Статья Формирование информационной культуры младшего школьника через составление реферата


Формирование информационной культуры младшего школьника через составление реферата.
Работу составила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 88» Антипова Н.А.
Современный период развития цивилизованного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.
Задачей информатизации начального образования является, в первую очередь, формирование у школьников информационной культуры.
Кто то из вас скажет, что информационная культура – это информатика, ПК, различная медиааппаратура, но это не так.
Изучив литературу, просмотрев Интернет-источники, я познакомилась с работами директора НИИ информационных технологий социальной  сферы КемГУКИ  Натальей Гендиной, которая впервые в истории получила приглашение выступить с результатами своих исследований в качестве руководителя секции на крупнейшем Европейском научном форуме — «ECIL–2013». Это Европейская конференция  по информационной грамотности состоялась в октябре 2013  г. в  Стамбуле (Турция) и проходила под патронажем ЮНЕСКО. Информационная грамотность, медиаграмотность и обучение на протяжении всей жизни — вот основная тема конференции. ECIL объединила усилия ученых, медиаспециалистов,  педагогов, политиков по обмену знаниями опытом, для обсуждения актуальных проблем, новых теорий и передовой практики.
Проректор по научной работе, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, доктор педагогических наук Наталья Ивановна Гендина даёт такое определение: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий».
Можно выделить три основные составляющие информационной культуры:
Знаково-образное отражение (общественное и индивидуальное): информационные богатства хранилищ информации всех видов и на всех типах носителей.
Материализованные объекты (информационно-компьютерные средства, технические устройства, компьютеры, сети, линии передачи информации, бумажные и электронные носители, специальная мебель и помещения и т.д.)
Процессуальные компоненты (живой опыт школьников, их умения, навыки использования хранимой информации, а также алгоритмы, программы, системы, приводящие информацию в движение.)
Можно выделить и три уровня сформированности информационной культуры – общий (базовый), профессиональный и высший (логический).
Школа даёт ребёнку базовый уровень. Главная его особенность – уметь работать с информацией, использовать возможности компьютера, применять эти умения и возможности в практической деятельности и повседневной жизни.
Следовательно, для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать умениями работы с информацией, практическими навыками работы со средствами информационных технологий, что и составляет основу информационной культуры.
Информатизация образования является велением времени. Образовательная программа школы определяет формирование информационной культуры в качестве одной из целей образовательного процесса.
То есть ребёнок должен научиться, а педагог поможет ему в этом – управлять информацией и использовать её.
Как мы может воспитывать в ребёнке информационную культуру? Как это делаю я?
Никому не секрет, что мы очень часто задаём ребятам домашнее задание – сделать проект, оформить реферат. В рамках проектной и другой учебной деятельности мы учим работать с информацией на различных предметах начальной школы, что с успехом формирует метапредметные умения. Например, в своей работе я часто использую такую форму обучения как составление реферата. Ребята с удовольствием и ответственность подходят к этой работе. Что необходимо ребёнку сделать, и какие умения формируются у него при работе над рефератом, где понадобятся его умения – увидим в таблице.
УУД (По А.Г. Асмолову) Русский язык Чтение Математика Окружающий мир
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование и т.д.
Ребёнку необходимо определить план действия и его описание.
Последовательность действий, выполнение алгоритма, составление линейных планов.
Поиск ошибок. Последовательность действий при:
Разборе предложений
Разборе слова
Установление связи в предложении
Проверка Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений.
Развитие сюжетов в произведении.
Последовательность постановки вопросов к тексту. Последовательность действий при решении задач и вычислении выражений. Последовательность действий
в быту
при выполнении опытов
в школьной жизни
Последовательность происходящего в природе.
Познавательные УУД (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение предметов по набору признаков.
Рабиение предметов на группы по признакам. Признаки
слов
частей речи
частей предложения Название признаков в характеристиках персонажей.
Характеристика персонажей через значения признаков.
Сравнение персонажей и разбиение на группы в соответсвтвии со значениями их признаков.
Характеристики чисел.
Характеристики фигур.
Составные части задачи. Сравнение по признакм предметов в природе, обществе, технике.
Классификация предметов, явлений в соответствии со значением признаков в природе , обществе, технике.
Коммуникативные УУД
(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Логика высказывания. Высказывания относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям.
Правила русского языка. Вопросы к тексту с ответами «да» и «нет». Ложные и истиные высказывания к прочитанным текстам. Построение истинных высказываний в процессе решения задач. Логические рассуждения при решении проблем.
Выдвижение гипотиз. Высказывания относящиеся к предметам в природе, обществе, технике.

Таким образом, формирование информационной культуры удовлетворяет требованиям ФГОС и помогает учителю научить ребёнка учиться.
Вывод в сравнительной таблице.
Критериальные характеристики информационной культуры ФГОС – требования к уровню подготовки.
Компьютерная грамотность.
Практические умения и навыки при работе с вычислительной техникой, оргтехникой и формами связи. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни: пользоваться основными средствами информации (телефон, компьютер и т.д.) для её передачи и получения; выполнять простейшие операции по обработке информационных объектов на компьютере: работа с файлами, текстовой и графический редакторы.
Умение получать, обрабатывать и передавать информацию. Знать и понимать основные информационные объекты, источники информации (врамках изученного), назначение различных средств информации.
Информационный кругозор, системные знания в предметных областях Уметь (владеть способами познавательной деятельности): осуществить поиск информации, пользуясь алфавитом, каталогом, оглавлением, ссылками, и др.; создавать простые информационные объекты и использовать в личной деятельности и при выполнении учебных задач (схемы, таблицы, расписания, дневники наблюдений и др.)