Выступление на педагогическом совете по теме: «Системно — деятельностный подход в обучении и воспитании школьников как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»


«Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании школьников как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»2015-2016 уч. год
Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление.И.В.ГётеСкажи мне, и я забуду,покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.Народная мудрость
ФГОС: изменение требований к образовательному результату Предметные (основы системы научных знаний).Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД).Личностные (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,способность к решению моральных проблем и т.д.).

Что такое системно-деятельностный подход?Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Основные виды УУДКоммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразованиенравственно-этическая ориентация целеполаганиепланированиепрогнозированиеконтролькоррекция оценкасаморегуляцияобщеучебные унив.д.знаково-символические д.логические унив.д. постановка и решение проблемысамоопределениевопросы общения









Категория «деятельности» – система, нацеленная на результатМотивацияПробноедействиеЗатруднениеРеализацияпроектаСамоконтрольСамооценка





Б. ШоуЕдинственный путь, ведущийк знанию - это деятельность

Технология деятельностного метода{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пЭтапы урокаОрганизующая роль учителя1.Мотивация к учебной деятельностиСоздаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий, 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. 3. Выявление места и причины затрудненияОрганизует выявление места и причины затруднения 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение, 2)выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пЭтапы урокаОрганизующая роль учителя4.Построение проекта выхода из затруднения.Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.5.Реализация построенного проекта.Учитель организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимся, выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием: фронтально, в парах или в группах.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пЭтапы урокаОрганизующая роль учителя7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуОрганизует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт для каждого ученика ситуацию успеха.8.Включение в систему знаний и повторение.Организует выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.9.Рефлексия учебной деятельности.Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.


Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.Позиция ученика: за познание мира.Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.Учебное действие – действие по созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие – я умею! У меня получится!Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.




Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.Выдающийся учитель показывает.Великий учитель вдохновляет.У. Уорд Спасибо за внимание!