УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА


Головина Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 10» г. Абакана
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ
КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В основе стандартов второго поколения лежит деятельностная парадигма образования. В качестве цели образования заявлено развитие личности школьника. Это означает, что результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные способы деятельности. Они определены в программе формирования универсальных учебных действий. Поэтому в примерных программах по учебным предметам в разделе варианта тематического планирования представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета).
Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. [1, с.133]
Творчество педагога должно быть направлено на:
· создание учебной ситуации,
· разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.
Учебные ситуации строятся с учетом:
· возраста ребенка,
· специфики учебного предмета,
· меры сформированности действий учащихся (исполнительских или ориентировочных).
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
· определение педагогических задач,
· отбор учебного материала,
· определение способов организации,
· прогнозирование возможных действий детей.
Примером учебной ситуации можно привести следующие:Предмет: Математика
Тема: Измерение двумя мерками
Учебная задача: Научить измерять и строить величины по частям, используя для каждой из них свою мерку.
Характеристика деятельности: Сравнивать разные способы измерения и построение величин; выполнять практическую работу с помощью сосудов с водой; знакомить с табличной записью результатов, моделировать чертеж, показывая действия измерения.
Описание учебной ситуации: К тебе пришли в гости ребята из класса.  Скольких ребят ты сможешь угостить чаем? Измерь объем чайника разными мерками. Запиши результат в таблицу, выведенную на уроке.
Предмет. Окружающий мир.
Тема: Кто такие пингвины?
Учебная задача: определить принадлежность животного к своей группе, способствовать эмоциональному благополучию, росту мотивации учащихся; развивать самостоятельный творческий опыт учащихся, формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.
Характеристика деятельности: различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдения при просмотре видеоролика.
Описание учебной ситуации: Учитель задает  обучающимся вопрос: "Кто такие пингвины?" и предлагает составить энциклопедический рассказ о пингвинах на основе видеоролика. Учащиеся работают в группах, составляют рассказ о пингвинах, делая иллюстрации к этому рассказу. После выступления учащихся делаем вывод: пингвин - это птица, тело которой покрыто перьями, крылья использует для плавания, несёт яйца.Предмет. Русский язык.
Тема: Алфавит
Учебная задача: Научиться правильно называть по порядку все буквы русского алфавита.
Характеристика деятельности: Группировать слова в алфавитном порядке.
Описание учебной ситуации:
1) Продолжить в верной последовательности перечисление букв алфавита.
2) Попросить детей выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве своего имени)
3) Подготовить схему для заполнения ее словами, используя алфавит, как основу организации списка. 
4) Составление классной алфавитной книги. 
Создание банка таких учебных ситуаций – одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов.
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2010 г.