы отметили 15-летие. Срок немалый – с газетой вместе выросло 14 выпусков школьников. На кого-то она оказывала влияние, а кто-то помогал формировать и ее внешний облик, и внутреннее содержание. За эти годы в газете оставили добрый след многие учащиеся: Аня Голованова, Алла Мсльникова, Женя Бодрова, Володя Сафонов, Нина Петрова, Ира Тарасова, Олег Борисов, Наташа Мудрецова, Дима Хазов, Юля Иванова, писавшая замечательные стихи и ставшая редактором телевещания в г. Люберцы. Это выпускники-начинатели газеты. Они учили тогда еще маленьких читателей тонкостям газетного дела. Им на смену пришли другие: Ира и Сережа Тарасовы, Боря Думбадзе, Артем Писаренко, Антон Базин, Маша Варламова, Наташа Елецкая, Юля Грызунова, Олег Борисов, Артем Романов, Оля Богданова, Женя Яковлева. Если написать авторов УМ, взяв только по одной фамилии из каждой газеты, то получится список из 143 фамилий. А если представить, что над каждым номером газеты работают около 10 человек (авторы, корреспонденты, оформители, художники, поэты и т.д.), можно понять, какую роль УМ сыграла в жизни и формировании успешности каждого школьника.
Ежегодно в нашем Центре образования проходит Вечер Встреч Выпускников. И кто-нибудь из них непременно спросит: «А наша газета выходит?» Вопрос звучит с теплотой и заинтересованностью. Чувствуется, что хорошее и теплое чувство оставила в душах газета. А у некоторых, таких наберется человек 6, работа в газете во время школьной жизни, стала дорожкой к будущей профессии в средствах массовой информации. Значит, для кого-то наша газета стала дорогой в жизнь.
Наша газета продолжается, заканчивают школу и уходят из редколлегии одни ребята, им на смену приходят подросшие другие. Меняется стиль газеты, актуальными становятся совсем иные темы, даже пишут ребята сейчас по-другому.
Редколлегия сейчас – это:
Васильева Татьяна – 9 «Б» класс,
Дёмина Анастасия – 9 «А» класс,
Иевлева Екатерина – 9 «А» класс,
Кулак Дарья – 11 «А» класс,
Куликова Оксана – 9 «А» класс,
Левинте Алина – 10 «А» класс,
Мартиросян Артур – 4 «В» класс,
Мензарар Виктория – 10 «А» класс,
Новоселова Дарья – 11 «А» класс,
Ступина Елена - 4 «В» класс.
Вот что они говорят о себе и своей «газетной жизни»: «Все мы учащиеся нашей школы, работаем в газете не один год. Наступит время и мы закончим школу, завершим наше такое замечательное сотрудничество. Но всегда с теплотой будем вспоминать нашу газетную жизнь, наши бессонные ночи, авралы и скоростное написание статей для некоторых номеров. Несмотря на усталость, мы чувствовали себя очень счастливыми в такие моменты – моменты выхода газеты в свет. Ведь это настоящее стоящее дело, газету прочитают школьники всех классов, принесут ее домой, дадут почитать родителям, друзьям и близким людям. И каждый найдет для себя что-то интересное, важное и нужное!
Мы растим смену – в этом году публиковались статьи и работы учащихся начальной школы. Наша школа без газеты и ее сердца и головы – редколлегии никогда не останется. Всегда найдутся мыслящие, стремящиеся и одухотворенные дети и подростки, для которых будет очень важно собирать и транслировать наш школьный уникальный опыт. И мы очень надеемся, что когда-нибудь нашей дорогой и любимой газете, как и нашей школе, исполнится 100 лет! »
Для того, чтобы познакомить жюри конкурса «Созидание и творчество» с нашей газетой практически, к автореферату проекта прилагаются:
1. Сканкопия одного выпуска газеты «Ухтомский меридиан» (4 стр.)
2. Ученики нашей школы сложили гигантскую улитку, на изготовление которой ушло 64 выпуска газеты «Ухтомский меридиан» (фотография).
Приложения (практическое применение проекта):
1.Приложение 1. Выпуск газеты «Ухтомский меридиан» (4 стр. - сканер);
2. Приложение 2. Улитка из 64 выпусков газеты «Ухтомский меридиан» (фотография).
14.02.2015 года
Педагог-психолог Горячева Наталья Валерьевна,
Главный редактор Валентин Дмитриевич Чулков.
Приложение 1.
Приложение 2.
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
Страница 1Страница 2Страница 3 15