Урок русского языка натему Изъявительное наклонение

Аймагамбетова Саним Бисенбаевна, учитель русского языка и литературы
ГУ «Бейнеу гимназиясы» поселка
Бейнеу Мангистауской области
РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕМА: ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Цель:1. Содействовать формированию у учащихся понятия о наклонениях глагола, морфологических особенностях глаголов изъявительного наклонения;
2.помочь овладеть умениями и навыками правильного употребления временных форм глаголов в устной и письменной речи, навыками исследовательской деятельности;
Задачи:
1. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению их кругозора, развитию творческого мышления и навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;
2.Способствовать повышению культуры речи учащихся, воспитанию любви к слову, привитию интереса учащихся к предмету;
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков
Методы и приемы: объяснительный, поисковый, наглядный.
Новые подходы в обучении: ИКТ, критическое мышление, критериальное оценивание, выявление талантливых и одаренных
Формы работы: групповая, индивидуальная
Ресурсы: интерактивная доска ( далее ИД), оценочные листы, листы в формате А3,стикеры, презетационный материал, лингвистическая сказка, видеосюжет «Тамшалы».
Ожидаемые результаты: узнают о наклонениях глагола и о морфологических особенностях глаголов изъявительного наклонения, научатся грамотно употреблять их в речи, сотрудничать, осуществлять самооценку и взаимооценку.
 
Ход урока
Этапы урока
время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ресурсы
Оценивание

І Оргмомент
Создание коллаборативной среды.
3

1)Делит учащихся на 3 группы, употребляя ключевые слова по разделу «Местоимение» ;
2) Закрепляет умение отличать разряды местоимений.
1)Располагаются по группам по 4-5 человек.
2)Вспоминают вместе «золотые правила» работы в группе, назначают капитана команды
Оценочные листы, свод правил работы в группе в презента
ций


ІІ.Уплотненный опрос по пройденной теме:
1.Склонение местоимений;



5
1.Организует работу: -3 ученика склоняют отрицательные местоимения ( никакой, нечего и некого);

1.Склоняют местоимения
( никакой склоняется как имя прилагательное мужского рода; нечего не имеет формы именительного и винительного падежа; некого не имеет формы именительного п.)
оценочные листы,
ИД
Взаимопроверка групп, оценивание смайликами

2.Стратегия «Верные и неверные утверждения»
[3 ]


С остальными , используя прием «Верные и неверные утверждения » (Приложение№1), повторяет пройденные темы.
Настраивает учащихся на изучение новой темы путем включения некоторых ключевых понятий.
Если утверждение верное, то учащиеся поднимают большой палец руки вверх. Если утверждение неверное, то опускают вниз.

Формативное оценивание по технике «Сигналы рукой»

ІІІ Стадия вызова
Целеполагание

2
1.Обращает внимание учащихся на слова , выделенные в последнем вопросе ( глаголы) и дает задание определить морфологические признаки данных глаголов.
На формате А3 указывают морфологические признаки глаголов (находится, поросла,будет радовать)
А4, маркеры


І^.Стадия осмысления: исследовательская работа в группах с применением стратегии:
1. «Insert»
[2]



2
1.Рассказывает лингвистическую сказку (Приложение№2), развивает критическое мышление учащихся.

1.Аудирование лингвистической сказки о наклонениях глаголов c пометкой на полях.
Пометки:
Это я знаю
+ Это для меня ново.
? Это я не понял.
! Это было интересно.
[3 ]
Презентация на ИД, листы с лингвисти ческой сказкой



2.Мозговой штурм
[3 ]

3
2.Анализирует работы по пометкам на полях, путем наводящих вопросов помогает понять тему урока

2.Отвечают на вопросы , усваивают тему урока.
Вопросы:1 Как вы думаете , о какой грамматической категории глагола говорится в сказке? 2-4.Какое действие обозначают глаголы изъявительного (условного,повелительного ) наклонения? 5.Какие морфологические признаки имеют глаголы изъявительного наклонения?

3.Работа с эпиграфом к лексической теме урока


5
3.Читает эпиграф к уроку –слова К.Паустовского: "Любовь к родной земле невозможна без любви к ее природе", предлагает поразмышлять над высказыванием.

3.Записывают эпиграф в тетрадях,подбирают синоним к слову родина,
составляют словосочетания и предложения
рабочие тетради



4.Развитие критического мышления через чтение и письмо


5
4. Наблюдает и направляет работу учащихся по связному тексту «Жетысу» [1 ]
1-ая группа:1-2 предложения ;
2-ая группа:5-12 пр.;
3-ья группа: последние 4 предложения
4. Упражнение 2, на стр.107. [1 ]Читают связный текст, выписывают из текста глаголы в изъявительном наклонении, определяют морфологические признаки.

Учебник «Русская речь» для 8 класса, рабочие тетради
Словесное поощрение учителя.


5. Творческая работа учащихся с применением стратегии
РАФТ
[2 ]



10
5.Дает задание и инструкцию и дополнительный материал для выполнения задания
Роль
Аудитория
Форма
Тема

Экскурсовод
туристы
Монолог
Золотое кольцо Жетысу

Ручеек
посетители
диалог
Страх ручейка

Дедушка
внуки
письмо
Береги землю отцов!



^ Стадия рефлексии
5
1. Дает инструкцию о проведении обратной связи по технике «Две звезды и одно пожелание » [3 ]
Заполняют листы рефлексии, капитаны команд заполняют «Лист оценивания » и сдают учителю
Листы рефлексии и
Суммативное, формативное
оценивание

^І Домашнее задание
3
Составить высказывание «Воспою тебя, мой край родной»
Слушают инструктаж учителя

Днев ники


Приложение №1 Задания к стратегии «Верные и неверные утверждения»
1.Местоимения бывают 9 разрядов , они указывают на предмет, признак, количество .
2. Неопределенные и отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений.
3.Отрицательные местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа.
4.Под ударением в отрицательных местоимениях пишется ни, без ударения не.
5. Выделенные слова отрицательные местоимения: В 35 километрах от Форт-Шевченко находится райский уголок. Зеленая долина поросла старыми ивами, тополями, кустарниками. Эта красота еще долго будет радовать людей.
Приложение №2 Лингвистическая сказка
У Глагола было 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, умеющий только приказывать. Поучать и побуждать к действию. Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.Девизом жизни всех горожан первого города, в котором правил старший брат, были слова: “Было! Есть! Будет!” У среднего брата мечтательные жители существовали под девизом: “Если бы, да кабы!” Обитатели третьего города подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”
Каждый год сыновья отчитывались перед королём о своей работе. На вопрос короля, как они заботятся о своих жителях, старший отвечал: «Помогал, помогаю, буду помогать!» Средний вздыхал: «Помогал бы» И тут же выдвигал свои условия. А последний сын приводил своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте! »


Библиографический список литературы
1.Учебник «Русская речь» для 8 классов, Г.А.Бадамбаева, Алматы «Мектеп» 2012.
2.С.Мирсеитова «Обучение как поиск и поиск для обучения», Караганда ,2011. 3. « Интерактивные методы обучения», Астана ,2014


ўђ Заголовок 4ўђ Заголовок 615