Статья по методике преподавания литературы на тему Воспитание семейных ценностей на уроках литературы


ВОСПИТАНИЕ семейных ЦЕННОСТЕЙ
ЧЕРЕЗ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Все чаще в современном обществе с экранов телевизоров, в социальных сетях звучат призывы к возрождению традиционных семейных ценностей. Как ни странно, именно молодые люди приводят в пример мудрые слова классиков, красивые статусы о верности и любви. Почему же на практике оказывается всё гораздо сложнее и противоречивее? Почему создать и сохранить крепкую семью, а тем более, сделать себя и свою вторую половинку, своих детей счастливыми становится непосильной задачей?
Психологи утверждают, что ребёнок приобретает свой первый опыт, видя взаимоотношения родителей, и в будущем строит свою жизнь на основе усвоенных семейных традиций. А как же быть с нескончаемым потоком информации, в котором может затеряться даже взрослый, умудренный опытом человек?
Большую роль в формировании не только семейных, но и общечеловеческих ценностей, как и прежде, играет преподаватель. Педагогу дана возможность повлиять на становление обучающегося посредством разных методик, «научить учиться», действовать по алгоритмам и успешно применять свои знания и умения в разных сферах деятельности. Но поставить себя на место другого человека, научиться отвечать за свои поступки и прожить определенные жизненные ситуации студент может в большей степени на уроке литературы.
Серьёзная ответственность по выбору материала к уроку лежит на преподавателе. Конечно, если речь идет о традиционных ценностях, нельзя обойтись без русской классики. Например, изучение основ и принципов семейной жизни невозможно представить без знакомства с романом-эпопеей Л.Н.Толстого «Война и мир». Именно писателю принадлежит фраза, ставшая уже крылатой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» 2. 5. Знакомство с главными героями романа «Война и мир» вызывает в душе молодых людей живой отклик, они учатся вместе с ними думать, совершать ошибки и исправлять их, приобретая бесценный жизненный опыт. Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.
На таких уроках особое внимание следует уделять обсуждению проблемных вопросов, сопоставительному анализу персонажей, подготовке индивидуальных и групповых проектов по материалам романа, а также социальным проектам, отражающим современное состояние семьи или проблему сохранения семейных традиций.
Сложнее обстоят дела с выбором текстов для изучения современной литературы. Одним из самых интересных и обсуждаемых авторов постмодернизма в России является Людмила Стефановна Петрушевская. В своем творчестве она ориентируется на доступность восприятия текстов и одновременно на их глубинный гуманно-философский смысл. Во всей пестрой системе образов центральное положение у Петрушевской чаще всего занимает «мать и дитя».  
Рассказы Петрушевской небольшие по объёму и наиболее приближены к психологии современного подростка, к его видению мира. Одним из таких произведений является рассказ «Страна», в центре которого показана «тихая, пьющая женщина» и её маленькая дочь. Необходимо понимать, что изучение рассказа может затронуть самые глубокие струны юношеской души и напомнить о собственной жизненной ситуации. Но цель изучения таких произведений как раз и заключается в осознании обыденности происходящего, внутренней и внешней рефлексии студента, а также в желании не повторить судьбу героев. После прочтения рассказа обучающиеся делятся на группы и самостоятельно готовят проекты в виде презентаций о композиции произведения, об авторской позиции в рассказе и о характеристике его героев.
Урок можно начать притчей о маме, которая является ангелом-хранителем для своего ребёнка. Затем представить слайды с изображением семей, счастливых и несчастливых. Студенты очень тонко улавливают положительные и отрицательные эмоции на фотографиях и им нетрудно составить ассоциативную цепочку слов к разным слайдам. Таким образом педагог подводит детей к обсуждению главной темы рассказа – одиночества в семье.
На примере жизни матери и дочери можно выявить огромное количество социальных проблем современного общества, в том числе и причины разрушения семейных ценностей. Обучающиеся отмечают, что героиня из-за проблем с бывшим мужем погрузилась в себя, начала «заливать» своё горе и забыла, что у неё есть маленькая дочь, которая оказалась самым центром одиночества в этой семье: её оставил отец, уйдя к другой женщине, но самое страшное – мать перестала быть её ангелом-хранителем. Петрушевская очень коротко описывает жизнь героинь в прошлом и настоящем, но каждому знакома эта ситуация и, к сожалению, можно предугадать финал. Обучающиеся пытаются ответить на главный проблемный вопрос урока: почему одиночество в семье в современном мире стало не оксюмороном (совмещение несовместимых понятий), а страшной правдой?
На данном этапе урока можно обратиться к словарям В.Даля и С.И.Ожегова, чтобы вспомнить традиционное толкование слова «семья». Значение из словарей подходит для определения семьи в рассказе «Страна», но студенты отмечают, что нарушена внутренняя связь матери с ребенком: девочка привыкла «тихо играть на полу со своими старыми игрушками» пока мать допивает вино, они не разговаривают. Создаётся ощущение замкнутого, немого пространства, а кольцевая композиция подчеркивает безвыходность жизни героинь.
Обучающиеся также заостряют внимание на поступке отца, который бросил в первую очередь не жену, а ребёнка, прекратив с дочерью всякое общение. В последнее время эта проблема стала чуть ли не самой тупиковой, хотя для её решения в государстве проводится особая социальная политика.
На этапе рефлексии студентам предлагается составить из ключевого понятия урока «семья» акрослово (подобрать слова к каждой букве), которое становится итогом беседы и основой будущей семьи учащихся. Например,
с – счастье, сочувствие
е – единство, единодушие, естественность
м – мудрость, милосердие
ь – любовь
я – ядро, ячейка общества
Конечно, заставить молодых людей не повторять чужих ошибок не в силах педагога, но попробовать почувствовать и «впитать» в себя вечные ценности студенту необходимо. Великим достижением станет объединение сил родительского воспитания, мудрого влияния преподавателя на формирование личностных качеств подростка и грамотной государственной политики. Будущее России зависит от того, насколько сильно в человеке желание «семейственности», в котором заключена главная сила любой нации.
Литература
Бавин С. Обыкновенные истории: Л. Петрушевская. Библиографический очерк. – М., 1995. – 37 с.
Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 896 с.
Журнал: «Вопросы литературы» 2000 г. №2
Интернет-ресурсы
http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=32http://www.erlib.com/Людмила_Петрушевская/Страна/0/