Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Развитие духовно-нравственных качеств личности
младших школьников через систему внеклассных мероприятий
с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.
Так одним из главных направлений в воспитательной системе в своем классном коллективе с 2013 года я выбрала духовно-нравственное воспитание.
Актуальность выбранной темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий для духовно-нравственного становления личности младших школьников.

Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:

1) комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;

2) разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся;

3) проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно-нравственного становления ребенка.

Таким образом, определяются следующие задачи:

1) создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;

2) организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;

3) организация работы по духовно-нравственному просвещению родителей.
В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса духовно-нравственного воспитания. Она включает следующие этапы:

1. Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно-нравственного воспитания.

2. Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию.

3. Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.

4. Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.

Таким образом, создание такой системы действий по духовно-нравственному воспитанию подразумевает реализацию всех этапов с учетом специфики, определенной ведущей педагогической идеей и необходимых условий.

Этап организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.

На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:

I. Работа с детьми, включающая:

- систему классных часов по духовно-нравственному воспитанию;



- уроки-беседы по Благочестию с приглашением священнослужителей.

II. Работа с родителями, включающая:

- беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания;

- проведение тематических родительских собраний;

- совместные поездки по святым местам, экскурсии;


Результативность работы по духовно-нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.
Новизна опыта заключается в том, что разработана продуманная система педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и родителями.
Трудоёмкость осуществления связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы, существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по проблеме.
Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.
Результат воспитания – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.
15