Конспект урока по развитию речи на тему Сходство и различие диких и домашних животных


ГКОУ « Вышневолоцкая школа-интернат №2»
Конспект открытого урока по развитию речи
с обучающимися серьёзными нарушениями в интеллектуальном
развитии (7 класс )
Учитель: Васильева Н.Е.
Тема: «Сходство и различие домашних и диких животных»
Цель:
Дидактическая. Отрабатывать умение распределять животных на диких и домашних, сравнивать диких и домашних животных, называть и сходства и отличия;
Коррекционно-развивающая. Коррекция логического мышления путём упражнений в анализе сходства и различия диких и домашних животных;
Воспитательная. Формирование учебной мотивации.
Тип урока: Обобщающий.
Оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, авторский медиапродукт (наглядная презентация учебного материала), конверт с письмом, карточки с изображениями диких и домашних животных; рисунок с домом и лесом; разрезные картинки животных, мячик, музыкальная физминутка, иллюстрации для раскрашивания (животные).
Предварительная работа: просмотр презентаций, видеофильмов на темы: « Дикие, домашние животные»; рассматривание иллюстраций с этими животными. Прослушивание голосов в грамзаписи разных животных.
Структура урока
Основные этапы
Содержание урока
Наименование форм работы, упражнений
Вводная часть.
Организационный момент.

Основной этап.
Заключительная часть.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к гостям и поприветствуем их улыбкой.
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Ребята, а какое сейчас время года? ( ответы детей)
-А какое сегодня число? Месяц?
День недели?
Какой у нас сейчас урок?
-Молодцы! Правильно урок развитие речи.
Учитель показывает пиктограмму-картинку на которой изображён язычок
-Что вы видите на картинке? (ответы обучающихся)
Правильно, это язычок. Сейчас мы с вами сделаем гимнастику с язычком
Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»

Это Язычок пришел.
Вправо он сейчас пошел. Рот приоткрыть.
Высунуть узкий язык.Тянуться языком к правому уху.
Все, что нужно, увидал И налево зашагал.
Тянуться языком к левому уху.
Он окно не закрывает, вверх язычок поднимает.
Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу.
Он окно не закрывает, Вниз язычок опускает.
Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку.
Язычок не устает: Тянется теперь вперед.
Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед.
Поиграл он с вами в прятки И помчался на лошадке.
Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.
Введение в тему. Сюрпризный момент.
Учитель показывает картинку-пиктограмму животные
- Сегодня на нашем уроке мы продолжим беседу о домашних и диких животных. Слайд 1
Прежде чем начать, я хочу показать вам письмо, которое прислала нам девочка Алена. Давайте его прочитаем
Письмо: Приехала Алена в деревню к бабушке вечером. Легла спать, а утром. Отворилась тихо дверь
1. И вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко. И умылся серой лапкой, (кошка) Слайд 2
Алена узнала кто это. А вы?

Вышла она во двор, а там
2. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком (собака) Слайд 3
Узнали?
Пошла она дальше, а навстречу ей.
3. Маленькая, белая,
Пугливая, несмелая. Шерсть дает своей хозяйке, На шарфы и на фуфайки (овца) Слайд 4
Девочка не знала кто это. А вы?
Вдруг она увидела бабушку, а рядом
4 Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует. Ведь траву не так легко. Переделать молоко (корова) Слайд 5
А около них бегало другое животное.
5. Вместо хвостика – крючок, Вместо носа – пятачок. Пятачок – дырявый, А крючок – вертлявый (свинья) Слайд 6.
Как назвать, одним словом? Это кто? (животные)
А какие это животные? Слайд 7
Каких еще домашних животных вы знаете?
Дети называют: кролик, коза, лошадь и.т.д.
Какие еще животные есть? (дикие)
Давайте их тоже назовем. Внимание на экран
Слушаем загадки:
1. Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный? На собаку он похож, Что ни зуб, то острый нож! (волк) Слайд 8
2. Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мед, А зимой сосет он лапу (медведь) Слайд 9
3. Что за зверь лесной. Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы (заяц ) Слайд 10
4. Что это за шалунишка? Рвет с еловой ветки шишку, Семена в ней выгрызает, Шелуху на снег бросает (белка) Слайд 11
5. Всех зверей она хитрей, Шуба рыжая на ней (лиса) Слайд 12
Это дикие животные. Слайд 13
2) Вот мы и вспомнили всех животных.
-А теперь скажите, чем отличаются домашние животные от диких? Ответы детей (домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них, а дикие самостоятельно добывают себе пищу, строят жилища и т.д.)
Чем же так полезны домашние животные?
Корова – Что корова нам дает? Слайд 14.И сметану, и кефир,Сливки, ряженку и сыр,Творог, масло, простоквашу,Молоко для вкусной кашиНам дает Буренка наша.
Свинья – мясо. Слайд 15
Овца – У овечки шерсть густая. Слайд 16Она в кольца завитая.Постригу свою овцу – Теплый шарф себе свяжу.

3) Домашние животные живут рядом с человеком.
А где живут дикие животные? (в лесу) Слайд 17
Правильно. У каждого животного есть дом в лесу.
Только все эти дома, как вы знаете разные.
Учитель открывает классную доску, где карточки с изображениями диких животных медведь, лиса, заяц, белка, волк.
Дидактическая игра «Кто, где живет» Обучающиеся выбирают карточки с картинками жилищ животных и соотносят их с соответствующими животных).Медведь – в берлогеЛиса – в нореЗаяц – под кустомБелка – в дуплеВолк - в логове
- Ребята, вы успешно справились с заданием. Молодцы! Посмотрите на картинку и скажите, что мы сейчас будем делать? (Играть, выполнять упражнения)
Верно, внимание на экран.
Мы будем выполнять упражнения вместе с животным белочкой
Физминутка « Белочка» Слайд 18
-Все мы знаем, что животные не могут разговаривать, но они могут издавать различные звуки.
Давайте послушаем эти голоса.
Слушаем:Дидактическая игра: « Чей голос?»
( звучат голоса коровы, свиньи, лошади, овцы, кошки, собаки)
Молодцы! Отгадали всех животных.
Учитель показывает картинку-пиктограмму мяча.
Что мы с вами сейчас будем делать?
Правильно играть в мяч. Встаньте все в круг, я буду кидать вам мяч и называть животное, а вы должны назвать детёныша этого животного

Игра с мячом «Назови малыша».
У кошки - (котенок), у коровы – (теленок), у собаки – (щенок), у волка – (волчонок), у зайца – (зайчонок), у кролика – (крольчонок), у лисы – (лисенок), у белки – (бельчонок), у лошади – (жеребенок), у свиньи – ( поросёнок)
Учитель показывает пиктограмму-картинку разрезные картинки.
-Ребята, что мы с вами сейчас будем делать?
Правильно собирать разрезные картинки.
Сядем все тихонечко за свои столы.
У вас на столах лежат конверты с разрезными картинками.
Вы должны собрать животного и назвать его.Игра «Собери животного»( звучит лёгкая классическая музыка)
Обучающиеся собирают картинку и называют животного.
-Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Учитель обращает внимание на пиктограмму-картинку пальчики.
Что сейчас мы будем делать?
Правильно гимнастику для наших пальчиков.
Говорим вместе со мной и делаем.
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные». Слайд 19
Молодцы! Вы все сегодня хорошо занимались, старались правильно говорить, отвечать на вопросы.
III. Закрепление материала. - Давайте еще раз проверим, как вы делите животных на диких и домашних. На доске картинки с изображением домика и леса, а на столе карточки с названиями животных (для сильных детей), картинки (для слабых детей). Каждый из вас берет карточку, картинку и крепит ее либо к домику, если это домашнее животное или к лесу, если это дикое животное. Молодцы! IV. Подведение итогов. Рефлексия.
-А сейчас поднимите карточки со смайликами: если вам понравилось работать на уроке, всё было понятно - вы поднимаете весёлого смайлика; если вы на уроке поняли не всё – поднимаете грустного смайлика.- Так как вы все сегодня хорошо работали, я вам дарю небольшие подарки.
Вам нужно будет раскрасить животных .