Формирование лидерских и менеджерских качеств через систему самоуправления в классном коллективе.
КГУ «Школа-гимназия№2»
Полтаранина Татьяна Владимировна -
учитель английского языка,
классный руководитель 8Б класса
Формирование лидерских и менеджерских качеств через систему самоуправления в классном коллективе.
Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги)
Выбирать свою дорогу или следовать проложенными путями? Придумывать что-то новое или подражать другим? Вести за собой или быть ведомым? Выбор путей в той или иной ситуации определяется лидерскими качествами человека. Если мы хотим воспитать в ребенке эти качества, то начинать нужно как можно раньше.
Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности.
От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств школьников должно проходить в коллективной деятельности.
Исследования становления школьника лидера Тихомировой Елены Ивановны показывают, что существуют разные пути реализации этого процесса. Один из них условно назван просветительским. Это путь, когда происходит целенаправленное информационное обучение школьников способам освоения роли лидера, раскрывается сущность понятия «лидер». В этом случае ребенок получает информацию, приобретая знания о способах выполнения роли лидера.
Второй путь становления ребенка лидера назван деятельностно-практическим. В этом случае школьник непосредственно сам включается в выполнение роли лидера, приобретая практический опыт освоения этой роли. Иногда такой путь называют путем проб и ошибок. Третий путь условно назван интегрированным. Он сочетает в себе специальную теоретическую подготовку и практическую деятельность.
Таким образом, для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности.
Важную роль в таком воспитании призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом.
Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый ученик ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом.
Организация любой деятельности должна решать цели и задачи.
Цель организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества, креативность, инициативность, самостоятельность.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Принципы самоуправления
1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
5. Гуманность – действия органов самоуправления должны базироваться на нравственных принципах.
6. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
7. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими одноклассниками.
На данных принципах построена система самоуправления в 8Б классе, актив класса во главе с президентом Кузьминой Викторией организует работу по самоуправлению в классе.
Службы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности (познавательный, трудовой, культурно-массовый, социальный, спортивный и т.д.) так, чтобы все учащиеся входили в ту или иную службу. Каждая служба выбирает из своего состава министра. Из министров составляется актив класса. Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.
Весть классный коллектив определяет основные направления классной жизни, обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения, избирает президента и актив класса, заслушивает и оценивает работу актива, собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни класса.
Классный руководитель при такой организации работы по самоуправлению исполняет роль консультанта, помогающего правильно спланировать работу, разобраться в конфликтных ситуациях, создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
Ребята 8Б класса активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в гимназии, активно проявляют творческую инициативу, организаторские способности, стремятся достичь определенных высот во всех делах. Хотелось бы привести яркий пример развития организаторских и лидерских качеств учащихся во время проведения «Дня гимназии». Перед проведением данного мероприятия президент класса вместе с активом обсудили и определили для каждого ученика участие в каком-либо этапе мероприятия (интеллектуальном, творческом, спортивном и т.д.) с учетом личностных интересов каждого учащегося. Такое распределение учащихся по различным этапам во-первых не вызвало никаких негативных эмоций, все ребята с удовольствием пошли участвовать в конкурсах, где они максимально могли проявить себя, а также принесло положительный результат в виде призовых мест. На этапе «Защита полей жипто» - 2 место, «Школьный двор будущего» - 1 место, этап «Экология» - 3 место, игра «Мафия» - 2 место, спортивный этап – 3 место, «Полиглот» - 3 место. Ребята взрослеют и все больше проявляют свои лидерские качества, организаторские способности и творчество. В этом учебном году при подготовке к осеннему балу, ребята обсудили со мной свои идеи и самостоятельно подготовили выступление пары и танец. Пару представляли Кубышкина Дарья и Шихов Андрей, причем Андрей учиться не очень успешно, но в данном конкурсе он предстал перед учителями и одноклассниками совершенно в ином свете, как творческая и успешная личность. Андрей и Даша заняли 2 место в конкурсе «Мисс и мистер Осень» среди учащихся 8-11 классов.
Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Роль успеха в развитии личности огромна. Надежда Щуркова полагает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудача заставляет его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания своей второстепенности. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствие формирование в характере борца, верящего в свои силы».
Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его - это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя.
Третий год в классе разработана и ведется система поощрений. За каждое участие во внеклассных мероприятиях, за помощь классному руководителю, за хорошую работу на субботнике, за активное участие в ярмарках и т.д., учащимся вклеивается благодарность в дневник, таким образом, я могу отследить участие каждого ученика в жизни класса, ребенок сам может просмотреть свои успехи за год, а также родители могут увидеть, на сколько активен их ребенок во внеурочной деятельности. В конце года актив класса суммирует благодарности каждого ученика, а родительский комитет поощряет всех учащихся по принципу «Каждому по труду!».
Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека. Существует определенный набор принципов, которым должен следовать педагог с позиции гуманистического подхода (В.П. Бедерханова):
1. С самого начала и на всем протяжении педагог демонстрирует детям свое полное к ним доверие.
2. Он помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности.
3. Он исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация.
4. Он выступает для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7. Он старается быть активным участником группового взаимодействия.
8. Он открыто выражает в группе свои чувства.
9. Для содействия формирования лидерской позиции он сам демонстрирует лидерское поведение: разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других.
Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают главные позиции в органах ученического самоуправления.Наиболее важными являются мероприятия, направленные на выявление и развитие лидерских качеств у ребят, здесь большим потенциалом обладают коллективные творческие дела. Очень ценны мероприятия, проведенные совместно с родителями учащихся. Они сплачивают как детей, так их родителей. Именно в такой непринужденной обстановке выявляются активисты - лидеры.
Таким образом, основная идея всех форм педагогической деятельности - это создание условий для развития активной деятельностной позиции ребенка, актуализация роли лидера, формирование лидерского опыта детей в совместно организованной социально значимой деятельности.