Выступление на педагогическом совете Современный урок в условиях введения ФГОС (1 класс)


Современный урок в условиях введения ФГОС НО
Учитель начальных классов: Мухаметьярова И.Ш.
Научить учиться — лозунг стандартов, функция школы — корректирующая, где учитель — направляющая сила для ребенка.
Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки.
Вот некоторые стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах.
Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?
Общий кругозор
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
свое имя, фамилию и отчество;
свой возраст и дату рождения;
фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
страну, в которой живет, и ее столицу;
основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
основные цвета и их оттенки;
части тела человека;
предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
профессии, виды спорта;
виды наземного, водного, воздушного транспорта;
известные русские народные сказки;
великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
знать названия овощей, фруктов, ягод;
иметь представление о различных природных явлениях;
называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.
 Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Будущий первоклассник должен уметь:
четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
выделять определенный звук в слове интонацией;
определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
знать разницу между гласными и согласными звуками;
называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
отвечать на вопросы и уметь их задавать;
составлять рассказ по картинке;
последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
сказать несколько предложений о заданном предмете;
составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
отгадывать загадки.
Математика, счет
Необходимые математические представления к 1 классу:
знать цифры от 0 до 9;
уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
уметь сравнить количество предметов в двух группах;
решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
 
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
писать по образцу печатные буквы;
аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
лепить из пластилина и глины;
клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно заниматься лепкой и рисованием, собирать пазлы, создавать вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
Должен ли первоклассник уметь читать?
Я долго искала на этот вопрос ответ и это один из самых спорных вопросов. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.
Конечно, в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3-4 месяцев) и если дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь первоклашке.
(из 18 уч-ся умел читать только 1 ученик) Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.
 Закон «Об образовании» определил новый статус дошкольного образования, как обязательный уровень образования и как первую ступень общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, т.е. будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:
уверенный в собственных силах;
любознательный;
способный к волевым усилиям;
самостоятельный;
инициативный;
готовый отвечать за свои поступки;
доброжелательный;
уважительно относиться к семье и социуму.
То есть, основная задача ДОУ состоит в том, чтобы научить их добывать знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Другими словами, программа подготовки дошкольников в детском саду направлена преимущественно на эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие детей, а также на подготовку будущих первоклассников к школьной жизни.
Но к сожалению, не все родители это понимают.
В 1 классе обучается 18 учеников,  14 мальчиков и 4 девочки. Из 18 учеников дошкольное учреждение посещали 9 человек, пятерых из них, родители отдали в детский сад только перед поступлением в школу на один год и тоже получается, что развитие таких детей не на высоком уровне. Остальные дети «домашние» и развитие этих детей сильно отличается от тех детей.
С первых дней пребывания в школе было замечено, что в классе есть дети застенчивые, упрямые, конфликтные, капризные, не реагирующие на замечания - дети разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитания.
Нужно было помочь ребятам наиболее безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, а, именно, к школьному распорядку, поэтому главной задачей было способствовать организации положительной атмосферы в классе. Самым главным для решения этой задачи было – умение найти « общий язык» с родителями и детьми.
Следующей задачей, которая очень тесно переплетается с первой задачей, является работа по формированию классного коллектива.
Работая с детским коллективом всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все ребята, что значит для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы особенности взаимоотношений. Считаю, что к концу 1 полугодия результат по формированию классного коллектива достигнут пока частично. Ещё предстоит работать над этим.
 В классе все ученики обеспечены в полном объеме учебниками и учебными пособиями по всем предметам, используемым в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования, также имеется  раздаточный и демонстрационный материал.В соответствии с ФГОС ведется  и внеурочная деятельность по 5 направлениям.
Для работы в нашем кабинете имеется ноутбук, проектор, экран, что позволяет применять некоторые мультимедийные технологии: показ фильмов, презентаций, наглядные материалы, работа с интернет-ресурсами.  
Работа в группах как таковая пока отсутствует, т.к. ученики еще не совсем организованы. Эту форму заменяет работа в парах.
При работе в парах учитываю основные элементы:
В паре обязательно должен быть один сильный и один слабый;
Пары не должны быть постоянными;
 Начинаем работу над проектами. Пока еще идет только подготовка.
Так как наш урок был перед Новым годом, мы с ребятами говорили о правилах украшения ёлки. Я рассказывала о том, какие травмы бывают у детей, если они самостоятельно зажигают петарды и бенгальские огни.
В начале урока было прочитано стихотворение С.Я.Маршака «Пожар». У детей я спросила: «Как вы думаете, сегодня на уроке, мы с вами будем, о чём говорить?» И дети сделали правильный вывод без учителя. Потом они сами сказали о том, зачем нам надо знать правила  пожарной безопасности.
После моего рассказа, мы с ребятами посмотрели фильм-мультфильм, адаптированный для 1 класса, где рассматривались различные ситуации: почему возникают пожары и как их предотвратить. По ходу фильма я задавала различные вопросы. Дети делали сами выводы.
Далее была предложена первоклассникам творческая работа в парах. Ученики должны были придумать и нарисовать знак по правилам пожарной безопасности. Потом каждая пара показывала свой знак и объясняла, что он обозначает. Ребята делали выводы о знаках. Говорили, что им нравится, а что нет..На уроке мы выучили стихотворение:
Знает каждый гражданин
Этот номер 01
Если к вам беда –
Позвони скорей туда
А если нет вдруг телефона,
Позови людей с балкона.
На данном уроке, школьники не только слушали учителя, но и сами активно принимали участие: осмысливали прослушанный текст, рассматривали различные ситуации по фильму и их комментировали, работали в группах. Самое главное то, что дети сами делали выводы, повторили и изучили правила пожарной безопасности.
В начальной школе ребята любят работать в парах, командах и в группах, но пока весь этот процесс проходит очень шумно, бурно. Интересно наблюдать, как школьники, работая над каким-нибудь вопросом, общаются друг с другом, но к сожалению пока они больше спорят.