Разработка занятия на тему: Развитие музыкально-творческих способностей на начальном этапе обучения посредством коллективной музыкально-игровой деятельности
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКТИВНОЙ МУЗЫКАЛЬНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Овчаренко Н.Н.
Начальная школа №30,
г. Сургут
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Начальный этап обучения в системе музыкального образования является очень важным, а иногда решающим в процессе становления юного музыканта. Главной идеей развития музыкально-творческих способностей учащихся является создание в школе музыкально-игрового коллектива на начальном этапе обучения. Взяв на себя не только развлекательную, но, прежде всего просветительскую и воспитательную функции, музыкально-игровая деятельность сможет приобщить школьников к отзывчивому, трепетному отношению к музыке. Обогащённая воспитательная система будет способствовать успешному вхождению ребёнка в культурную среду школы, а на уровне города (региона) воспитательное пространство школы превратится в сферу, притягивающую, объединяющую все социальные институты (семью, учреждения города), работающие с подрастающим поколением.
В нашем коллективе детям предложено в интересной, доступной, игровой форме изучение нотной грамоты, упражнения на развитие музыкальной памяти, ритма, музыкального слуха, ознакомление с композиторским творчеством отечественных, и зарубежных классиков, изучение фольклора, приобщение к музыкальной культуре региона. Что способствует в целом развитию у обучающихся кругозора, творческих способностей, способностей к восприятию музыки, формированию музыкальной культуры человека, эстетического вкуса.
Обучающиеся входят в мир большого музыкального искусства, учатся любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, принимать музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Инструментально-исполнительская деятельность является важным фактором в творческом развитии ребенка, способствует скорейшему прохождению этапов культурного роста. Творческое развитие личности ребенка происходит в процессе применения различных видов музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, сценическое исполнение, декламация стихов под музыку), в основе которой лежит исполнительское мастерство.
Музыкальная деятельность, присутствующая на каждом занятии, не только формирует художественные вкусы школьников и способствует творческому развитию личности, но и влияет на поступки школьников, формируя эстетическое отношение к действительности.
С первых музыкальных встреч дети знакомятся с тем, что выражает музыка. Узнают о смысле музыки без слов, создании образа с помощью звуков, почему «музыкальный разговор» ведут поющие звуки.
Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.
В процессе занятия большое внимание уделяется образному мышлению учащихся, ассоциации образов с теми или иными музыкальными средствами выразительности.
С целью создания условий для полноценного восприятия художественного образа в музыкальном произведении разработан ряд занятий по теме "Художественный образ в музыкальном произведении. Какие бывают музыкальные средства выразительности?" Об одном из них мы поговорим подробнее.
Основную часть занятия составляет этап введения новых знаний. Новый материал представляет собой понятие, определение которого включает несколько существенных признаков, изучающихся по стандартному плану. Иными словами это занятие с общими и частными проблемами, поэтому введение знаний было разбито на следующие звенья:
постановка общей проблемы;
постановка частных проблем;
поиск решения по каждой частной проблеме.
Постановка общей проблемы началась с создания проблемной ситуации. Детям был поставлен ряд вопросов, на которые они затруднялись ответить. Возникло затруднение - проблемная ситуация.
Далее я развернула с учащимися побуждающий диалог: «В чём же причина затруднения?» В результате ученики сформулировали вопрос для исследования: Какие бывают музыкальные средства выразительности?
Постановка общей учебной проблемы
-«О чем говорится в нашей пьесе?»
-«Что означает музыка?»
- «О чем она пытается нам поведать?»
- «Какие мысли она нам передает?»
Кажется, что с музыкой происходит точно так, как со словами: когда вы слушаете слова, они вызывают у вас некие мысли. Если я вскрикиваю: «Ай, я обожгла палец!»- то, какие у вас возникают мысли?
Примерные ответы:
- вы обожгли палец.
- у вас болит палец.
- вы не сможете играть на рояле некоторое время.
Так о чем же они?
Если сыграть одну ноту, что вы можете о ней сказать? (демонстрация на фортепьяно) Примерные ответы: - эта нота звучит низко; - эта нота звучит высоко; - эта нота звучит тихо; - эта нота звучит громко.
Что означает отдельная маленькая нота? Это попросту фа-диез :
или си-бемоль:Это звук и ничего более. Он может быть выше?или ниже? или громче?или тише?
А если сыграть эту ноту на фортепьяно или спеть ее, или она прозвучит у домры или ксилофона?(демонстрация на фортепьяно, домре, ксилофоне)
Примерный ответ:
- У каждого инструмента она звучит по – разному.
Но если я сыграю вам на рояле несколько нот, то какие у вас возникнут мысли? (никаких). Нет таких нот, которые сообщали бы вам об обожженных пальцах, о путешествии, о ракете или о чем бы то ни было.
Но как, же получается, что при сочетании подобных звуков музыка бывает такой захватывающей, веселой, трогательной?
Так давайте посмотрим, можем ли мы выяснить, что же за секрет кроется в волшебном звучании музыки? Что вызывает в нас различные эмоции?
Сделаем первый шаг. Вспомним наше произведение. (прослушивание записи.)
Какие мысли у вас возникают, когда вы слушаете вальс? Что было у композитора в мыслях, когда он его сочинял?
Примерные ответы:
- Он думал о бабочке, порхающей с цветка на цветок.
- Он вспоминал свою прогулку в детстве с ребятами.
А может в нем говорится о восходе солнца или ночи в лесу, или старом доме с приведениями?
Эта музыка может быть о чем угодно.
У нас возникает много мыслей и образов когда мы слышим этот вальс.
Почему мы грустим, либо радуемся или хотим танцевать под музыку?
Что же заставляет вас представлять ту или иную картину? музыкальные средства выразительности, вызывающие эмоциональное возбуждение.
Постановка частных проблем.
Какие бывают музыкальные средства выразительности?
-что делает музыку такой захватывающей?
- что вызывает у нас эмоциональное возбуждение?
- в чем смысл музыки?
Поиск решения первой частной проблемы. Постановка цели деятельности
Так что же делает музыку такой захватывающей?
Например, обратите внимание на ритм. Прохлопайте в ладоши ритм нашего вальса. Что вам напоминает этот ритм?
Примерные ответы:
- резвящегося зайчика на лужайке
- бабочку, порхающую с цветка на цветок
Но все это не означает, что в музыке речь идет о зайчике или бабочке. Смысл музыки заключен только в чувстве эмоционального возбуждения, передаваемого данным ритмом.
В нашем вальсе каждая часть состоит из четырех фраз. Первая фраза в восходящем движении. А затем мелодия отвечает сама себе в нисходящем движении. Получается что – то вроде вопроса и ответа. Или, может быть, это скорее похоже на спор с другим человеком, который одерживает вверх.
Игра «Передразни соседа».
Попробуйте проделать это друг с другом, поочередно напевая друг другу начальную и ответную фразу, и посмотрите, кто победит. Сперва ваш друг начинает первую фразу, а вы возражаете второй фразой. Тогда он будет настаивать третьей фразой (она точно такая, как первая), а вы закончите спор последней фразой.
Вы выиграли! Вы видите, какое возбуждение заключено в этой последней фразе? В ней весь триумф и хорошее настроение из-за победы в споре. А теперь попробуем проделать то же самое, но с мелодией нашего вальса.
Проиграем вальс, добиваясь такого же эффекта как в споре;
Это еще одна причина возникающего эмоционального возбуждения – связь ритма с приятным, легко запоминаемым напевом, мелодией.
Существует еще много причин, благодаря которым эта музыка звучит возбужденно.
Какие вы думаете, какие они могут быть?
Для того чтобы узнать сыграем вальс в очень медленном темпе.
Что у нас получилось?
Примерные ответы:
- Скучно слушать, танцевать совсем не хочется.
- Нет легкости, ноты становятся тяжелыми и неповоротливыми.
Так скажите, от чего это зависит?
- от скорости движения.
Правильно, в музыке это называется темп, что означает скорость движения.
Что произойдет, если вы берете одну ноту большой длительности? (сама по себе она ничего не означает: она не движется).
Но через минуту берется вторая нота. И сразу появляется некий смысл. В чем он заключается?
(смысл заключен в характере движения музыки).
И оно приводит к тому, что внутри вас что–то происходит. Но происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время. В музыке от скорости движения зависят и характер, и настроение пьесы.
Музыка – это движение, всегда куда-то идущее, непостоянное, меняющееся и струящееся от одной ноты к другой.
Если мы сыграем вальс в размере 4/4, как вы думаете, это изменит характер произведения?
-да.
Эти ноты предвещают, что случится нечто невероятное и волнующее, как в старом кино.
Но те же ноты, сыгранные иным способом, означают нечто приятное, вальсообразное.
В вальсе, как вы знаете трехдольный размер – ударной (сильной) является первая доля, а вторая и третья доли - неударные (слабые). В музыке это чередование сильных и слабых долей называется метр.
И что же с вами происходит, когда вы слушаете музыку?
- музыка заставляет нас чувствовать
- вызывает эмоции
- возбуждение.
Итак, вы видите, что смысл музыки заключается в том, чтобы заставить вас чувствовать, когда вы ее слушаете.
Вслушивайтесь в ноты, почувствуйте, как они всюду движутся, подпрыгивая, взлетая, сталкиваясь, вспыхивая, скользя, и наслаждайтесь именно этим.Так что же заставляет вас представлять ту или иную картину?
-художественный образ в музыкальном произведении.
Чем он раскрывается?
- различными музыкальными средствами выразительности.
Правильно, и тема нашего урока: Художественный образ в музыкальном произведении и какие бывают музыкальные средства выразительности.
Поиск решения второй частной проблемы
Опрос учащихся. Какие переживания или образы они связывают с тем или иным динамическим оттенком. Динамические оттенки.
Крещендо:
- звук приближающегося поезда
- шум нарастающей бури Диминуэндо:
- звук удаляющегося поезда;
- затихание бури
Форте
- раскаты грома
- взлет ракеты Пиано
- ночь в лесу
- штиль в океане
Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные формы произведения. Особое значение имеет динамика в сфере фразировки. По-разному поставленные логические акценты могут изменить смысл произведения.
Какие динамические оттенки используются в нашем произведении?
-форте, пиано, крещендо, диминуэндо.
В вальсе динамическая шкала довольно яркая: от форте до пиано.
Игра вальса соблюдением динамических оттенков.
Основные штрихи – способы извлечения музыкального звука, с которыми мы уже знакомы это легато - слитно и стаккато – отрывисто. Какие переживания или образы вы связываете со штрихами?
Примерные ответы:
Легато - река, беспрерывно текущая, впадающая в океан, Стаккато – зайчик,
прыгающий по тропинке.
Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения.
Своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой – либо голос из общего звучания, не меньше, чем динамика.
Какой штрих используется в вальсе? (легато).
Исполнение вальса на легато.
Что происходит в конце произведения?
-В конце произведения энергия нарастает. Нижние и верхние голоса достигают крайних регистров. Постепенное нарастание звучности от рр до f приводит к наивысшему напряжению, к высшей точке музыкального развития всего произведения. Это вершина, высшая точка развития всего произведения называется кульминацией.
Игра вальса с устремленностью к кульминации.
С помощью каких средств музыкальной выразительности создается образ в музыкальном произведении?
В музыкальном произведении окраска звука неразрывно связана с интонационным строем, темпом, артикуляцией, динамикой, звуковысотным диапазоном, ритмом, характером движения.
Проигрывание вальса с применением всех средств музыкальной выразительности, изученных на сегодняшнем занятии. Направить внимание учащихся на тщательное вслушивание в звучание, прежде всего на звуковысотный, ритмический рисунки, интонирование, характер движения. Сегодня, на примере произведения В. Моцарта «Вальс» мы научились раскрывать художественный образ в музыкальном произведении и узнали чем и какими особенностями музыкальной речи это достигается.
На занятии для каждого ученика создается ситуация успеха, что позволяет завершать занятие на положительном эмоциональном уровне. Обучающиеся используют приемы самоконтроля, осознанно отвечают на вопросы и комментируют ответы своих товарищей. Высокая работоспособность обеспечивается сменой видов деятельности. Общая атмосфера и образовательная среда занятия способствует продвижению учащихся в развитии и усвоении знаний.
Где живет музыка? – Музыка живет в человеке!