«Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках реализации ФГОС» . Выступление на педагогическом совете
«Современный урок
в начальной школе с использованием интерактивной доски
в рамках реализации ФГОС»
Выступление
на педагогическом совете
Жизнь в современном мире немыслима без информационных технологий, которые прочно вошли во все сферы нашей жизни. Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников. Современные дети – это поколение людей, которые выросли в мире современных цифровых технологий, таких как Интернет и мобильные телефоны, и уже не могут представить мир без всего этого. Мы, учителя, чаще оказываемся на ступеньку, а то и две ниже своих учеников, теми, кто поздно пришёл в мир технологий.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска (Interwrite Board). Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Согласно результатам недавнего исследования, проведённого Британским Агентством по коммуникациям и технологиям в области образования (British Educational Communications and Technology Agency (Becta)), интерактивные доски оказывают позитивное воздействие на учеников начальных классов и их результаты по математике, техническим дисциплинам и родному языку. Чем больше учащиеся использовали интерактивные доски на уроках, тем лучше были их успехи по предмету. Например, на уроках математики ученикам 3 – 6 классов удавалось достигнуть значительного прогресса в изучении предмета уже по истечении 2.5 – 5 месяцев.
В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с поставкой в рамках модернизации интерактивных досок и мультимедийных проекторова для оборудования кабинетов, в которых учителя могут проводить интерактивные уроки.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Чтобы начать работу на компьютере, достаточно только прикоснуться к поверхности доски.
Возможности доски настолько большие, насколько велики возможности компьютера в учебном процессе. Начальные классы – не исключение. Доска – удобное, приспособленное для работы с аудиторией средство отображения.
Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
Можно создавать ссылки с одного файла на другой – например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов в ходе урока. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение.
Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование
После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.
Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы.
Возможность записи в видеофайл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни не только просмотреть действия, которые учитель делал на занятии у электронной доски, но и прослушать объяснение, если педагог при этом использовал микрофон. Тем самым достигается эффект присутствия ученика на уроке. Эти же технологии используются при обучении больных детей, имеющих домашний компьютер на дому.
Творческие учителя нашей школы освоили программу Power Point и часто используют свои презентации на разных этапах урока. Учебный материал предстает для детей как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.
Очень интересно проходят уроки русского языка и литературного чтения. Мы заранее подготавливаем презентацию по теме урока. В презентациях мы используем диагностическое и коррекционное тестирование, визуальный контроль над усвоением учебного материала и выдачу ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
Не менее увлекательны уроки математики. Возможности интерактивной доски можно использовать на различных этапах урока.
Для нас с вами не секрет, что есть такие предметы, требующие дополнительных средств обучения. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. К таким школьным предметам относятся уроки окружающего мира (истории, биологии). Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует учительский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновеннее растения и животных, отправиться в увлекательное путешествие в далекое прошлое.
Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к темам урока. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Ребята активно помогают мне в поиске информации.
В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), относящихся к различным областям знаний. Галерея ЦОР расширяет возможности подготовки презентаций к урокам. Это приложение можно успешно использовать при изучении природных зон. Встроенная коллекция ландшафтов и фигурок животных помогает составлять на уроке при помощи ответов детей и личного участия панораму определённой природной зоны. Так же здесь создать календарь природы и заполнять его с ребятами. К сожалению, количество картинок в данной программе небольшое, но это легко восполнить через раздел «Моя галерея», который позволяет накапливать ресурсы для дальнейшего использования их на практических занятиях. (Показ функции «Галерея»).
Хотелось остановиться еще на нескольких функциях интерактивной доски, которые очень нравятся ребятам. Это инструмент «Матрица» - предназначен для добавления меток на страницу. Рисунок метки выбирается на панели настройки инструмента. Для нас с вами эта функция может быть интересна для составления краткой записи к задачам в виде рисунков, для счета предметов в 1 классе. Это мое предположение, а вы, может быть, найдете еще какое-нибудь применение данной функции. (Показ функции «Матрица»).
Еще есть две интересные функции - это «Шторка» и «Прожектор». «Шторка» используется для того, чтобы скрыть текущую страницу или ее часть. «Прожектор» необходим для скрытия части экрана и показа той его части, на которой необходимо сконцентрировать внимание. (Показ функций «Шторка», «Прожектор»).
Работа с ИД делает урок интересным; учащихся, желающих работать у доски, всегда много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране, он САМ участвует в процессе.
Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д.
Таким образом, положительные возможности интерактивной доски налицо! Перечислим их ещё раз:
Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.
Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.
Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).
Учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом.
Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.
Интерактивная доска помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.
Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.
Минусом в нашей работе на данном этапе является то, что ещё пока не было курсов по работе с интерактивной доской.
Таким образом, объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
15