Проект От школьной газеты к публицистике(изучение публицистического стиля)


Проект по теме:
«От школьных стенгазет и журналов к современной публицистике»
(обобщение темы «Публицистический стиль» 7-9 кл.)
Аннотация
21 век – это век новых технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь. Современное образование не осталось в стороне. На данный момент мы наблюдаем внедрение технологий в образование как на уровне средств обучения, так и на уровне методов. Уже трудно представить себе школьный урок без мультимедиа, электронных учебников, компьютерных технологий. Они помогают наглядно показать учащимся те или иные явления науки и жизни; экономят время на уроке, повышают интерес и мотивацию учащихся.
Новвоведения очевидны и в самих методах получения образования. Современная школа - это школа, по большей своей части, проблемного обучения. Одним из способов реализации проблемного обучения является метод проектов. Технологию проектной деятельности мы использовали при изучении темы «Публицистический стиль» (7 – 9 класс).
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. В своей работе мы развивали познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать имеющиеся знания (стили речи изучаются с 5 класса), ориентироваться в информационном поле, формировали критическое и творческое мышление. Для полного достижения поставленных целей мы совместили традиционные методы (текстоцентрический подход) и новые технологии (метод проектов) обучения.
Нами был разработан проект, который нацелен на изучение публицистического стиля (7-9 классы) на основе традиционной программы Т.А.Ладыженской, под ред. Н.Н. Шанского. Выбор данной темы обусловлен необходимостью обучения написания задания «С» (развернутого ответа в форме сочинения рассуждения/эссе/рецензии). В основе проекта лежит работа учащихся над текстами современных научно – популярных журналов для детей и подростков «Мы», «Юный краевед», «Мир детей и подростков». Учащиеся через изучение журналов для детей и подростков, а в частности через тексты этих журналов, определяют основные цели и задачи публицистического стиля, знакомятся с разными жанрами (эссе, статья, интервью, заметка, очерк и т.д.).
Считаем, что такой подход к изучению стиля позволит осуществить не только обучающие цели, но и воспитательные: - во-первых, средства печатных СМИ освещают разнообразные вопросы жизни нашей страны и её проблемы; - во-вторых, тексты газет и журналов повышают интерес к изучению русского языка, так как дают учащимся разнообразную информацию и приобщают их к миру взрослых; - в-третьих, неоценима идейно-воспитательная ценность актуальных материалов газет и журналов, умело и целенаправленно привлекаемых учителем для воспитания чувства патриотизма, для развития интереса к событиям международной жизни; - в-четвертых, материал печатных СМИ на уроке русского языка позволяет учащимся быть в курсе событий, происходящих в нашей стране и за рубежом. Таким образом, тексты печатных СМИ способствуют не только развитию коммуникативных умений учащихся, но и воспитывают и просвещают во многих вопросах современной жизни.
Данный опыт необходим учащимся, так как ученик творчески развивается, воспитывается, развивает свой кругозор, учится работать в коллективе, управлять своей группой, формируются его лидерские качества. Благодаря таким проектам формируется человек с необходимыми способностями для нормальной жизнедеятельности в современном обществе.
Методическая база.
Целью проекта является изучение публицистического стиля через исследование журналов для детей и подростков, а также текстов этих журналов, текстов, к собственным публицистическим текстам разных жанров и своему школьному журналу «Всезнай».
Задачи проекта:
Познакомить учащихся с современными научно-популярными журналами для детей и подростков «Мы», «Юный краевед», «Мир детей и подростков»;
Исследовать журналы для детей и подростков и выделить характерные черты публицистического стиля и его особенности;
На примерах текстов печатных изданий рассмотреть основные жанры публицистического стиля.
Приобщить учащихся к чтению текстов публицистических журналов;
Развивать коммуникативную культуру учащихся.
По итогам проекта ученик должен:
Знать: определение публицистического стиля, его особенности;
Уметь: определять жанры текстов публицистического стиля;
выделять языковые средства публицистического стиля;
Владеть:навыками написания публицистических текстов разных жанров для школьного журнала «Всезнай».
По окончанию проекта учащиеся совместно с учителем разрабатывают и выпускают свой школьный журнал «Всезнай», в котором будут печатать свои собственные тексты.
Использованная литература: научно-популярные журналы для детей и подростков «Мы», «Юный краевед», «Мир детей и подростков», учебники по русскому языку для 7-9 классов традиционной программы Т.А. Ладыженской, под ред. Н.Н. Шанского.
Техническая база: проектор, электронная доска, мультимедиа.
Фрейм проекта
Этап проекта Действия учителя Действие учеников
1.Подготовительный Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся, формирует творческие группы. Озвучивает проблему проекта и цель. Затем, предлагает темы на выбор учащимся для их работы. Участвует в обсуждении микротем. Помогает в составлении тезисов выступления учащихся.
Выделение микротем:
Понятие о публицистическом стиле(группа 1);
Журнал «Мы»( группа 2);
Журнал «Юный краевед» (группа 3);
Журнал «Мир детей и подростков» (группа 4).
Составление тезис – плана для работы в микрогруппах 2-4:
Название журнала/газеты;
Краткая история журнала/газеты;
Основные рубрики;
Особенности журнала/газеты;
Жанры текстов журналов и газет.
Учащиеся разбиваются на микрогруппы. Определяют тему своей работы.
2.Выполнение проекта Учитель консультирует, корректирует материал, принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта. Совместно определяют жанры выступления. Учитель контролирует процесс подготовки проектов учащихся. Учащиеся собирают материал по своей теме, составляют план, выбирают жанр выступления, оформляют полученный материал для дальнейшего его представления.
Определение ресурсов, литературы:
Номера газет/журналов для исследования;
Интернет ресурсы;
Учебные пособия.
Выбор метода, жанра, стиля презентации.
Стенгазета «Публицистический стиль» (группа 1);
Интервью с редактором журнала «Мы» (группа 2);
«Один день из жизни журнала «Мир детей и подростков» (группа 4);
Презентация журнала «Юный краевед» с докладом (группа 3).
3. «Тихая» презентация Учитель редактирует, уточняет и детализирует проекты микрогрупп, указывая на недочеты. Помогает соединить собранный материал в систему. Корректирует план и жанр проекта микрогруппы.
Представляют пилотный проект учителю.
4. Публичное выступление,
«Громкая» презентация Учитель выступает в роли эксперта, оценивает представленную презентацию, выступления учащихся, контроль знаний в разных формах.
Учащиеся представляют свои проекты всему классу.
Стенгазета «Публицистический стиль» (группа 1);
Интервью с редактором журнала «Мы» (группа 2);
«Один день из жизни журнала «Мир детей и подростков» (группа 4);
Презентация журнала «Юный краевед» с докладом (группа 3).
5.Рефлексия Учитель подводит итоги занятия, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи /неудачи. Учащиеся анализируют свое выступление, сдают оформленные материалы, используя прием «Тематического портфолио» (см.Приложение 1,2,3,4). Формируют опорный конспект «Публицистический стиль», которым учащиеся будут пользоваться в дальнейшем (В конспекте отразились: определение публицистического стиля, сфера употребления, жанры. Отличительные черты этого стиля от других).6. Итог Обобщив все знания о публицистическом стиле, ученики вместе с учителем разрабатывают свой журнал «Всезнай», в котором учитываются все специфики стиля и потребности аудитории.
Для всех желающих учитель дает дополнительное творческое задание: написать публицистический текст любого жанра для газеты или журнала
Публичная защита проекта
(сценарий)
Слово учителя.
Учитель: «21 век - век информации и технологий. Общество все больше внимания обращает на информированность человека. Чем больше ты знаешь, и чем быстрее приобретаешь информацию об окружающем мире – тем успешнее ты в жизни. Чтобы быть всегда в курсе всех событий следует читать современные журналы и газеты.
Цель урока: Повторить уже имеющиеся знания по публицистическому стилю и познакомиться с его жанрами.
Весь класс был разделен на четыре микрогруппы. Каждая группа получила задание для своего проекта. В течении 3-х недель вы работали над своими проектами. Сегодня каждая микрогруппа представит свою работу. После всех выступлений мы подведем итог и дадим оценку работе».
Выступления учащихся по группам.
Группа 1
(Стенгазета о публицистическом стиле с презентацией.)
Ученики представляют стенгазету «Публицистический стиль»
Ученик: «Нами бала разработана стенгазета «Публицистический стиль», в которой мы наглядно представили суть этого стиля, его особенности и отличие от других стилей».
Стенгазета «Публицистический стиль»
-842645-167005Публицистический стиль – это функциональный стиль языка, основная функция которого – это воздействие на человека.
538543577470Функции публицистического стиля:
Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей
Задача речи:
воздействовать на массовое сознание
призывать к действию
сообщать информацию
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
3848103555365
Ученик: «Публицистический стиль — функциональный стиль речи, основная функция которого воздействовать на слушателя или читателя.
Функции публицистического стиля:
Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей
Задача речи:
воздействовать на массовое сознание
призывать к действию
сообщать информацию»
Ученик: «Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата».
Ученик: «Лексика стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления от этих событий. Стиль характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. (Диаграмма)».
Учитель: «Хорошо. Давайте запишем основные положения публицистического стиля» (работает весь класс):
Публицистический стиль — функциональный стиль речи, основная функция которого воздействовать на слушателя или читателя.
Сфера употребления: публичные выступления, средства СМИ.
Задачи: воздействовать на массовое сознание, призывать к действию, сообщать информацию.
Лексика: общественно-политическая, экспрессивно-эмоциональная, используются все пласты лексики (как книжная, так и разговорная).
Учитель: «Учащиеся других микрогрупп исследовали журналы и представленные в них тексты. Пока группы будут представлять свои проекты, подумайте: Являются ли тексты журналов публицистическими? Ответ обоснуйте». ( самостоятельная работа учащихся)
Группа 2
Журнал «Мы» (интервью с редактором).
Ученик: «Результаты исследования журнала наша микрогруппа решила представить в форме интервью с главным редактором - Будниковым Геннадием Васильевичем.
Само интервью представлено как презентация.
В процессе беседы наша микрогруппа охарактеризовала журнал по заданному тезис-плану:
Название журнала/газеты;
Краткая история журнала/газеты;
Основные рубрики;
Особенности журнала/газеты;
Жанры текстов журналов и газет.
В конце нашей воображаемой «беседы» с редактором мы поздравили Геннадия Васильевича с пятнадцатилетием журнала и пожелали дальнейшей продуктивной работы».
Один ученик читает вопросы учеников в презентации, другой ученик ответы редактора
-20637518415
-20637536195
-206375264160
-2063753223260
-2063752945765-2063756259195-206375635
Группа 3
Журнал «Мир детей и подростков» (один день из жизни журнала).
Ученик: «Свой исследуемый журнал наша микрогруппа решила представить через знакомство с составлением одного из выпусков журнала «Мир детей и подростков».
Ученик: «Через основные этапы формирования выпуска журнала мы раскрыли основные пункты, данные нам за основу, тезис-плана».
Ученик представляет презентацию.


19050310007019050635





Группа 4
Журнал «Юный краевед» (сообщение с презентацией);
Ученик: «Исследуемый нами журнал – « Юный краевед». Научно-популярный краеведческий иллюстрированный журнал для детей и юношества «Юный краевед» - это своеобразный путеводитель по России. Читатели смогут увидеть нашу страну от Владивостока до западных областей, от Архангельской земли до Курска».

Ученик: «Журнал дает представление о современном состоянии природы и культурной жизни различных регионов. Статьи в журнале доступны и интересны по содержанию, они могут служить примером для начала собственных изысканий, знакомят детей и юношество с малоизвестными уголками нашей страны, памятниками истории и культуры.
В рубрике «Лаборатория краеведа» содержится алгоритм написания маленького исследования. Интересны разделы: «Точка на карте», «Работы твоих сверстников», «Музей своими руками», «Литературные маршруты», «Туристические тропы».

Ученик: «В адрес журнала приходит немало авторских исследовательских работ, которые находят достойное место на его страницах. Любой ученик школы, студент или человек, который хочет опубликовать свою исследовательскую работу в журнале, может прислать ее в редакцию».


Ученик: «Для всех, кто любит историю и желает ближе узнать нашу прекрасную Родину, этот журнал станет интересным и долгожданным подарком, ведь ничего подобного еще не издавалось. Журнал «Юный краевед»отмечен дипломом конкурса «Золотой фонд прессы 2009»



3. Рефлексия.
Учитель: « Ребята представили свои работы. Скажите, понравилось или нет работать по такому методу?»
Ученик: «Мне понравились все работы. Видно, что участники старались. Материал был интересен и познавателен. Я открыл для себя новые журналы, которые буду читать».
Ученик: « Я считаю. Что такая работа помогла нам еще больше разобраться в стилях русского языка. И теперь я никогда не ошибусь».
Ученик: «Мне понравилось. Особенно исследовать журналы. Это нестандартно и интересно».
4. Коллективная итоговая работа.
Учитель: «Каждая микрогруппа провела исследовательскую работу в своем проекте. Мы с вами определили основные черты публицистического стиля. Перечислите их».
Ученик: «Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ  (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата».
Учитель: «Я просила вас подумать над вопросом: являются ли тексты журналов публицистическими? Почему? Напишите сейчас ответ в форме эссе ( В эссе должны быть отражены следующие тезисы: тексты сообщают информацию, есть точка зрения автора, и он призывает к диалогу читателей, побуждает к осмыслению проблемы и выражении своей мысли. Написаны тексты доступным для читателя языком, практически нет терминов и терминологической лексики, в основном слова общеупотребительные.)»Читаем 2-3 эссе, разбираем их .Учитель: «Как итог нашего занятия, мы попробуем составить свой собственный журнал о жизни в школе».
-1111253524255. Разработка журнала.
-111125193675
Методические рекомендации учителя.
Данный проект можно использовать как на уроках объяснения нового материала, так и на заключительных занятиях по теме. Так же в работу могут быть вовлечены учащиеся 7-9 классов.
При работе необходимо пройти все этапы проектной деятельности. Учитель - тьютор для учеников. Он помогает и проверяет работы.
Особое внимание нужно обратить на этап «тихой»презентации – это первое представление учащихся своих работ. Здесь учитель сразу выявляет недостатки работы, помогает их исправить и дает правильное направление для дальнейшей работы учащихся.
На этапе «громкой» презентации группы представляют уже готовые работы.
Многие учителя пропускают этап рефлексии. Это является неправильным. Данный этап помогает снова обратиться к работам и исправить оставшиеся в работах недостатки, а также предупредить появление новых в других исследованиях.
Представленный проект – это современная разработка занятия на основе проектно-исследовательской технологии. Результаты деятельности по созданию проекта газеты наглядно свидетельствуют об интересе учащихся к работе, об их достижениях. Данная деятельность позволяет развивать у учащихся творческие способности, коммуникативные умения, способность работать в коллективе и мыслить нестандартно.