А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказок. Сопоставление сказки Пушкина со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». Стихотворная и прозаическая речь.
«Деятельностный подход как основа введения ФГОС»
Королюк Н.С. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказок. Сопоставление сказки Пушкина со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». Стихотворная и прозаическая речь.
Цели деятельности учителя: обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений, сопоставление двух литературных сказок с одинаковым сюжетом.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, сравнивать сюжеты произведений, сравнивать произведения с одинаковым сюжетом.
Метапредметные УУД. Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязь, выделяет свойства в объектах сравнения, выделять общие признаки и отличие
Ход урока
Анализ текста сказки.
Проверка домашнего задания.
Расскажите, куда же отправляется Елисей? С кем встречается? Что значит «мудрел»? Почему ему приходится обратиться к Солнцу, Месяцу, Ветру?
Учащиеся зачитывают наизусть обращение королевича ко всем трем героям.
Сравните интонацию и чувства героя при обращении к Солнцу, Месяцу, Ветру.
К Солнцу К Месяцу К Ветру
отчаяние мольба «кинулся, взывая»,
надежда надежда огорчение, разочарование
В каких народных сказках герои обращаются к силам природы?
Понравился ли вам Елисей? Какими качествами характера он обладает?
За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбой. Мертвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? Справедливо ли наказана судьбой царица-мачеха?
Попробуем составить сравнительные характеристики героинь
План
Описание внешности.
Отношение к героине других персонажей.
Поведение.
Отношение автора
Царевна Царица-мачеха бескорыстная завистливая Различие
добрая злая кроткая эгоистичная сердечная черствая душой трудолюбивая ленивая Царского происхождения, умны, красивыСходство
В каких еще литературных и народных сказках вы встречались с такими героями, как мачеха и падчерица? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев» идр.)
2 Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и народных сказок.
Несомненно, А. С. Пушкин при написании своих сказок опирался на народное творчество, рассказы Арины Родионовны, произведения немецких сказочников братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов») и, конечно, не забывал о шутливом
соревновании с В.А. Жуковским на лучшую литературную обработку народной сказки.
Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что нужно сравнить, и то с чем сравнивается. Сравнить – найти черты сходства и различия.
Чем сходны литературные и народные сказки?
Премудрости сказки Народная сказка Сказка А.С. Пушкина
Присказки + -
Зачины + -
Концовки + Я там был, мед, пиво пил
Да усы лишь обмочил
Постоянные эпитеты + +
Повторы + +
Сказочные числа + +
Постоянные эпитеты в сказке А.С. Пушкина: « с белой зори», « черной зависти», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица», «темной ночки», «к красну солну» и др.
Ритмичные повторы: « ждет-пождет», « путь-дорога», « царь-отец», росла, росла», «красавица-девица» и др.
В чем различие пушкинской и народной сказок?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина Народная сказка
Стихотворная форма, есть рифма, ритм Прозаическая форма
Есть автор Нет автора
Повторение понятий рифма, ритм, прозаическая речь, стихотворная речь.
Вывод:
А.С. Пушкин сам называет свое произведение сказкой, и написано оно на основе народных волшебных сказок Арины Родионовны.
По сюжету и композиции пушкинская сказка тяготеет к народной сказке: в основе борьба добра и зла, мотив троекратного повтора и сказочных чисел, отсутствует зачин, но завершается сказка традиционной сказочной концовкой.
Пушкинская традиционная манера напоминает традиционную сказочную, автор использует постоянные эпитеты, слова и выражения, свойственные народной сказке.
3 Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящей царевны» В.А. Жуковского.
Работа в группах
1группа
Задание: по вопросам сравните сказки « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А. Жуковского.
Из-за чего произошли печальные события?
Кто исполнитель злой воли?
Кто помогает смягчить наказание?
Что является орудием зла?
Как и кем снято проклятие?
Сопоставьте финалы.
2 группа
Задание. И в народных сказках, и в сказке В.А. Жуковского, и в сказке А.С. Пушкина для достижения своей цели герои должны преодолевать препятствия, которые встречаются на их пути. Легкие, с вашей точки зрения, препятствия обозначьте треугольником, более сложные - кружочком, очень сложные – квадратом. Изобразите цепочку этих препятствий для каждого персонажа в отдельности (Иван-царевич, Царский сын, королевич Елисей). После этого попытайтесь сделать вывод о схожести и различии пути героя к цели в народной сказке «Царевна-лягушка», сказке «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Внутри каждого символа (треугольник, кружок, квадрат) запишите названия препятствия.
3 группа
Задание. Какая сказка - «Спящая царевна» В.А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – ближе к народной? Обоснуйте свой ответ.
Вывод
Сказка Пушкина ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы. В сказке Пушкина и в сказке Жуковского есть концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин чаще использует ритмичные повторы, постоянные эпитеты.
Домашнее задание: стр 109 ( Будьте внимательны к слову).