Современный урок химии в рамках новых стандартов выступление на педагогическом совете
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Учитель химии высшей квалификационной категории
Гурулева А.А.
Урок - клеточка педагогического процесса . В нем , как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
М. СкаткинВведение ФГОС второго поколения вносит свои коррективы в структуру образовательного процесса. ФГОС - это целостная система требований ко всей системе образования. Согласно нему основой образования должна стать новая организационно-экономическая модель.
ФГОС обеспечивает переход от "догоняющей" к "опережающей" модернизации образования. Основой образовательного процесса должен стать системно-деятельностный подход. Результат освоения основных образовательных программ состоит из трех частей. Это личностные, метапредметные и предметные результаты. Заметьте, предметные результаты стоят на последнем месте. Главный упор делается на воспитание социально-адаптированной, коммуникабельной личности.
Введение ФГОС второго поколения изменило также роль учителя в образовательном процессе. Сегодня учитель не источник, а проводник для учащихся в мире знаний. Он направляет учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Сегодня мы отходим от привычной нам всем репродуктивной вопросно-ответной системы урока к более сложным типам заданий. Это и мини-проекты, и проблемные вопросы, поисковые и исследовательские задания, ситуационные задачи.
Современный урок - это веселый, разнообразный, познавательный, интересный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются. Современный урок должен быть проблемным, развивающим, он должен активировать деятельность учащихся. Характер изложения материала должен быть проблемным, эвристическим, стимулирующим к поиску.
Как учебный предмет, химия дает нам много возможностей для развивающего обучения. У нас много заданий на развитие внимания, памяти , мышления. Например: во время проведения химических опытов, мы обращаем внимание детей на изменение цвета, агрегатного состояния веществ, на образование осадка или выделение газа. Тем самым мы развиваем внимательность учащихся, а потом закрепляем это в заданиях : допиши пропуски в уравнениях реакций, исправь ошибки в тексте, найди лишнее вещество в предложенном ряду и т. д. Мышление мы развиваем с помощью таких заданий, как : из перечисленных веществ выдели те вещества, которые проявляют только окислительные свойства, или установите признак, объединяющий данные вещества и т. д.
Это все должно найти свое отражение в структуре урока. Если раньше, традиционно структура урока выглядела так:
•изучение нового материала
•закрепление пройденного•контроль и оценка знаний
•домашнее задание
•обобщение и систематизация знаний,
то сегодня современный урок выглядит так:
•организационный блок (постановка цели, задач урока, вводное слово учителя)
•мотивационный блок (проведение опыта, рассмотрение объекта, изображения)
•информационный блок (работа с учебником, схемами, диаграммами, с ЭОР-ами)
•аналитический блок (обобщение, обсуждение, сравнение)
•оценочный блок (оценка, самооценка, взаимооценка)
•рефлексивный блок (отношение к уроку, выделение трудностей, присвоение опыта).
Наверное многие коллеги согласятся, что особо важное место в структуре урока занимает мотивационный блок, ведь от того как ученик смотивирован, зависит насколько хорошо он усвоит необходимую информацию. И задача учителя сегодня направить ученика так, чтобы он не только стремился сам усвоить информацию, но и смог применить потом эти знания в жизни, ведь иначе теряется смысл обучения.
Удачи в работе, уважаемые коллеги!
Список использованной литературы:
1. ФГОС второго поколения.
2. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие.-М. : Издательство " Некс Принт",2010г
3. Педагогика. Пидкасистый П. И. -Издательство "Педагогическое сообщество России", 2009г
4. Президентская инициатива "Наша новая школа", 2008г